Autoexpertion.ru

Пайка алюминиевого радиатора охлаждения двигателя

Как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях

Здесь вы узнаете о том как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях: особенность батарей, способы пайки, холодная сварка, применение клея, как правильно заварить обогреватель и последовательность действий.

Как показывает многолетняя практика использования алюминиевых радиаторов, они отлично себя зарекомендовали, но, как и у других видов обогревателей, у них бывают протечки и аварии.

Чтобы не менять всю батарею или ее секцию, можно произвести пайку, но при этом следует знать и учитывать особенности алюминия.

Особенность батарей

Когда радиаторы начинают течь, существует два способа устранения нарушений. Их можно запаять или заклеить. Пайка алюминиевого радиатора – процедура сложная ввиду химических свойств этого металла.

При соприкосновении с кислородом алюминий окисляется, и на его поверхности образуется тонкая оксидная пленка. Это во всех отношениях полезное покрытие защищает металл от коррозии при столкновении с кислородом, но с другой стороны, он же не дает качественно произвести пайку, во время которой необходим контакт припоя с его поверхностью.

Если не создать прямого контакта металла с припоем, то заделанное отверстие или трещина в скором времени опять дадут течь. Иногда возле некачественного припоя образуются новые трещины, что только усугубляет состояние радиатора.

Чтобы получить нужный результат, оксидную пленку придется удалить, но если это сделать без специальных приспособлений, то металл при соприкосновении с кислородом вновь ее образует, так что вместо того, чтобы паять, придется все время ее удалять.

Чтобы разорвать этот круг, были придуманы специальные растворы для пайки алюминия, которые называются флюсами.

Они обладают следующими способностями:

  1. В основе такого средства органические и неорганические компоненты, которые способны не только разрушать защитную пленку на металле, но и пресекать ее появление.
  2. Они предотвращают растекание припоя по остальной поверхности, локализуя его исключительно на обрабатываемом месте.
  3. Подобный флюс не вступает в химическую реакцию с припоем, обеспечивая качественную пайку.

Таким образом, на вопрос, можно ли запаять алюминиевый радиатор, ответ однозначный: «да» при условии, что под рукой есть подобное средство.

Чтобы работа была выполнена правильно, особенно если предстоит все делать самостоятельно, необходимо подготовить следующие инструменты:

  • паяльное устройство;
  • горелку;
  • специальную емкость для разогрева припоя;
  • наждачную бумагу.

В качестве припоя можно использовать железные опилки, канифоль или оловянно-свинцовую смесь.

Как запаять алюминиевый радиатор?

Способ 1

Этот способ, хотя и несложный, и с ним справится даже новичок, требует усидчивости и времени. Чтобы знать, как запаять алюминиевый радиатор с его помощью, потребуется подготовить канифольно-железный припой.

Последовательность действий, которая обеспечит качественное паяние, заключается в следующем:

  1. Важно подготовить поверхность радиатора к работе. Для этого его нужно снять, удалив заранее из системы теплоноситель. Поверхность места, где будут проводиться работы нужно тщательно промыть от загрязнений, затем зачистить при помощи наждачной шкурки и растворителя. Обязательно подготовленное место следует обезжирить, взяв для этого любое средство, содержащее спирт. После всех манипуляций поверхность вытирается насухо, и радиатор готов к следующему этапу работ.
  2. Приготовление припоя производится на тигле, который можно поставить на горелку или газовую плиту. В крайнем случае, можно применить паяльник. Канифоль нужно растопить, а затем добавить в него железные опилки и хорошо перемешать. Соотношение материалов должно быть 2:1.
  3. Флюсовый раствор наносится таким образом, чтобы покрыть весь участок работ, иначе вновь образованная оксидная пленка уничтожит все труды. По окончании пайки вся ремонтируемая поверхность должна находиться под раствором.
  4. Сам припой выполняется следующим образом:
    • на паяльник набирается небольшое количество канифольно-железного припоя;
    • его следует наносить на поверхность радиатора так, чтобы он оказался покрыт сверху флюсом;
    • все действия паяльником производятся круговыми движениями, это позволяет паяльнику смещать частицы припоя, которые при этом разрушают оксидную пленку, а наличие канифоли не позволяет ей вновь образовываться.
Читать еще:  На каких двигателях калины гнет клапана

Решая, как паять алюминиевый радиатор, следует помнить, что подобный способ годится для устранения мелких дефектов. Если требуется «залатать» большой по площади участок, то придется готовить флюс самостоятельно.

Способ 2

Для этого способа придется применить припой из сочетания олова, свинца и висмута, а средство для снятия оксидной пленки приготовить из следующих компонентов:

  • криолит должен составлять 10%;
  • добавить 4% сернокислого натрия;
  • доля хлористого лития должна быть 23%;
  • основой раствора является хлористый калий — 56%;
  • поваренной соли оставшиеся 7%.

Смешав все компоненты, получается раствор, которым можно покрыть большую площадь поверхности обогревателя.

Последовательность действий позволит разобраться, как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях:

  1. Провести предварительные работы по очистке поверхности, как это было описано выше. Алюминий должен быть чистым, сухим и обезжиренным.
  2. Особенностью этого способа является кропотливое изготовление флюса, для чего каждый компонент по отдельности измельчается до состояния пудры, после чего их нужно соединить и тщательно перемешать.
  3. Готовую смесь разогреть и вылить на место припоя.
  4. Пайка выполняется так же, как и в первом способе, обязательно соблюдая условие, что припой должен оказаться под слоем флюса.

Не зависимо от того, каким способом была произведена пайка, качество работы должно быть проверено. Для этого в радиатор наливается подкрашенная и вода. Если спустя час-два она так и не просочилась, значит, пайка была проведена качественно.

Применение клея

Использование клея – это крайний случай, когда ремонт требуется срочный, а отключить радиатор от теплосети не удается. Клей может обеспечить целостность конструкции, но ненадолго, поэтому по истечению отопительного сезона воду нужно из системы слить, радиатор снять и произвести полноценный ремонт.

Заклеить небольшое отверстие или трещину можно при помощи эпоксидного клея, цемента или по методу холодной сварки.

Чтобы применить эпоксидный клей, понадобится:

  1. Плотная ткань, которой нужно будет обмотать место течи. Этот способ не всегда эффективен, так как далеко не везде ткань можно хорошо закрепить. Полотно необходимо разрезать на длинные и узкие полосы.
  2. Зачистить поверхность на месте поломки. Требуется удалить всю краску и тщательно очистить металл до самой поверхности. Подготовленное место нужно промыть и обезжирить.
  3. Место течи смазывается клеем, поверх которого наматывается полоска ткани. На эту полоску так же наносится слой клея и обматывается второй слой ткани. Таких слоев должно быть не менее четырех.
  4. Зафиксировать полученные слои хомутом или обычной проволокой.
  5. Дать клею просохнуть, на что может потребоваться от 2 часов до 3-х дней.
Читать еще:  Причины троения двигателя ваз

Для того, чтобы улучшить свойства клея, в него добавляют бронзовую или алюминиевую пудру. Аналогичным способом производится заклейка цементом, только вместо ткани в цементе замачиваются медицинские бинты.

Холодная сварка

Одним из самых надежных способов «подлечить» обогреватель – это сварка алюминиевого радиатора холодным методом. Для этого используют либо одноцветный, либо двухцветный специальный герметик. Одноцветное средство нужно хорошо размять, предварительно надев на руки защитные перчатки. По своей пластичности эта замазка напоминает детский пластилин.

Двухцветный аналог вначале нужно хорошо размешать до однородного цвета, а по мере замеса, он приобретает липкие свойства.

Последовательность действий, как заварить алюминиевый радиатор заключается в следующем:

  1. Подготавливается поверхность батареи.
  2. Отрезается кусочек замазки нужной длины и разминается.
  3. Размягченную сварку нанести на трещину или дыру и хорошо затереть это место, для чего можно использовать смоченный водой шпатель.
  4. Все 5 минут, что холодная сварка схватывается, нужно следить, чтобы не появлялись пузыри. Если их игнорировать, то спустя время они лопнут и работу нужно переделывать заново. Если пузырь появился над местом сварки, его нужно снова растереть шпателем и так все время, пока замазка схватывается.
  5. Место, где была закрыта дыра, можно дополнительно прихватить хомутом.

Выполнять подобные работы можно самостоятельно, но при условии, что дефекты небольшие. В случае серьезного прорыва придется либо вызывать специалистов, чтобы они оценили, насколько радиатор пострадал, и произвели ремонт, либо покупать новую секцию, а в случае с панельной моделью – всю панель.

Как выполняется пайка радиаторов из алюминия

Радиаторы и их ремонт

В современном мире функции отопления и охлаждения выполняют радиаторы. Они излучают тепловые волны и рассеивают тепло в воздухе. Изготавливают приборы из различных металлов и их сплавов. Радиаторы чаще имеют такую неисправность как трещина, через которую начинается течь. Эту поломку устраняют разными способами, самыми надежными из которых будут сварка и пайка.

Устройство алюминиевого радиатора.

Сварка (аргоновая) требует профессионализма, опыта работы, оборудования, применима только для толстых листов металла, и, следовательно, ее сложно рекомендовать для самостоятельного ремонта радиаторов. В то время как пайка (соединение нужных деталей при помощи припоя) является процедурой вполне доступной для выполнения. Такой ремонт медных и алюминиевых устройств хорошо производить по уже зарекомендовавшим себя технологиям.

Ремонтируем алюминиевый радиатор

Использование радиатора возможно, например, для охлаждения автомобильных двигателей, отопления салона в автомобиле, для отопления квартир и других помещений. Используют алюминиевые радиаторы достаточно часто, так как теплоотдача у алюминия высокая и, следовательно, приборы быстрее остывают и нагреваются, они компактны и вес их небольшой.

Алюминиевые радиаторы (в отличие от латунных изделий) нелегко запаять, потому что их поверхность быстро окисляется и покрывается прочной инертной пленкой, которая мешает зафиксировать припой на металле.

Перед ремонтом радиатор нужно снять и, слив жидкость, хорошо просушить. Пайку алюминиевых приборов нужно производить, имея инструменты:

  • керамический тигель;
  • напильник;
  • наждачную бумагу;
  • паяльник (от 100 Вт).
  • канифоль;
  • специальный припой (например, П150А, П250А, П300А);
  • железные опилки (помельче);
Читать еще:  Стоит ли промывать двигатель перед заменой масла

Далее подробно выполняем инструкцию.

  1. Подготавливаем место пайки, очищая его наждачной бумагой но, не царапая поверхность.
  2. Расплавляем в тигле канифоль и готовим смесь (канифоль 2 части и опилки 1 часть), которую будем использовать (после остывания) в качестве флюса.
  3. Холодный паяльник очищаем напильником от окалины и включаем в сеть. Теперь прогреваем место, которое ремонтируется, при помощи нагретого паяльника, нанося на него смесь из канифоли. Наносим канифоль на прогретую поверхность, а не на паяльник, так как она может начать обугливаться (при 315°C) и потерять свойства флюса.
  4. Лудим поверхность, потирая ее и делая кругообразные движения.
  5. Увидев, что канифоль растекается, продолжаем лудить, добавляя понемногу припой (свинцово-оловянный), к которому примешаны железные опилки, набирая его жалом паяльника. Опилки очищают поверхность от оксидной пленки, разрушая ее (тогда олово образует соединение с алюминием), а канифоль, защищая поверхность от воздуха, предохраняет ее от окисления.
  6. Далее запаиваем трещину припоем.

Диагональная схема подключения радиаторов отопления.

Таким способом можно заделать у алюминиевых радиаторов небольшую трещину, но если она велика, то высокопрочный шов можно получить с помощью смеси олова с висмутом, используя вместо флюса плавень. Готовим припой: расплавляем в тигле, смешивая, висмут и олово (5 и 95 частей). Делаем плавень: измельчаем по отдельности, затем смешивая их, такие ингредиенты:

  • хлористый калий (56%);
  • криолит (10%);
  • хлористый литий (23%);
  • 6,5% поваренная соль;
  • натрий сернокислый (4%).

Сосуд со смесью плотно закупориваем, так как она быстро впитывает влагу. Теперь нужно нанести плавень на весь рабочий участок, прогреть поверхность паяльником, и паять, добавляя порции припоя, который закроет отверстие.

Используем другой вариант пайки

Поврежденный участок перед применением пайки можно закрыть слоем меди. Готовят инструменты:

Размеры алюминиевого радиатора.

Материалы нужны следующие:

  • раствор медного купороса (CuSO4);
  • медная проволока;
  • флюс;
  • припой.
  1. Хорошо зачищают место, которое нужно запаять.
  2. Затем осторожно капают на него немного купороса (раствор), чтобы образовалась большая «капля».
  3. К радиатору подсоединяют отрицательный полюс батарейки (например, от карманного фонарика), а положительный ее полюс соединяют с кусочком провода (диаметр 1 мм) из меди без изоляции.
  4. Другим концом провод должен погружаться в «каплю» купороса, но не касаться металла. Вскоре под каплей, на поверхности радиатора, тонким слоем появится красная медь, осевшая из купороса.
  5. Далее поверхность промывают и высушивают, а потом производят лужение паяльником и обычную пайку с использованием припоя. Теперь трещина будет закрыта надежно, так как припой хорошо ложится на медную поверхность.

Заключение

Пайка алюминиевого радиатора требует от мастера не только ответственности и сноровки, но и определенных знаний, а также строгого следования технологии. Понять основные хитрости описанной методики вам поможет видео в этой статье, а советы по выполнению сложных операций вы можете получить, задав вопрос в комментариях.

Как выполняется пайка радиаторов из алюминия

Радиаторы и их ремонт

В современном мире функции отопления и охлаждения выполняют радиаторы. Они излучают тепловые волны и рассеивают тепло в воздухе. Изготавливают приборы из различных металлов и их сплавов. Радиаторы чаще имеют такую неисправность как трещина, через которую начинается течь. Эту поломку устраняют разными способами, самыми надежными из которых будут сварка и пайка.

Устройство алюминиевого радиатора.

Сварка (аргоновая) требует профессионализма, опыта работы, оборудования, применима только для толстых листов металла, и, следовательно, ее сложно рекомендовать для самостоятельного ремонта радиаторов. В то время как пайка (соединение нужных деталей при помощи припоя) является процедурой вполне доступной для выполнения. Такой ремонт медных и алюминиевых устройств хорошо производить по уже зарекомендовавшим себя технологиям.

Ремонтируем алюминиевый радиатор

Использование радиатора возможно, например, для охлаждения автомобильных двигателей, отопления салона в автомобиле, для отопления квартир и других помещений. Используют алюминиевые радиаторы достаточно часто, так как теплоотдача у алюминия высокая и, следовательно, приборы быстрее остывают и нагреваются, они компактны и вес их небольшой.

Алюминиевые радиаторы (в отличие от латунных изделий) нелегко запаять, потому что их поверхность быстро окисляется и покрывается прочной инертной пленкой, которая мешает зафиксировать припой на металле.

Перед ремонтом радиатор нужно снять и, слив жидкость, хорошо просушить. Пайку алюминиевых приборов нужно производить, имея инструменты:

  • керамический тигель;
  • напильник;
  • наждачную бумагу;
  • паяльник (от 100 Вт).
  • канифоль;
  • специальный припой (например, П150А, П250А, П300А);
  • железные опилки (помельче);

Далее подробно выполняем инструкцию.

  1. Подготавливаем место пайки, очищая его наждачной бумагой но, не царапая поверхность.
  2. Расплавляем в тигле канифоль и готовим смесь (канифоль 2 части и опилки 1 часть), которую будем использовать (после остывания) в качестве флюса.
  3. Холодный паяльник очищаем напильником от окалины и включаем в сеть. Теперь прогреваем место, которое ремонтируется, при помощи нагретого паяльника, нанося на него смесь из канифоли. Наносим канифоль на прогретую поверхность, а не на паяльник, так как она может начать обугливаться (при 315°C) и потерять свойства флюса.
  4. Лудим поверхность, потирая ее и делая кругообразные движения.
  5. Увидев, что канифоль растекается, продолжаем лудить, добавляя понемногу припой (свинцово-оловянный), к которому примешаны железные опилки, набирая его жалом паяльника. Опилки очищают поверхность от оксидной пленки, разрушая ее (тогда олово образует соединение с алюминием), а канифоль, защищая поверхность от воздуха, предохраняет ее от окисления.
  6. Далее запаиваем трещину припоем.

Диагональная схема подключения радиаторов отопления.

Таким способом можно заделать у алюминиевых радиаторов небольшую трещину, но если она велика, то высокопрочный шов можно получить с помощью смеси олова с висмутом, используя вместо флюса плавень. Готовим припой: расплавляем в тигле, смешивая, висмут и олово (5 и 95 частей). Делаем плавень: измельчаем по отдельности, затем смешивая их, такие ингредиенты:

  • хлористый калий (56%);
  • криолит (10%);
  • хлористый литий (23%);
  • 6,5% поваренная соль;
  • натрий сернокислый (4%).

Сосуд со смесью плотно закупориваем, так как она быстро впитывает влагу. Теперь нужно нанести плавень на весь рабочий участок, прогреть поверхность паяльником, и паять, добавляя порции припоя, который закроет отверстие.

Используем другой вариант пайки

Поврежденный участок перед применением пайки можно закрыть слоем меди. Готовят инструменты:

Размеры алюминиевого радиатора.

Материалы нужны следующие:

  • раствор медного купороса (CuSO4);
  • медная проволока;
  • флюс;
  • припой.
  1. Хорошо зачищают место, которое нужно запаять.
  2. Затем осторожно капают на него немного купороса (раствор), чтобы образовалась большая «капля».
  3. К радиатору подсоединяют отрицательный полюс батарейки (например, от карманного фонарика), а положительный ее полюс соединяют с кусочком провода (диаметр 1 мм) из меди без изоляции.
  4. Другим концом провод должен погружаться в «каплю» купороса, но не касаться металла. Вскоре под каплей, на поверхности радиатора, тонким слоем появится красная медь, осевшая из купороса.
  5. Далее поверхность промывают и высушивают, а потом производят лужение паяльником и обычную пайку с использованием припоя. Теперь трещина будет закрыта надежно, так как припой хорошо ложится на медную поверхность.