Особенности езды на шипованной резине зимой
Как обкатать зимние шипованные шины: способы, особенности и рекомендации
Шины для автомобиля, как ни странно, требуют обкатки, так же как и многие другие новые узлы и агрегаты. Многие водители забывают об этом либо просто не знают. Резина должна прикататься, прежде чем ее характеристики будут соответствовать заявке производителя. Есть существенные различия между обкаткой зимней и летней резины. Автолюбители должны знать, как обкатать зимние шипованные шины.
Покрышка имеет достаточно сложную структуру и состоит из различных материалов: резины, пластика, металла. Все эти элементы начинают полностью работать в комплексе только после начала эксплуатации, так же как и сам двигатель, который требует обязательной обкатки, приработки деталей. Современная автомобильная покрышка не такая простая вещь, как кажется (особенно зимняя). На большинстве моделей зимних автомобильных покрышек установлены шипы. При изготовлении покрышки они устанавливаются с помощью специальной смазки. Она придает резине особую эластичность в месте соединения шипов. Иначе говоря, шипы должны «самоустановиться» в процессе эксплуатации.
Как обкатать зимние шипованные шины
От правильной и своевременной обработки зависит дальнейший ресурс и беспроблемная эксплуатация покрышек. Есть несколько ключевых моментов, как правильно обкатать новую зимнюю шипованную резину. Давайте рассмотрим их ниже.
Температурный режим эксплуатации
Новые зимние покрышки крайне нежелательно эксплуатировать сразу в холодное время. Переобуть колеса лучше до наступления холодов (устойчивой отрицательной температуры). Почему именно так? Потому что при отрицательной температуре резине придется полностью включиться в работу. В этом случае она будет изнашиваться неоптимально и сам автомобиль будет менее управляемым.
Оптимальное давление в шинах
Давление в колесах всегда должно быть оптимальным. Не стоит игнорировать данный момент. При избыточном давлении страдает не только покрышка (а шипованная особенно – вылетают шипы), но и элементы подвески, кузов.
Скоростные ограничения
Во время обкатки таких покрышек желательно не превышать скорость 60 км/ч. Это небольшой показатель даже в условиях города. Но ради сохранности покрышек следует потерпеть в течение 500 километров. Таким образом можно сберечь значительное количество шипов.
Спокойное вождение
Как правильно обкатать зимнюю шипованную резину? Ездить на ней приходится довольно долго – крайне желательно придерживаться спокойной и аккуратной манеры езды. Избегайте резких разгонов и торможений, пробуксовок и перестроений.
Дорожное покрытие
Чем ровнее дорога, тем лучше. Если покрышка не деформируется при езде, у вас больше шансов сохранить в дальнейшем шипы. Глубокие ямы, рытвины, бордюры могут негативно повлиять на их состояние.
Периодическое обслуживание
Как правильно обкатать зимнюю шипованную резину? В это время необходимо постоянно следить за чистотой покрышек, извлекать мелкие камешки, застрявшие в рисунке протектора. Естественно, не допускать неправильного износа шин.
Балансировка колес
Как правильно обкатать зимнюю шипованную резину? Естественно, перед установкой новых колес их необходимо отбалансировать, это обычная процедура. Как обкатать зимнюю шипованную резину – важная информация. Но важно также знать, что требуется повторная балансировка спустя какое-то время. Шипы во время обкатки могут утапливаться внутрь покрышки (или наоборот, начинают выступать сильнее). Кроме того, часть их может вылететь.
Особенности эксплуатации новых зимних шин
Перед тем как обкатать зимние шипованные шины, желательно поинтересоваться рекомендациями производителя относительно их эксплуатации. Правила могут сильно разниться в зависимости от климата и общих погодных условий, в которых будет использоваться машина.
Заключение
Знать, как обкатать новую шипованную зимнюю резину, – важный пункт в обслуживании своего автомобиля. От правильности ее проведения зависит долговечность ходовой части, безопасность водителя и пассажиров.
Блог Артема Краснова
Об автомобилях и не только
О зимней резине
More in Полезное:
Что такое «ехать на синий» 16.03.2020
Снёс на развороте: кто виноват в очевидном ДТП? 10.03.2020
Что лежит в редакционной аптечке (и можно ли потом водить) 04.03.2020
Зимняя резина разнообразнее летней. Суди сами: если разница в тормозном пути лучших и худших летних шин со скорости 100 км/час составляет порядка 4 метров, то для зимних шин разброс на льду достигает 13 метров! И это — при торможении с 30 км/час! Как выбрать зимнюю резину с умом и когда ее нужно менять?
Разрешена ли езда на летней резине зимой?
Формально, нет — регламент запрещает это, равно как и здравый смысл. Правда, власти пока не утвердили наказание за езду на летней резине в зимние месяцы — предлагался штраф в 2000 рублей. Законопроект готов, но завис на стадии внесения в Госдуму.
Опасна ли для зимних шин оттепель?
Головная боль для многих: а что если после первого снегопада наступит вторая волна бабьего лета? Не убьет ли это зимнюю резину?
Езда по сухому асфальту хоть и повышает износ зимней резины, но не критично: в конце концов, асфальта много и зимой, поэтому несколько осенних дней ничего не решают.
Осенняя «жара» (скажем, +15 градусов и выше) может привести к перегреву шипов и снижению долговечности шины, но помимо теплой погоды нужен и агрессивный стиль езды. В оттепель не нужно увлекаться резкими торможениями и маневрами, в остальном, не бойтесь переобуваться заранее.
Можно ли ставить на отдельные колеса разные типы шин?
Нет. И главная проблема в том, что «разношинница» нарушает баланс автомобиля: его стабильность при резких маневрах. Это приводит к целому шлейфу последствий: на торможении машину может «крестить», в поворотах — срывать в занос или сносить.
Логика, что задеприводной машине достаточно шипованных колес только сзади, устарела вместо с понятием «советский дефицит»: тормозит и поворачивает любой автомобиль за счет работы всех колес.
Как определить, что зимняя шина изношена?
Для шипованной резины важно количество «живых» шипов и их состояние — чем меньше осталось, тем ниже сцепные свойства на льду. Можно ли ездить вообще без шипов? Регламент «О безопасности колесных транспортных средств…» этого не запрещает, но на скользких покрытиях нужно быть предельно осторожным.
Беззубую шипованную резину можно донашивать летом, если остаточная глубина протектора более 1,6 мм.
Индикатор износа
Для всех типов зимней резины остаточная глубина протектора должна быть более 4 мм, тогда как для летней допустимы куда более «лысые» шины с протектором до 1,6 мм. Неудивительно: зимняя резина отводит через протектор не только воду, но иногда и ее смесь с талым снегом, поэтому правилом лучше не пренебрегать.
Узнать остаточную глубину протектора можно не только с помощью специального прибора, но и по индикаторам износа — небольшим выступам на дне канавок, которые выравниваются с обкаточной поверхностью шины при критическом износе.
Запрещена эксплуатация шин, которые повреждены до корда (в том числе, механически), и у которых началось расслоение, вздутие (грыжа) или отслоение частей шины.
Шипы или липучка?
Этот вопрос неизменно раскалывает автомобильную общественность, и в конечном итоге, оба варианты имеют права на существование. Вот какие особенности характерны для каждого из типов резины.
Шипованная резина как правило жестче, но за счет шипов обеспечивает хорошие сцепные свойства на льду: при температурах до -10 градусов преимущество над «липой» практически разгромное. Но в морозные дни нешипованная резина реабилитируется, хотя ее чувствительность к температуре в целом выше, чем у шипованной.
Последняя демонстрирует более равномерные результаты на разных типах покрытий, и в этом ее основной плюс, особенно для новичков: если для нешипованных шин есть «неудачные» покрытия (мокрый лед), то шипованная не имеет откровенно слабых мест.
Мнение, что шипованная машина скользит на чистом асфальте, также преувеличено и не подтверждается многочисленными тестами: за счет жестких боковин и протектора, шипованная резина как правило обеспечивает хорошие показатели и на асфальте.
Нешипованная резина в свою очередь тише, комфортнее и экономичнее. Ее часто выбирают для езды по большим городам, где дороги пусть с опозданием, но чистят.
Как выбрать модель?
В отличие от более-менее универсальной летней резины, каждая конкретная модель зимней имеет свою специализацию, являясь определенным компромиссом. Например, прошлой зимой я тестировал шипованные зимние шины Gislaved Nord Frost 200 , которые оказались не так хороши в классических для шипа дисциплинах, вроде торможения на льду, но сравнительно тихи и предсказуемы на разных типах покрытий. Это неплохой вариант для тех, кто никак не может выбрать между хардкоровой шипованной резиной и липучками — во всех дисциплинах шины оказались где-то между двумя полюсами.
Для сравнения, шипованные Nokian Hakkapeliitta адресованы тем, кто большую часть времени будет ездить по нечищенным дорогам: их баланс качеств смещен в пользу снежно-ледовых дисциплин, но для асфальтовой езды есть варианты лучше.
Если хочется нешипованную резину, но ледовые качества все же играют роль, Continental ContiVikingContact 6 предлагают хороший баланс зимних качеств, при этом уступая другой «липе» в асфальтовых дисциплинах.
В противовес им нешипованные Goodyear UltraGrip Ice 2 адресованы больше тем, кто ездит по асфальту, но на льду их свойства не так хороши.
Если в приоритете цена, то есть и большой выбор недорогих вариантов, которые уступают лидерам по предельным возможностям, но обеспечивают хороший баланс качеств, например, Nokian Nordman 5: по сути, прадедушка нынешней Hakkapeliitta. Для асфальтовой езды из недорогих шин подходят, например, нешипованные Tigar Winter 1, хотя их возможности на гололеде ограничены.
Это далеко не полный ассортимент: мы лишь пытались проиллюстрировать мысль, что каждая модель зимней резины создается с прицелом на определенные условия эксплуатации.
Если вам лень вникать в такие нюансы, знайте главное: любая зимняя резина обеспечивает стократ лучшие сцепные свойства зимой, чем летняя. Остальное — дело личных предпочтений.
Ассиметричный рисунок протектора требует установки шин с учетом наружной и внутренней частей. При этом на разных бортах шины могут работать по-разному, например, с одной стороны они отводят воду из-под автомобиля, на другой — под его днище. Это нормально.
Как устанавливать направленные и асимметричные шины?
Их часто путают, однако принципы установки такой резины разные. Направленные шины имеют маркировку направления вращения (стрелочка), которую необходимо соблюдать. Для асимметричных шин главное учитывать наружную (outside) сторону.
Разумно ли на зиму выбирать шины другой размерности?
Для каждого автомобиля есть набор типоразмеров колес. При прочих равных на снегу и льду чуть лучше работает узкая резина — выше давление на поверхность. Раллийные автомобили обувают на зиму в тощие колеса именно поэтому.
Владелец Ford Focus, который летом ездит на шинах размерности 215/55R16, на зиму может обуть 195/65R15, которые будут заодно и дешевле. Однако это не обязательное требование: «зимних» типоразмеров резины нет.
Знак «Ш» стоит 20-40 рублей. Его смысл устарел, но ПДД требуют его установки
Нужен ли знак «Ш»?
Да, с 4 апреля заработали поправки в ПДД, которые обязывают устанавливать на автомобили с шипованной резиной знак «Ш». За невыполнение требования грозит штраф 500 рублей по ч. 1 ст. 12.5. Не исключено, что в течение осени ГИБДД уделит внимание этому вопросу, поэтому знак лучше установить — стоит от 20-40 рублей и продается в киосках и книжных магазинах.
Нужно ли балансировать зимние шины, если они хранились на дисках?
Да, балансировку желательно делать при каждом шиномонтаже. Признак неотбалансированного колеса — вибрации, которые возникают обычно в определенном диапазоне скоростей.
Эксплуатация шипованной резины
Используемые покрышки, а также их состояние в значительной степени влияют на уровень безопасности на дороге и комфорта при управлении автотранспортом. Как известно, в условиях скользких зимних дорог количество ДТП в разы возрастает. Обезопасить себя, пассажиров и авто позволит специальная зимняя резина.
Многие автовладельцы отдают предпочтение шипованному варианту, переобувая свое авто с наступлением первых холодов. Однако часто оказывается, что срок эксплуатации зимней шипованной резины короток – новый комплект едва ли выдерживает пару сезонов, да и вместо уверенности и хорошей управляемости автолюбитель получает дополнительные проблемы в виде шума, неустойчивости, повышенного расхода топлива, риска и дополнительных немалых затрат.
В чем причина? – спросят многие. Ответ прост – нарушены правила эксплуатации шипованной резины.
Принцип действия и особенности шипованных шин
Покрышки с шипами, предложенные в качестве меры безопасности при езде в холодное время года, получили достаточно широкое распространение, и по сей день составляют конкуренцию фрикционным зимним вариантам. Принцип действия прост – благодаря металлическим шипам шина должна надежно «держаться» за скользкую дорогу, пробивая ими лед и слой укатанного снега.
В крупных городах, таких как Москва, дороги, как правило, расчищаются, что не позволяет шипованным покрышкам надежно сцепляться с дорогой. При отсутствии снега и мокрой погоде, что не редкость в наших широтах, из-за образующегося зазора из-под колес плохо отводится вода. При резком торможении, входе в поворот или разгоне может возникнуть эффект «коньков».
Эксплуатация зимней шипованной резины в Орехово-Зуево и других относительно небольших населенных пунктах с часто заснеженными дорогами, также не приносит должного удовлетворения. Причина заключается в том, что шипованная резина рассчитана не на весь холодный период, а лишь на определенный температурный режим и дорожные условия.
Перед тем как приобрести и установить такие покрышки, стоит ознакомиться с рекомендациями производителя или почитать информацию на тему «Шипованная резина: условия эксплуатации»:
- Оптимальным вариантом, на который рассчитаны шипованные шины, является лед и скользкий укатанный снег, которые легко можно пробить шипами, и так же легко извлечь их. Это позволит резине плотно соприкасаться с поверхностью дороги, обеспечивая устойчивость, но не мешая качению, не создавая дополнительных нагрузок на подвеску, ходовую часть и двигатель.
- Лед и снег легко пробиваются при относительно высоких температурах – не ниже 20 градусов мороза. Если температура опускается ниже, во-первых, страдает сама резина («дубеет», становится неэластичной, трескается), во вторых, шипам становится все сложнее выполнять свою функцию. Это значит, что эксплуатация шипованной резины оправдана не только при наличии льда, но и в диапазоне температур от 0 до -15-20⁰С. Оптимальными периодами для российского климата средней полосы будет конец осени-начало зимы и начало весны.
От чего зависит долговечность шипованных шин
Нормальный срок эксплуатации шипованной резины может достигать нескольких сезонов или в среднем 50 тысяч км пробега в требуемых погодных условиях. Отсутствие мягкого снега и льда, слякоть, вода либо, наоборот, слишком сильный мороз или чистый сухой асфальт сокращают срок эксплуатации шипованной резины:
- Колесо теряет шипы, так как на них идет слишком высокая нагрузка, и достаточно мягкая зимняя резина не в состоянии их удержать в пазах. Потеря трети шипов делает езду на таких шинах небезопасной.
- Прямой контакт шипов с асфальтом быстро истирает их, после чего начинает резко и неравномерно изнашиваться протектор.
- Неподходящие температурные условия не лучшим образом сказываются и на самой резине, имеющей особый химический состав. Нарушаются ее свойства, в результате чего при высоких нагрузках может возникнуть трещина или «шишка» из-за разорвавшихся нитей корда. Кроме того, идет значительная нагрузка на диск колеса и всю подвеску, ухудшается динамика, повышается расход топлива.
- На то, какой срок эксплуатации зимней шипованной резины может получиться, влияет также и стиль вождения. «Шиповка» не терпит резких стартов, пробуксовок, резкого торможения. Для такой резины это экстренная мера, а не закономерность, на которую она рассчитана.
Правила эксплуатации шипованных шин
Установлены определенные правила эксплуатации шипованной резины:
- На авто с установленными шипованными шинами должен присутствовать предупреждающий знак в виде треугольника с буквой «Ш». Автомобиль с шиповкой на обледенелой или заснеженной дороге останавливается намного быстрее, и другие участники дорожного движения должны быть предупреждены об этом факте с целью недопущения аварий.
- Новый комплект шипованной резины должен пройти предварительную обкатку перед началом активной эксплуатации в обычном режиме. Обкатка предполагает проезд не менее 3 сотен км со скоростью не выше 70 км/ч по уже холодному, но еще не обледенелому асфальту. При этом резкое троганье с места, резкое торможение и повороты под запретом. Обкатка позволяет шипам надежно закрепиться в резине. В противном случае даже самые дорогие и качественные покрышки за сезон могут потерять до 20% своих шипов, что значительно сокращает срок эксплуатации зимней шипованной резины и ставит под сомнение возможность дальнейшего ее использования.
- Приобретать «шиповки» необходимо только полным комплектом на все колеса, а не только на ведущие. Многие автовладельцы в надежде сэкономить склонны допускать такую ошибку. Однако подобная мера неэффективна и даже опасна, так как машина становится трудно управляемой, особенно при торможении и входах в повороты, причем, как на снегу, так и на мокром асфальте. Кроме того, создается неравномерность нагрузки на оси, что негативно сказывается на техническом состоянии автомобиля.
- Важным параметром, который необходимо регулярно (не реже 1 раза в неделю) контролировать, является давление в шинах. Оно должно быть равномерным по всем колесам и постоянным. В противном случае свойства резины постепенно ухудшаются, что снижает срок службы покрышек и их эффективность.
- Эксплуатация шипованной резины лишь в том случае эффективна и безопасна, когда покрышки подбираются в точном соответствии с рекомендациями производителя авто, то есть по параметрам оригинальных дисков. Несколько меньший/больший диаметр или ширина шин простительны фрикционным покрышкам, но не шипованной резине.
Форма подбора шин
Специально, чтобы вам было легко выбрать подходящие шины для своего автомобиля, мы разработали удобнейшую форму подбора шин.
С помощью этой формы вы сможете подобрать модель, подходящую именно вашему автомобилю. Итак, теперь вам будет проще определиться, какую летнюю резину лучше выбрать.
Если вам нужна будет консультация,
или вы решите заказать шины с доставкой, звоните:
Особенности зимних шин
В отличие от теплых стран, где температура зимой не опускается на десятки градусов ниже нуля, в многих регионах нашей страны зимние шины просто необходимы. Чем же зимние шины отличаются от летних, и за счет чего зимние шины способны дать водителю уверенность на зимней дороге?
Отличие зимних шин по материалу
Главная отличительная особенность зимних шин от летних заключается в их материале. Представьте, летняя шина обладает необходимой жесткостью, упругостью, чтобы хорошо выдерживать вес автомобиля, противостоять ударам со стороны дорожного покрытия, и в то же время мягкостью, чтобы хорошо прилегать к поверхности дороги и цепляться за нее. Все эти характеристики напрямую зависят от температуры шины. Естественно летние шины разрабатываются и тестируются для летних температур.
Давайте представим, что произойдет с такой шиной при понижении ее температуры, скажем на 50 градусов, с +30 до – 20. На морозе она задубеет, ее материал, рассчитанный на положительные температуры приобретет совсем ненужную твердость. Шина уже не сможет нормально выполнять своих функций. Сцепление с дорогой резко уменьшится. Чтобы это не произошло для зимних условий и производят зимние шины.
Зимние шины делают из материала, который при низких температурах обладает наилучшими характеристиками сцепления с дорожным полотном. Он не становится твердым как пластик, а остается эластичным, обеспечивая хорошее пятно контакта и сцепление с дорогой.
Отличие зимних шин по рисунку протектора
Второе различие между зимними шинами и летними состоит в рисунке протектора. Если рисунок протектора летний шины больше приспособлен к движению по твердой гладкой поверхности, то на зимней резине он разработан для хорошего сцепления на дороге покрытой как твердым снегом, так и снежной кашей, и даже льдом.
Шипованные или нешипованные зимние шины выбрать
Для помощи при езде по льду выпускаются специальные шипованные зимние шины. Многие автолюбители ошибочно считают, что только шипованная шина является зимней и годится для езды зимой. Это не так. По результатам тестов, шипованные зимние шины дают выигрыш перед нешипованными только на голом льду, при температуре до -10. Особенно большая разница в сцеплении между шипованными зимними шинами и нешипованными проявляется при околонулевых температурах при движении по льду, покрытому пленкой подтаявшей воды. То есть в самых наихудщих условиях для сцепления с дорогой. Почему же шипованные шины не дают эффекта при более низких температурах. Озвучиваются две причины. Первая: лед становится слишком твердым, и шипы не могут в него воткнуться. Вторая: при низких температурах на льду конденсируется влага из воздуха, которая делает его шершавым, и протектор нешипованной шины с ним схватывается лучше.
В городских условиях смысла в использовании шипованных шин практически нет. Более того, в большинстве развитых стран существует разрешение на использование шипованных зимних шин только в определнный зимний период. В другое время они запрещены, поскольку портят дорожное покрытие. Вы наверняка видели с какими прокрутами автомобили с шипованными шинами стартуют со светофора и с каким шорохом они останавливаются. Приглядитесь, к концу зимы практически не остается разметки на дорогах и пешеходных переходах.
Почему не стоит ездить на зимних шинах летом? Ответ очевиден. Резина, достаточно мягкая для температур значительно ниже нуля, при положительных становится еще мягче, что приводит к ее очень быстрому износу.
Конечно, существует и компромисс, так называемые всесезонные шины. Их использование оправдано, если температуры зимы и лета не сильно отличаются. Всесезонные шины тяжелее летних и имеют протектор, более приспособленный для поездок зимой, однако в зимнее время они показывают худшее сцепление с дорогой, чем зимние. Их покупают разве что для экономии денежных средств.