Куда ставить обманку лямбда зонда
Как сделать обманку лямбда-зонда своими руками
Большинство современных автомобилей имеют специальные электронные системы контроля. Они позволяют экономить расход топлива и обеспечивают оптимальную работу двигателя. Одним из неотъемлемых элементов системы выпуска газов является лямбда-зонд. При его поломке двигатель начинает работать в аварийном режиме. Можно ли устранить проблему своими руками?
Принцип действия лямбда-зонда и вопросы его ремонта
Датчик фиксирует количество кислорода в выхлопе автомобиля и передаёт его на пульт управления. В зависимости от показаний зонда компьютер регулирует уровень обогащения смеси, которая подаётся в камеру сгорания. В большинстве моделей устанавливают два зонда: один перед катализатором, а второй – за ним. В процессе эксплуатации кислородные датчики выходят из строя, производители рекомендуют проводить чистку устройств каждые 30 тысяч километров.
Многие автолюбители забывают о подобных рекомендациях и сталкиваются с проблемой уже после загорания аварийного знака на панели. Чаще всего лямбда-зонд не подлежит ремонту. Стоимость устройства немаленькая, и его замена всегда очень некстати. Народные умельцы нашли выход из этой неприятной ситуации. Они предлагают использовать специальную автомобильную обманку, которая позволит двигателю работать в нормальном состоянии и отключит аварийный сигнал Check Engine.
Совет: Не стоит полностью отключать или блокировать один из датчиков, это не решит проблему и приведёт лишь к увеличенному расходу топлива и нестабильной работе двигателя на холостом ходу.
Как правильно сделать обманку кислородного датчика
Сделать обманку для бортового компьютера своими руками можно тремя способами:
- установить механическую втулку;
- подключить несложную электронную схему;
- сделать перепрошивку контроллера.
Каждый из методов вполне эффективно решает проблему вышедшего из строя датчика и возвращает работу двигателя в нормальное состояние.
Механический способ (с чертежами ввёртыша)
Чтобы обмануть контроллер, необходимо установить металлическую втулку между выхлопной трубой и лямбда-зондом. Для изготовления детали понадобится:
- металлическая заготовка;
- обрабатывающий станок;
- отвёртка;
- набор ключей.
Совет: Рекомендуем использовать заготовку из бронзы или теплоустойчивой стали – эти металлы могут выдерживать высокую температуру и не деформироваться.
Бронзовую механическую обманку можно сделать вручную или заказать её изготовление специалисту
Сделать деталь можно даже без специальных навыков работы, главное – иметь хороший токарный станок. В крайнем случае можно заказать её изготовление у знакомого специалиста.
Форма и размеры втулки показаны на чертеже.
Деталь должна точно соответсвовать схеме по форме и размерам
Чтобы установить механическую заглушку, необходимо сделать следующее:
- Поднимаем автомобиль на эстакаду.
- Отключаем клемму «минус» на аккумуляторе.
- Выкручиваем зонд.
Для установки механической обманки датчик нужно выкрутить
Сделанная точно по схеме деталь накручивается на лямбда-зонд
После запуска двигателя сигнал Check Engine должен потухнуть. Таким образом, датчик немного отодвигается от потока выхлопных газов. Механическая обманка-ввёртыш подходит для большинства моделей автомобилей, главное, чтобы датчик вкручивался в корпус.
Как сделать и установить электронный (со схемой)
Так как контроллер принимает электронные сигналы, которые к нему поступают от лямбда-зонда, можно поставить специальную схему-обманку. Она подключается к проводам, которые идут от датчика к разъёму. Место установки у разных моделей отличается: это может быть центральный тоннель между сидениями, торпеда или моторный отсек. Чтобы сделать электронную схему, приготовьте следующие материалы:
- паяльник с тонкой насадкой;
- конденсатор ёмкостью 1 мкФ;
- резистор на 1 МОм;
- нож;
- канифоль.
Электронная обманка должна быть правильно собрана согласно схеме подкючения
Перед началом работы отключаем минусовую клемму. Все соединения необходимо хорошо изолировать. Лучшим вариантом будет поместить схему в пластиковую форму и залить все эпоксидным клеем.
Все соединения электронной обманки должны быть хорошо изолированы
В продаже можно встретить уже готовые электронные обманки. В них используется небольшой микропроцессор, который анализирует сигнал первого датчика, обрабатывает его и формирует нужные показатели для бортового компьютера. Такие устройства легко подключаются, но обойдутся дороже самодельной схемы.
Видео изготовления электронной обманки датчика и проверка её работы
Перепрошивка контроллера: стоит ли делать своими руками
Ещё одним вариантом обманки можно назвать перепрошивку самого бортового компьютера. Изменяя алгоритм работы устройства, вы блокируете обработку сигналов от второго лямбда-зонда. Опасность данного метода состоит в том, что при неправильных действиях будет сложно восстановить прежнюю работу компьютера. Оригинальную заводскую прошивку очень сложно достать, и стоимость её довольно большая. Поэтому доверить такую работу нужно только опытному специалисту, которого вы знаете лично.
Последствия установки обманок разного типа
При установке обманок стоит брать во внимание, что все работы выполняются на свой страх и риск. При неправильной установке подобных устройств могут возникнуть следующие неисправности:
- Нарушение работы двигателя из-за неправильной регулировки впрыска бортовым компьютером.
- Повреждение электропроводки и контроллера при неправильно спаянной схеме.
- Ошибки при работе бортового компьютера.
- Повреждение датчиков.
Работы с какой бы то ни было электроникой необходимо выполнять крайне аккуратно. Даже малейшая неточность может привести к поломке, поэтому нужно чётко следовать инструкциям.
Совет: Не стоит заказывать обманки в интернете на сомнительных сайтах. Большая часть из них плохо работает и не принесёт ожидаемого результата.
Обманки лямбда-зондов практикуют многие автолюбители. Такие устройства позволяют сэкономить на замене вышедших из строя датчиков. Важно правильно сделать обманку и установить её, чтобы не возникло негативных последний для бортового компьютера или двигателя.
Зачем нужна и как работает обманка лямбда-зонда?
Содержание статьи:
После ремонта катализатора в автомобиле часто появляется обманка лямбда-зонда. Она видоизменяет сигнал, который получает второй кислородный датчик и таким образом отправляет электронному блоку управления (ЭБУ) информацию о том, что катализатор исправен.
Зачем нужна обманка лямбда-зонда
Когда в легковом авто неисправен катализатор, у автовладельца есть два варианта: заменить его на новый или полностью демонтировать. Срок службы катализатора ограничен из-за агрессивного воздействия, которому он подвергается во время работы.
Например, он часто оплавляется или забивается, переставая выполнять основную функцию по очистке выхлопных газов. Заменить эту деталь очень дорого, а если оставить на своем месте или удалить, второй лямбда-зонд будет вызывать ошибку CHECK на приборной панели.
Это она сигнализирует водителю о том, что катализатор неисправен. Обычно при этом появляются такие симптомы: увеличивается расход горючего, уменьшается число оборотов двигателя, появляется запах бензина в салоне. Установка лямда-зонда поможет решить эту проблему.
Как работает лямбда-зонд
Европейский стандарт ЕВРО предписывает автомобилям, выпущенным после 1998 года, иметь два (иногда четыре) кислородных датчика. Первый расположен перед катализатором, он контролирует остатки кислорода в выхлопе и регулирует подачу топливной смеси.
Второй устанавливается после катализатора и отвечает за контроль качества выхлопных газов. ЭБУ сравнивает показания двух датчиков и оповещает водителя, если они идентичны или отличаются незначительно. В таком случае катализатор неисправен и не очищает должным образом выхлопные газы.
Лямбда-зонд выглядит как гальванический элемент с твердым электролитом. Один его электрод контактирует с выхлопными газами, другой – с атмосферным воздухом. Датчик активируется после того, как газы нагреются до высокой температуры – от 300 °C. Чтобы он начал работать с первых минут движения автомобиля, используется принудительный подогрев.
Лямбда-зонды бывают двух типов — механические и электронные эмуляторы. Рассмотрим, как они работают.
Механические обманки
Такая обманка изготовлена из высокопрочной стали, в полости которой расположен каталитический элемент. Он очищает выхлопные газы, которые на следующем шаге контактируют с датчиком. Плюс этой обманки в том, что она подходит для всех автомобилей, главное — правильно подобрать ее в соответствии с классом ЕВРО. Если авто относится к классу ЕВРО-3, есть вероятность, что ему подойдет обманка упрощенной конструкции — с пустой полостью диаметром до 3 мм. Монтаж механической обманки выглядит так:
- снимают кислородный датчик;
- на его место устанавливают обманку;
- в обманку аккуратно вкручивают снятый датчик.
Учтите, что количество обманок зависит от типа двигателя. Для двух-, трех- и четырехцилиндрового мотора она потребуется в одном экземпляре, для V-образного и оппозитного — две.
Установка механических обманок под лямбда зонды:
Электронный эмулятор
Это более сложное и технологичное приспособление, которое часто выглядит как микроконтроллерный блок. Его задача — заместить кислородный датчик. Так как электроника достаточно сложная, могут возникнуть проблемы с совместимостью, потому считать такую обманку универсальной нельзя.
Плюс вы рискуете повредить датчики, вызвать ошибки в работе бортового компьютера, заполучить проблемы с контроллером и электропроводкой в автомобиле или нарушить работу штатного монитора. Чтобы этого не случилось, доверяйте установку электронного эмулятора специалистам, у которых есть соответствующий опыт и оборудование.
Для корректной работы электронного эмулятора необходимо, чтобы все кислородные датчики были исправными, а катализатор оставался на своем месте (возможно, с уже установленной обманкой). После первого запуска с электронным эмулятором штатный ЭБУ будет перенастроен по-новому.
Зачем перепрошивать ЭБУ
Когда нужна обманка второго лямбда-зонда, часто прибегают к перепрошивке (чипированию) электронного блока управления. Этот прием работает на автомобилях класса ЕВРО-2. Чтобы повторных ошибок о неисправности катализатора не возникало, после перепрошивки их стирают сканером.
Перепрошивка будет лучшим решением, если вышел из строя и катализатор, и датчик кислорода. Однако этот способ требует аккуратности и определенных навыков. Если вы нарушите работу ЭБУ, проблему исправит только заводская прошивка, но достать ее сложно, а стоит она дорого.
Вваривание гайки под лямбда-зонд:
Как продлить срок эксплуатации катализатора
Для этого не обязательно прибегать к посторонней помощи — все в ваших руках.
- Используйте качественное топливо, старайтесь избегать АЗС, которые продают бензин сомнительного происхождения, не покупайте топливные присадки неизвестного происхождения.
- Следите, чтобы двигатель работал исправно и без перерасхода масла, иначе его несгоревшая часть будет быстро загрязнять соты катализатора.
- Избегайте езды по сугробам и глубоким лужам. Так как датчики в процессе нагреваются, резкое охлаждение быстро выведет из строя и их, и катализатор.
- Оберегайте катализатор от механических повреждений — его соты довольно хрупки и легко повреждаются и после этого перестают выполнять свои функции.
- Регулярно проходите техобслуживание.
Если вам необходимо установить механическую или электронную обманку для лямбда-зонда, обращайтесь в сервисный центр «Мастер глушителей» в Санкт-Петербурге. Наши специалисты подберут для вас оптимальное по стоимости и функциональности решение, а также оперативно выполнят все работы с учетом специфики вашего автомобиля. Запишитесь на ремонт по телефону, указанному на сайте или воспользуйтесь формой заявки.
Обманка вместо лямбда-зонда (верхнего) и ее установка на СТО в Санкт-Петербурге
Датчик, установленный в автомобиле, который известен как лямбда зонд, служит для контроля кислорода в выхлопных газах. Эта часть является неотъемлемой в любом из автомобилей стандарта EURO-4 и выше.
Их обычно два и находятся они в разных частях машины. Один находится до катализатора, а второй – после.
Этот элемент не ремонтируется, а только заменяется. Но прежде чем дать знать об ошибке своему владельцу, часто заставляет его побегать в поисках решения такой проблемы. При сбое катализатор выдает ошибку P0130 и P0167.
Наличие его в современных автомобилях обусловлено экологической проблемой. Чем больше выхлопных газов, содержащих углекислый газ, попадает в атмосферу, тем больше загрязняется среда.
Функция катализатора заключается в том, чтобы снизить уровень таких газов в выбросе. Но он довольно часто ломается и загрязняется, что приводит к проблемам с ним. Благодаря этому компоненту авто, остатки топлива догорают, а газы окисляются.
От работы датчика зависит не только окружающая среда, он позволяет своевременно найти проблемы в двигателе, а также не дать ему и сопутствующим деталям загрязниться.
Когда устанавливается обманка вместо лямбда зонда?
При замене лямбда зонда на пламегаситель происходит сбой в системе, а показания датчиков будут совпадать, что, естественно, не правильно и подлежит ремонту. Такой сбой дает последствия в виде ошибок P0420 – P0430. Мотор и двигатель в целом увеличат свою работоспособность и, соответственно, расход горючего тоже будет только выше. Контроль топлива уже будет зависеть не от датчиков, установленных в выхлопной системе, а по табличным расчетам. Так, расходы увеличатся в разы, при этом изматывая мотор. Для того, чтобы избежать это, и «изобретены» электронные и механические способы обхода таких последствий. Варианты бывают разные, и обманка вместо лямбда зонда один из них. Так же существует электронная версия такого сценария, при котором все осуществляется с помощью замены или изменения электронной начинки автомобиля.
Признаки выхода датчиков из строя
Резкое снижение работоспособности всего автомобиля;
- Сильное увеличение расхода топлива на километр;
- Индикатор «Check» загорелся;
- Выхлопные газы приобрели выраженный темный цвет;
- Нестабильность в управлении автомобиля.
Кто в зоне риска?
- Автомобили, которые соответствуют нормам Евро-2 и имеют пробег 100-150 тыс. км. и больше. В данном случае выход из стоя зонда повлечет за собой потерю мощности. Это можно исправить, заменив его. Но существуют и другие методы исправления такой ошибки.
- Автомобили, которые соответствуют стандартам токсичности Евро-3 и выше с таким же пробегом. Тут обнаружение поломки легче и описано выше. Это увеличение расхода топлива посредством выхода из строя датчиков, которые и контролируют их.
Причины поломки детали
Низкокачественное топливо. При такой причине, деталь очень быстро накапливает загрязнения, находящиеся в топливе. Хотя она и создана для того, чтобы очищать топливо, сама по себе она при этом разрушает себя. А от качества топлива и зависит как долго она прослужит. Очистить каким-либо способом, конечно, не представляется возможным, так как именно ремонт заключается в замене. Так как структура этой детали создана по подобию сот, то, топливо, не сгорая полностью, попадает туда, там, соответственно, сгорая.
- Существует и естественная причина износа. Это происходит по причине обычного использования всех ресурсов этой детали. Обычно такое происходит спустя 100 000км.
- Механические повреждения. При аварии или нанесении какого-либо урона авто, может возникать деформация, которая и мешает обычной работе.
- Неправильная работа зажигания. Тут причина кроется глубже и искать её будет довольно сложно. Это можно решить, только обратившись в автосервис.
Что такое пламегаситель и обманка лямбда зонда верхнего?
Пламегаситель – это перфорированная труба, которая выполняет функцию очистки выхлопных газов и отвечает за заглушение звука выхлопа.
Неграмотные автолюбители, в отличие от специалистов, иногда неправильно его заменяют, что бывает при предварительном изменении внутренних деталей этого элемента. Такое зачастую приводит к износу деталей выхлопной системы и коррозии пламегасителя. Такая деталь, при правильном выборе и последующей установке, может спасти машину.
Для того, чтобы все сделать правильно, стоит обратиться в сервис, где подберут трубу нужного диаметра и сделают всё возможное, чтобы деталь прослужила как можно дольше. При установке пламегасителя, лямбда зонд дает о себе знать описанными выше способами. Для того, чтобы этого не произошло, обманка лямбда зонда верхнего поможет избежать последствий. Именно верхний датчик и отвечает за измерения выхлопа.
- Изменить состав двигателя (как электронный, так и механический);
- Перепрошить блок управления двигателем (электронная обманка);
- Установить эмулятор (имитатор).
По сути, первый способ является синтезом и первого, и второго, поэтому рассмотрим два последних пункта.
Электронное изменение ЭБУ
Сделать это в домашних условиях не представляется возможным, так как нужно специализированное оборудование. Поэтому, стоит обратиться в автосервис для получения качественной помощи. Специалисты проведут исследования, для того, чтобы установить причину поломки. С помощью манометра они проверят давление в выхлопной системе, которое не должно превышать 0,5 атмосфер. Если это произошло, специалисты сделают вывод о том, что катализатор оплавился. На этом диагностика не заканчивается, и автомобилю нужно будет пройти еще множество других тестов.
В этот способ входит перепрошивка, то есть изменение исходного кода. Из-за него меняется и сам алгоритм работы блока. Эта возможность не будет анализировать данные, из-за чего найти и провести в домашних условиях такую процедуру трудно, так как она в некоторой мере нарушает экологические стандарты.
При использовании такого способа, информация о лямбда зонде удаляется вовсе. Код прошивки при этом изменяется на тот, что соответствует нормам настоящей машины. Он либо изменяется частично, либо меняется полностью. Эта процедура возможна только при высокой квалификации специалиста. Неправильное проведение работы может закончиться новыми проблемами и уже в самой системе машины. Может быть повреждена значительная часть электронной начинки.
Установка эмулятора
По составу эмулятор – это микропроцессор. С помощью него осуществляется процесс управления системой двигателя и при удалении или износе катализатора.
В ЭБУ поступает сигнал от такой обманки, с помощью которой не возникает проблем, и остальная электронная начинка считает, что все нормально и в порядке. А на месте самого катализатора устанавливается замена.
Такая процедура требует салонного сервиса и в домашних условиях невозможна.
Некоторые плюсы использования эмулятора:
- Вопрос с установкой имитирующего устройства при замене катализатора будет решен. Не потребуется постоянной починки одной и той же детали. А новый очиститель будет стоить дороже, чем установка нового нейтрализатора.
- Мощность авто возрастет.
Что такое обманка лямбда-зонда
Обманка лямбда-зонда — это устройство которое корректирует сигнал нижнего датчика кислорода если каталитический нейтрализатор на автомобиле вышел из строя или был удален. Она может быть механическая — в виде металлической проставки, или в электронная — в виде блока с платой (эмулятора). Так же иногда ее называют обманкой катализатора, мини-катализатором или эмулятором катализатора.
Для чего нужна обманка лямбда-зонда
В случае если катализатор на вашем автомобиле рассыпался, оплавился, забился или просто перестать очищать выхлопные газы от остатков топлива — ЭБУ выдаст ошибку «Check Engine» о его неэффективной работе. Последствиями ошибки в большинстве случаев является аварийный режим работы автомобиля, а вместе с ним увеличение расхода топлива, отключение вспомогательных систем и ограничение оборотов двигателя. Для устранения данных ошибок устанавливают обманку на нижний кислородный датчик.
Принцип работы лямбда-зонда
Большинство автомобилей, выпущенных с 1998 года оснащаются минимум двумя (некоторые, особенно с V-образным двигателем — четырьмя) кислородными датчиками. Это означает, что автомобиль соответствует экологическому классу ЕВРО-3, 4, 5 или 6. Верхний лямбда-зонд отслеживает остаток кислорода в выхлопных газах и корректируют подачу топливовоздушной смеси — он не участвует в работе катализатора. Второй датчик находится после катализатора и считывает показания выхлопных газов, прошедших через него. Электронный блок управления сравнивает егопоказания с первым датчиком и, если катализатор забился или его нет совсем, выдает соответствующую ошибку.
Сам же датчик представляет собой гальванический элемент с твердым электролитом в виде керамики из диоксида циркония (ZrO2). Один из электродов омывается горячими выхлопными газами, а второй — воздухом из атмосферы. Важно заметить, что элементы датчика начинают измерение состава отработавших газов после разогрева до 300—400 °C. Только в таких условиях циркониевый электролит приобретает проводимость, а гальваническая ячейка начинает работать. Именно поэтому внутри датчика установлен подогреватель, который на холостых оборотах помогает ему быстрее разогреться до нужно температуры и включиться в работу.
Механические обманки лямбда-зонда
Механическая обманка по размерам сопоставима с самим датчиком. Ее корпус выполнен из качественной конструкционной углеродистой стали (марки 45), а внутрь запрессован каталитический элемент. Данные обманки универсальны и подходят на любые автомобили с резьбовым соединением лямбда-зонда. При ее выборе стоит учитывать экологический класс автомобиля (ЕВРО-3, 4 или 5). Для авто, собранных в России узнать класс экологичности можно в СОР или ПТС. Но если машина была ввезена из-за границы, тогда советуем подбирать проставку в зависимости от того для какой страны был произведен автомобиль:
Для внутреннего рынка США и Канады:
ЕВРО-3 — не подходят;
ЕВРО-4 — до 2003 г.в.;
ЕВРО-5 — с 2004 г.в.
Для внутреннего рынка Кореи:
ЕВРО-3 — не подходят;
ЕВРО-4 — до 2005 г.в.;
ЕВРО-5 — с 2006 г.в.
Для внутреннего рынка Европы, Японии и прочих стран:
ЕВРО-3 — до 2002 г.в.;
ЕВРО-4 — с 2003 по 2008 г.в.;
ЕВРО-5 — с 2009 г.в.
Механическая обманка по сути является обычным каталитическим нейтрализатором небольшого размера и «очищает» выхлопные газы непосредственно для датчика. Таким образом датчик кислорода получает отработавшие газы с необходимым уровнем CO, CHx и NOx. Так же бывают «пустые» обманки с небольшим отверстием 2-3 мм, но они подходят только на некоторые автомобилей с экологическим классом ЕВРО-3.
Установка механической обманки занимает не более 10 минут: выкручивается датчик, на его место вкручивается обманка и в нее обратно вкручивается датчик.
Срок эксплуатации обманки с мини-катализатором зависит в первую очередь от качества используемого топлива, так как присадки, содержащиеся в некачественном бензине, вступают в химическую реакцию с каталитическим элементом и могут значительно сократить срок его работы. В среднем они служат от 60 000 до 90 000 км.
Электронные обманки лямбда-зонда
Электронная обманка или эмулятор — это блок с микроконтроллером, который собой полностью заменяет нижний датчик кислорода. Так же существуют и упрощенный вариант исполнения — схема из конденсатора и резистора установленная в разрыв контактов кислородного датчика. Соответственно, чем лучше будет такой эмулятор делать свою работу, тем сложнее его микросхема, а значит больше вероятность получить проблемы с электроникой как самого блока, так и совместимости с конкретной машиной. Более подробное сравнение электронных и механических обманок можете прочитать здесь.
Прошивка ЭБУ автомобиля
При прошивке (перепрошивке) электронного блока управления (ECU) можно полностью отключить нижний лямбда-зонд, таким образом вообще не потребуется установка никаких обманок. Но у этого способа решения проблемы есть два весомых минуса. Во-первых, стоимость такой услуги варьируется в диапазоне 5000-10000 руб. для бюджетных и распространенных моделей, но может доходить до 50000 руб. если у вас автомобиль класса «Люкс» или просто достаточно редкая модель. Во-вторых, всегда есть риск лишиться ЭБУ если в процессе прошивки что-то пойдет не так и блок «сгорит» или новая прошивка будет периодически «слетать».
Поэтому данный способ хоть и решает проблему ошибки по катализатору, но имеет смысл только если вместе с отключением кислородного датчика вы будете производить еще какие-то манипуляции с настройкой прошивки, скажем, для увеличения мощности двигателя. В противном же случае игра не стоит свеч.