Схема циркуляции охлаждающей жидкости ваз 2109
6.3.2 Циркуляция охлаждающей жидкости
Циркуляция охлаждающей жидкости
После пуска холодного двигателя охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу, который ограничивается водяной рубашкой охлаждения двигателя и радиатором отопителя (рис. 5.25). Термостат остается закрытым, пока двигатель не нагреется до рабочей температуры.
Рис. 5.25. Схема циркуляции охлаждающей жидкости бензинового двигателя: А — термостат закрыт, жидкость циркулирует в двигателе по малому контуру при температуре ниже +85 °С (+87 °С); В – термостат частично открыт, жидкость циркулирует по малому и большому контурам при температуре от +85 (+87) до +94 °С (+102 °С); С — термостат полностью открыт, жидкость циркулирует по большому контуру, через радиатор, при температуре более +94 °С (+102 °С); 1 – блок цилиндров; 2 – головка блока; 3 – насос охлаждающей жидкости; 4 – термостат; 5 – нижний патрубок системы охлаждения; 6 – верхний патрубок системы охлаждения; 7 – радиатор; 8 – соединительный патрубок; 9 – патрубок для выхода воздуха; 10 – расширительный бачок; 11 – поплавок; 12 – сливной бачок; 13 – патрубок подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 14 – патрубок отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя правый; 15 – радиатор отопителя; 16 – патрубок отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя левый; 17 – масляный радиатор
В малом контуре термостат закрывает путь жидкости к радиатору.
Количество охлаждающей жидкости, циркулирующей по малому кругу, меньше, поэтому двигатель быстрее достигает рабочей температуры. Затем термостат открывается, и горячая охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор сверху вниз. В радиаторе в результате его обдува встречным потоком воздуха тепло от двигателя отводится в атмосферу. Термостат регулирует температуру охлаждающей жидкости, предохраняя двигатель от перегрева и охлаждения.
Охлаждающая жидкость напрямую подается обратно в двигатель. Так она быстрее нагревается, обеспечивая разогрев двигателя. Радиатор подключается только тогда, когда охлаждающая жидкость достигнет определенной температуры. Термостат открывается, холодная жидкость, выходящая из наружного контура, постепенно перемешивается с нагретой водой из малого контура. Это предотвращает так называемый холодный шок двигателя.
Как только температура охлаждающей жидкости начинает подниматься, термостат открывается, и жидкость начинает циркулировать по большому контуру, одновременно закрывается малый контур. При рабочей температуре охлаждающая жидкость циркулирует по нижнему шлангу с левого резервуара радиатора к водяному насосу, который нагнетает жидкость в блок двигателя, масляный радиатор и головку цилиндров. Большая часть жидкости затем через открытый термостат по верхнему шлангу подается назад, к правому резервуару радиатора, другая часть в это время подается в радиатор отопи-теля салона автомобиля. Вытекающая снизу из радиатора охлажденная жидкость, проходя двигатель, разогревается и попадает в радиатор сверху. При проходе через радиатор горячая жидкость охлаждается. Если при движении автомобиля температура охлаждающей жидкости опускается ниже рабочей температуры, термостат снова перекрывает проход через радиатор то тех пор, пока охлаждающая жидкость не нагреется до необходимой рабочей температуры.
Для повышения эффективности охлаждения радиатора частота вращения вентилятора может быть повышена за счет применения вязкостной муфты или, в зависимости от комплектации, электровентилятора. При выключенной муфте вентилятор вращается с теми же оборотами, что и коленчатый вал двигателя, но не быстрее 1000 об/мин. Вязкостная муфта или электровентилятор включаются от биметаллического выключателя или термовыключателя в том случае, если температура охлаждающей жидкости превышает определенное значение. Отключается вентилятор, когда температура охлаждающей жидкости опускается ниже рабочей.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Электровентилятор радиатора может включаться и при выключенном зажигании из-за аэродинамического нагрева двигателя.
ВАЗ 2109 – система охлаждения. Перегрев двигателя на автомобиле ВАЗ 2109
На автомобиле ВАЗ 2109 система охлаждения функционирует под небольшим давлением. В этой статье мы рассмотрим, за счет чего оно поддерживается, а также постараемся понять принцип работы всей системы. Но для этого необходимо внимательно изучить все компоненты системы и понять, какие функции выполняет каждый. Начать стоит с водяной помпы, так как она обеспечивает стабильную работу системы охлаждения во всех режимах.
Жидкостный насос
Такое название окажется правильным, так как водяная помпа – это узел, у которого совершенно иное предназначение. Функции, правда, одинаковые, но вы не забывайте, что в ВАЗ 2109 система охлаждения работает на антифризе. Или тосоле, если так вам будет угодно. Но стоит заметить, что тосол – это и есть антифриз. Разница между ними заключается в количество присадок, в том числе тех, которые обеспечивают смазку. Впрочем, любой спиртосодержащий продукт, даже водку, можно назвать антифризом.
Насос же необходим для перекачивания жидкости. С его помощью происходит циркуляция по большому и малому кругам. В результате этого охлаждение оказывается более эффективным. Состоит насос из корпуса, оси, на которой расположен шкив для соединения с ремнем ГРМ и пластиковая крыльчатка. Последняя позволяет производить перекачку жидкости. Между корпусом и осью находится подшипник. Именно он смазывается антифризом, поэтому использование воды крайне не рекомендуется. В итоге происходит разрушение подшипника.
Термостат
Этот элемент системы тоже играет чуть ли не главную роль. Хотя по факту, конечно, система может работать и без него. Устроена система охлаждения двигателя ВАЗ 2109 таким образом, что сначала происходит прогрев мотора до рабочей температуры – порядка 90 градусов. После этого необходимо дополнительно остужать жидкость. А дело в том, что сначала антифриз движется по малому кругу – проходит по рубашке охлаждения, поступает в радиатор печки, излишки уходят в расширительный бачок.
Но когда происходит прогрев до рабочей температуры, термостат направляет поток жидкости в радиатор. О том, как он работает, будет рассказано немного ниже. Термостат – это своеобразный механический клапан. Но он имеет небольшую доработку, которая позволяет автоматизировать работу охлаждения. Простая биметаллическая пластина, которая деформируется, когда на нее производится воздействие горячей жидкости. С ее помощью и открывается/закрывается клапан подачи антифриза в радиатор.
Радиаторы
Всего их два в системе – основной и печки. Но общая конструкция у них практически одинаковая. Независимо от того, система охлаждения ВАЗ 2109, инжектор установлен или же карбюратор, радиаторы используются одинаковые. Тонкие ячейки, по которым жидкость двигается сверху вниз. Ячейки окружены десятками тончайших пластин, они позволяют увеличить эффективность охлаждения двигателя. Но есть существенные различия в радиаторах.
Во-первых, основной имеет большие размеры по сравнению с радиатором печки. Во-вторых, функции совершенно иные. В-третьих, радиатор охлаждения имеет отверстие для установки датчика-выключателя вентилятора. Для сравнения – обдув радиатора печки можно включить при любой температуре. А вот основной запускается автоматически. Но про это будет рассказано в конце статьи.
Расширительный бачок и его пробка
Ну нельзя выделить самый важный элемент системы. Тут каждая мелочь играет чуть ли не главную роль. Даже система охлаждения ВАЗ 2109, карбюратор если установлен в системе впрыска, имеет одну важную деталь – расширительный бачок и пробку. В самом начале упоминалось о том, что в системе поддерживается постоянное давление, за счет которого циркуляция улучшается во много раз. Но это не последнее достоинство герметичного типа охлаждения.
На автомобиле ВАЗ 2109 система охлаждения работает так, что жидкость при высоком давлении закипает не при 100 градусах, а при более высоком значении. А это значит, что угробить двигатель становится сложнее. И поддерживать давление помогает пробка расширительного бачка. В ней установлены два механических клапана – на впуск и выпуск. Первый срабатывает тогда, когда давление в системе снижается до 0,13 Атм. А второй открывается, когда давление становится выше 1,3 Атм. Есть, конечно, небольшие погрешности, это усредненные значения.
Патрубки и хомуты
Даже патрубки системы охлаждения ВАЗ 2109, которые имеют простую конструкцию, играют не последнюю роль в функционировании всего автомобиля. С их помощью происходит подача жидкости в необходимые точки. Можно выделить несколько патрубков (при ремонте их следует заменять все, а не по одному):
- Термостат-кран печки.
- Термостат-радиатор.
- Термостат-расширительный бачок.
- Саксофон-дроссельный узел.
- Саксофон-кран печки.
- Кран-радиатор печки (два патрубка).
- Радиатор-блок двигателя.
- Блок двигателя-термостат («коротыш»).
- Термостат-саксофон («коротыш»).
Последние два получили такое название по той причине, что имеют маленькие размеры. Не стоит думать, что можно использовать обрезки от других патрубков. Они не смогут обеспечить герметичность, к сожалению. Саксофон – это название металлической трубы, которая соединяет термостат с помпой. Расположен он позади мотора, рядом с выпускным коллектором. При проведении замены патрубков обязательно меняйте все хомуты. Желательно использовать такие, у которых площадь соприкосновения с патрубком больше.
Датчики
Если посмотреть на радиатор охлаждения, то в нижней его части вы можете увидеть два провода и желтоватое устройство, вкрученное в отверстие. Это датчик-выключатель электрического вентилятора. В блоке двигателя установлен датчик температуры, который выдает сигнал на указатель или ЭБУ. Датчик включения вентилятора может коммутировать большие токи, но все равно рекомендуется изменить схему и сделать все, как на первых выпусках девяток – через электромагнитное реле.
Электровентилятор системы охлаждения
Стандартный электрический вентилятор, который устанавливается на девятках, имеет четыре лопасти. Но для улучшения охлаждения лучше применить тот, у которого шесть лопастей, так как он позволяет получить более сильный поток воздуха при той же мощности и скорости вращения. В салоне установлен радиатор печки, подача горячей жидкости в него происходит после открывания крана. В подкапотном пространстве смонтирован вентилятор, который подключается через реостат.
С помощью последнего происходит регулирование частоты вращения крыльчатки вентилятора. Выключатель установлен под магнитофоном, рядом с рычагами, которые управляют заслонками печки. Обратите внимание на то, что замена электрического вентилятора печки производится из-под капота, снимать “улитку” для этого не нужно.
Заключение
Вот и все, на ВАЗ 2109 система охлаждения рассмотрена, все мелочи описаны. Теперь вы знаете назначение каждого узла. Но нужно сделать некоторые выводы. Во-первых, необходимо проводить модернизацию для спокойной езды по пробкам в городе. Для этого нужно использовать помпу с крыльчаткой, у которой большее число лопастей. Во-вторых, провести установку электрического вентилятора с шестью лопастями. В-третьих, провести изменение схемы включения вентилятора, установив дополнительное электромагнитное реле. В-четвертых, параллельно датчику подключить кнопку, которую необходимо установить в салоне. С ее помощью вы сможете включить электровентилятор, если выйдет из строя датчик.
Схема циркуляции охлаждающей жидкости ваз 2109
Нашел информацию о там как сделать печь более производительнее. Суть заключается в том, что (1.) Подводящая труба насоса немного! перекрывается возле ( 6.) Термостата, и из-за этого создается более активная циркуляция нагретого тосола через радиатор печи отопления.
То есть примерно так:
В этом месте поток ограничивают, ставят либо краник, либо изготавливают спец.шайбы, а если проще то ставят пробку от пластиковой бутылки с отверстием около 1-1,5см. Так же можно приколхозить =) какой нибудь зажим для патрубка.
Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией.
Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка
Выпускной клапан поддерживает повышенное (по сравнению с атмосферным) давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери).
Он открывается при давлении 1,1- 1,5 кгс/см 2 .
Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 кгс/см 2 (на остывающем двигателе).
Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.
Последний включается датчиком, ввернутым в левый бачок радиатора.
Контакты датчика замыкаются при температуре 99±2°С, а размыкаются при температуре 94±2°С.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели.
Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма.
Корпус насоса – алюминиевый.
Валик вращается в двухрядном подшипнике с “пожизненным” запасом пластичной смазки.
Наружное кольцо подшипника стопорится винтом.
На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний – крыльчатка.
К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник.
При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат.
На холодном двигателе перепускной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор.
Малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора.
При температуре 87±2°С перепускной клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор.
При температуре около 102°С патрубок полностью открывается, и вся жидкость циркулирует по большому кругу. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.
Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок.
Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами.
Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой.
Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку.
Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний.
Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.
Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.
Возможные неисправности
Методы устранения
Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке
Повреждение радиатора, шлангов, ослабление их посадки на патрубках.
Подтекание жидкости из крана отопителя
Герметичность радиатора проверяется в ванне с горячей водой сжатым воздухом под давлением 2,0 бар (2,0 кг/см 2 )
Замените поврежденные детали.
Подтяните хомуты на шлангах
Утечка жидкости через манжету (сальник) насоса охлаждающей жидкости
Замените насос в сборе
Повреждена прокладка головки цилиндров. Дефект блока или головки цилиндров
При замене масла из картера выливается эмульсия с белесым оттенком.
Возможно появление обильного белого дыма из глушителя.
Потеки охлаждающей жидкости на наружной поверхности двигателя
Поврежденные детали замените.
Не используйте зимой воду в системе охлаждения, заливайте охлаждающую жидкость, соответствующую климатическим условиям
Двигатель долго прогревается до рабочей температуры
Замените неисправный термостат
Низкая температура воздуха (ниже –15°С)
Утеплите двигатель: установите термошумоизоляционный материал под капотом, щитки перед радиатором.
Не перекрывайте всю площадь радиатора в зоне крыльчатки вентилятора!
Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя (даже на холодном двигателе)
Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости системы впрыска или его цепях
Датчик и цепи проверяются омметром
Неисправный датчик замените
Не размыкаются контакты реле включения электровентилятора
Неисправное реле замените
Не размыкаются контакты термовыключателя радиатора
При отсоединении клемм от выводов термовыключателя электровентилятор перестает работать
Двигатель перегревается (стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне)
Замените неисправный термостат
Недостаточное количество охлаждающей жидкости
Уровень жидкости ниже метки на расширительном бачке.
На блоке системы контроля горит соответствующий индикатор
Устраните утечки. Долейте охлаждающую жидкость
Паровые пробки в системе охлаждения из-за негерметичности пробки расширительного бачка
Нанесите мыльную пену на пробку бачка, заглушите двигатель и сдавите руками шланги системы охлаждения.
Воздух не должен выходить из-под пробки
Замените пробку и / или бачок
Много накипи в системе охлаждения
Промойте систему охлаждения средством для удаления накипи. Не используйте жесткую воду в системе охлаждения
Загрязнены ячейки радиатора
Промойте радиатор струей воды под давлением
Неисправен насос охлаждающей жидкости
Разберите насос, осмотрите, измерьте детали
Замените изношенные детали или насос в сборе
Не включается электровентилятор системы охлаждения
Замкните между собой контакты термовыключателя радиатора.
Если вентилятор работает – неисправен датчик, если нет – электрические цепи или электродвигатель вентилятора (проверяются омметром).
Проверьте, подается ли напряжение 12 В на управляющий контакт реле электровентилятора.
Если да, то неисправны реле или электродвигатель вентилятора, если нет – блок управления впрыском или его цепи
Восстановите контакт в электрических цепях. Неисправные термовыключатель, реле, электродвигатель, блок управления замените
Недопустимо низкое октановое число бензина
Заправляйте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем
Много нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов
Устраните причину нагарообразования. Применяйте масло рекомендованной вязкости и, по возможности, с низкой зольностью
Система охлаждения ВАЗ 2109 состоит из пяти основных элементов. Каждый автовладелец должен знать схему устройства данного узла, чтобы избежать неожиданностей на дорогах. Преимущества автомобилей отечественного производства состоит в особенной неприхотливости работы: главное, суметь завести двигатель.
Большинство поломок на наших авто исправляется подручными средствами. Даже если снять с авто некоторые детали, все равно можно доехать до финишной точки.
Основные части системы охлаждения
В основную функцию охлаждающего узла входит отбор избыточного тепла от перегретых деталей двигателя. Это обеспечивает принудительная циркуляция системы охлаждения ВАЗ 2109.
Узел охлаждения двигателя ВАЗ 2109 представляет собой герметичную систему замкнутого типа с циркуляцией жидкости принудительного типа. Наличие впускных/выпускных клапанов обеспечивает поддержание давления во время движения автомобиля. Схема системы охлаждения ВАЗ 2109 состоит из следующих основных элементов:
- расширительный бачок;
- жидкостный насос;
- радиатор;
- электровентиляторы;
- датчики;
- термостат.
Работа системы охлаждения ВАЗ 2109 начинается с расширительного бачка. Расширительный бачок – основной элемент в данной схеме: в него заливается рабочая жидкость. В бачке находится своеобразный резервуар, в который поступают излишки закипевшего (расширенного) антифриза. После остывания жидкость возвращается в систему. Общий объем системы охлаждения ВАЗ 2109 составляет 7,8 литров.
Расширительный бачок снабжен клапанами, в функцию которых входит поддержание давления определенной величины. При повышении давления работает выпускной клапан, при понижении давления – впускной. Синхронная работа клапанов поддерживает давление в рабочем состоянии. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного вещества (полиэтилена), благодаря чему можно наблюдать за уровнем жидкости.
Для соединения бачка с термостатом используются шланги системы охлаждения ВАЗ 2109.
Замена деталей узла
После 15 000 км пробега производится диагностика герметичности и ремонт системы охлаждения ВАЗ 2109 в случае обнаружения течи в местах соединения узла со шлангами. Шланги подлежат замене при утере эластичности или повреждении целостности. Перед заменой шлангов рекомендуется освободить систему от жидкости. Патрубки системы охлаждения ВАЗ 2109 необходимо менять при выходе шлангов из строя.
Жидкостный насос (помпа) обеспечивает охлаждение мотора. В основе данного элемента системы лежат три детали:
В системе охлаждения находится два радиатора: первый расположен между фарами, второй – на печке. Благодаря удачному расположению основного радиатора осуществляется качественный обдув двигателя.
Другой распостраненной проблемой в ремонте автомобилей является тормозная система, об этом можно прочитать в этой статье . О том, как тюнинговать ВАЗ 2109, читайте здесь .
Корпус насоса изготовлен из алюминия. Узел запускается от шкива коленвала зубчатым ремнем. При неисправности системы охлаждения ВАЗ 2109 рекомендуется заменять насос в комплексе со всеми элементами. Проверьте пробки мотора и радиатора на предмет течи. В случае подтекания их следует подтянуть. Датчик вентилятора тоже может подтекать и требовать более плотной фиксации. Радиатор необходимо менять по причине обнаружения течи антифриза.
Для более детального ознакомления с системой охлаждения отечественных автомобилей советуем посмотреть краткий видеокурс.
Система охлаждения двигателя Ваз 2108,2109,21099
Ссылки на книги и материалы предоставлены для ознакомления, с последующим обязательным удалением, авторские права на книги принадлежат исключительно авторам книг
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ.
Система охлаждения жидкостная закрытого типа с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком 7. Система имеет насос 27 охлаждающей жидкости, неразборный термостат 6, электровентилятор, радиатор 18 с расширительным бачком 7, трубопроводы, шланги, сливные пробки. Привод насоса осуществляется от зубчатого ремня 28 привода распределительного вала. Вместимость системы, включая отопитель салона, составляет 7,8 л. Для контроля температуры жидкости имеется датчик 12, который завернут в рубашку охлаждения головки блока цилиндров. Указатель температуры жидкости устанавливается на комбинации приборов. При работе двигателя нагретая в рубашке охлаждения блока и головки блока цилиндров жидкость поступает через выпускной патрубок 3 по шлангу 11 в радиатор для охлаждения или в термостат 6, в зависимости от положения клапанов термостата. Далее охлаждающая жидкость всасывается насосом 27 и направляется в рубашку охлаждения двигателя. По шлангам 2 и 5 обеспечивается циркуляция жидкости и подогрев горючей смеси во впускной трубе и подогрев зоны дроссельной заслонки первой камеры карбюратора. К системе охлаждения через патрубки 4 и 37 шлангами подключается радиатор отопителя салона автомобиля Насос охлаждающей жидкости 27 центробежного типа. Корпус 30 насоса изготавливается из сплава алюминия, валик 34 устанавливается в двухрядном шариковом подшипнике 32, который в корпусе стопорится винтом 31. Чтобы винт не ослабевал, контуры гнезда стопорного винта расчеканиваются после сборки. Подшипник не имеет внутренней обоймы, роль обоймы выполняет валик насоса. При сборке подшипник заполняется смазкой Литол-24 и в дальнейшем не смазывается. На передний конец валика напрессовывается зубчатый шкив 33, на задний – крыльчатка 36. Зубчатый шкив изготавливается из металлокерамической композиции. К торцу крыльчатки, закаленному токами высокой частоты, на глубину 2-3 мм прижимается упорное уплотнительное кольцо 29 сальника 35, изготовленное из графитовой композиции. Сальник неразборный, запрессовывается в корпус насоса и предотвращает подтекание охлаждающей жидкости. Радиатор 18 разборный трубчатопластинчатый с пластмассовыми бачками 16 и 25. Сердцевина радиатора состоит из алюминиевых трубок 22 и алюминиевых охлаждающих пластин 23, крепится к пластмассовым бачкам и уплотняется резиновыми прокладками. Радиатор не имеет заливной горловины, верхний патрубок бачка 16 соединяется шлангом 10 с расширительным бачком. Левый бачок 16 имеет также подводящий и отводящий патрубки для подсоединения шлангов 11 и 9. Правый бачок 25 радиатора имеет сливную пробку 26 и датчик 24 включения и выключения электровентилятора. Расширительный бачок 7 изготавливается из полу-прозрачной пластмассы, крепится ремнем к кронштейнам левого брызговика кузова. Нижний патрубок расширительного бачка соединяется шлангом с термостатом. Для предотвращения образования паровых пробок верхний патрубок бачка соединяется шлангом 10 с патрубком радиатора. Бачок имеет заливную горловину, закрываемую пластмассовой пробкой 8 с выпускным (паровым) 20 и впускным 21 клапанами. Клапаны в пробке устанавливаются в отдельном неразборном корпусе 19. Давление начала открытия выпускного клапана составляет 1,1 кгс/см2, впускного – 0,03-0,13 кгс/см2. Для полного слива жидкости из системы должны быть вывернуты сливные пробки из бачка радиатора и из блока цилиндров, а также обязательно должна сниматься пробка 8 расширительного бачка. Электровентилятор состоит из электродвигателя 14 и крыльчатки 17. Крыльчатка четырехлопастная, изготавливается из пластмассы. Лопасти крыльчатки имеют переменный по радиусу угол установки и для уменьшения шума переменный шаг по ступице. Крыльчатка устанавливается на валу электродвигателя и поджимается гайкой Для лучшей эффективности работы электровентилятор находится в кожухе 15, который крепится на кронштейнах радиатора в четырех точках. Электровентилятор в сборе устанавливается в резиновых втулках и крепится гайками на шпильках кожуха. Включение и выключение электровентилятора осуществляется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости датчиком 24 типа ТМ-108. завернутым в бачок радиатора с правой стороны. Температура замыкания контактов датчика 99±3’С, размыкания 94±3’С Термостат системы охлаждения ускоряет прогрев двигателя и поддерживает необходимый тепловой режим. При оптимальном тепловом режиме температура охлаждающей жидкости должна быть 85-95’С. Термостат 6 состоит из корпуса 42 и крышки 43, которые завальцовываются вместе с седлом основного клапана 46. Термостат имеет входной патрубок 44 входа охлажденной жидкости из радиатора, входной патрубок 41 шланга перепуска жидкости из головки блока цилиндров в термостат, патрубок 47 подачи охлаждающей жидкости в насос и патрубок 45 шланга расширительного бачка. Основной клапан 46 запрессовывается в стакан, в котором завальцована резиновая вставка 39. В резиновой вставке находится стальной полированный поршень 40, закрепленный на неподвижном держателе 49. Между стенками стакана и резиновой вставкой находится термочувствительный твердый наполнитель 38. Основной клапан прижимается к седлу пружиной. На основном клапане крепятся две стойки, на которых устанавливается перепускной клапан 48, поджимаемый пружиной. Термостат, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, автоматически включает или отключает радиатор системы охлаждения, пропуская жидкость через радиатор, или минуя его.
Система охлаждения двигателя. 1. Подводящая труба насоса; 2. Шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы на подогрев карбюратора: 3. Выпускной патрубок головки блока цилиндров; 4. Патрубок подвода жидкости в радиатор отопителя салона; 5. Шланг отвода жидкости с подогрева карбюратора и впускной трубы; 6 Термостат; 7. Расширительный бачок, 8. Пробка расширительного бачка; 9 Отводящий шланг радиатора; 10. Шланг от расширительного бачка к радиатору; 11. Подводящий шланг радиатора; 12. Датчик температуры охлаждающей жидкости; 13. Головка блока цилиндров: 14 Электродвигатель; 15. Кожух электровентилятора; 16. Левый бачок радиатора; 17 Крыльчатка электровентилятора; 18. Радиатор; 19. Корпус клапанов пробки расширительного бачка; 20. Выпускной клапан пробки; 21. Впускной клапан пробки; 22. Охлаждающие трубки радиатора, 23. Охлаждающие пластины радиатора: 24. Датчик включения и выключения электровентилятора; 25. Правый бачок радиатора; 26. Сливная пробка радиатора; 27. Насос охлаждающей жидкости; 28. Зубчатый ремень газораспределительного механизма; 29 Упорное кольцо сальника; 30. Корпус насоса; 31. Стопорный винт; 32. Подшипник валика насоса; 33. Зубчатый шкив насоса; 34 Валик насоса; 35 Сальник; 36. Крыльчатка насоса; 37. Патрубок подвода жидкости из радиатора отопителя салона, 38. Твердый термочувствительный наполнитель; 39. Резиновая вставка; 40 Поршень рабочего элемента; 41. Входной патрубок (от двигателя); 42. Корпус термостата; 43. Крышка термостата; 44. Входной патрубок (от радиатора), 45. Патрубок термостата, соединенный с расширительным бачком; 46. Основной клапан термостата, 47. Патрубок термостата для подачи жидкости в насос; 48. Перепускной клапан термостата; 49 Держатель; I. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; II Пробка расширительного бачка; III. Насос охлаждающей жидкости; IV. Схема работы термостата; А Температура жидкости выше 102’С; В Температура жидкости от 87’С до 102’С: С. Температура жидкости ниже 87’С.