Реле регулятор 3 уровневый
Реле-регулятор с датчиком температуры
Предлагаемое реле-регулятор обеспечивает необходимую для полной зарядки аккумуляторной батареи зависимость напряжения в бортсети автомобиля от температуры батареи. Оно просто в установке и не требует вмешательства в штатную электропроводку автомобиля. В случае поломки его можно быстро заменить широко распространённым трёхуровневым реле-регулятором.
Многие водители сталкиваются с проблемой запуска двигателя автомобиля в холодную погоду. Зачастую при этом приходится снимать аккумуляторную батарею, вносить её в дом и подзаряжать. В автомобиле батарея полностью не заряжается по следующим причинам:
– возросла нагрузка на бортсеть. При зимней эксплуатации автомобиля постоянно могут быть включены фары, вентилятор отопителя, обогрев заднего стекла. Это приводит к снижению напряжения в бортсети. Как следствие, аккумулятор заряжается не полностью;
– чтобы полностью зарядить аккумуляторную батарею, напряжение генератора должно меняться в зависимости от её температуры. Многие реле-регуляторы этого не обеспечивают.
Часто проблему пониженного напряжения решают, устанавливая в автомобиле трёхуровневое реле-регулятор, напряжение стабилизации которого изменяют с помощью переключателя ступенями: 14,7 В – при температуре ниже 0 ºС, 14,2 В – при температуре 0. 20 ºС и 13,6 В – при температуре выше 20 ºС. Но стабилизируется напряжение на выходе генератора. На аккумуляторной батарее оно может быть меньше вследствие потерь в соединительных проводах.
Описанное в предлагаемой статье реле-регулятор лишено этих недостатков. Это достигнуто в результате того, что контролируется напряжение непосредственно на выводах батареи. Датчик температуры закреплён на одном из зажимов батареи и измеряет его температуру. При этом температура на улице или под капотом автомобиля может быть другой. Обмотку возбуждения автомобильного генератора коммутирует полевой транзистор с низким падением напряжения в открытом состоянии, что в совокупности с тем, что на генераторе напряжение выше, создаёт больший ток в обмотке возбуждения. В результате генератор способен выдавать больший ток при меньших оборотах.
Недостатком можно считать то, что описываемое реле-регулятор не работает при обрыве провода, соединяющего его с плюсовым выводом аккумуляторной батареи. Дело в том, что оно получает напряжение питания именно по этому проводу. Поэтому не получится завести двигатель от одной аккумуляторной батареи, а потом заменить её другой, не останавливая двигатель.
Схема реле-регулятора изображена на рис. 1. После появления на зажиме XT2 напряжения, что происходит после поворота ключа зажигания, открывается транзистор VT2, а за ним и VT1, через который с контактного лепестка XT1, подключённого к плюсу аккумуляторной батареи, её напряжение поступает на компаратор DA2 и на вход интегрального стабилизатора DA1, который в свою очередь питает микросхему DD1.
Рис. 1. Схема реле-регулятора
Компаратор DA2 сравнивает напряжение с резистивного делителя R2R5R8 и с датчика температуры, собранного на диодах VD1-VD3 и стабилитроне VD4. Если напряжение с делителя больше, чем с датчика, логический уровень напряжения на выходе компаратора низкий. Пройдя через инверторы микросхемы DD1 (74AC14N), он закроет силовой транзистор VT3. Параллельное соединение пяти инверторов обеспечивает большой ток перезарядки ёмкости затвор-канал полевого транзистора и, следовательно, быстрое переключение последнего. Это понижает рассеиваемую на транзисторе VT3 мощность и позволяет использовать его без теплоотвода.
После закрывания транзистора VT3 ток обмотки возбуждения замыкается через диод Шоттки VD8 и постепенно спадает. Как только напряжение, снимаемое с делителя R2R5R8, станет ниже порогового значения, зависящего от состояния датчика температуры, транзистор VT3 откроется и по обмотке возбуждения вновь потечёт ток, а напряжение на выходе генератора станет расти.
Стабилитрон VD5, подключённый параллельно датчику температуры, необходим для ограничения максимального напряжения на батарее. Без него при морозах ниже -20 оС напряжение в бортсети может возрасти настолько, что подключённые к ней потребители электроэнергии будут испорчены.
Все детали реле-регулятора, кроме образующих датчик температуры диодов VD1-VD3 и стабилитрона VD4, размещены на печатной плате, чертёж которой изображён на рис. 2. Она рассчитана на установку постоянных резисторов С2-23 или С1-4, подстроечного резистора R5 – многооборотного 3266W. Оксидные конденсаторы – К50-35 или импортные. Остальные конденсаторы – керамические К10-17б или их импортные аналоги. XT1 – контактный лепесток, присоединяемый к плюсовому выводу аккумуляторной батареи; XT2 – шпилька М5, к которой подключают красный провод, шедший к штатному реле-регулятору; XT3 – шпилька М4. К ней подключают чёрный провод, идущий к обмотке возбуждения генератора. XT4 соединяют с корпусом автомобиля. После монтажа деталей плату нужно покрыть влагозащитным лаком. Готовая плата помещена в герметичный пластмассовый корпус G201C (рис. 3).
Рис. 2. Печатная плата реле-регулятора
Рис. 3. Плата в корпусе устройства
Плата датчика температуры изготовлена по чертежу, показанному на рис. 4. После монтажа её герметизируют слоем термопластичного клея. Фактически такой клей – пластмасса, плавящаяся при температуре +80 ºС, которая может многократно переходить из твёрдой фазы в жидкую и обратно. С помощью термоклеевого пистолета она нанесена на собранную плату датчика температуры с припаянными к ней проводами. При этом контактный лепесток XT1 остаётся открытым (рис. 5).
Рис. 4. Плата датчика температуры
Рис. 5. Контактный лепесток XT1
После остывания термопластичного клея на покрытую им плату надета термоусаживаемая трубка диаметром 10 мм и длиной 40 мм. Лучше – красного цвета, чтобы было интуитивно понятно, что датчик должен быть прикреплён к плюсовому выводу аккумулятора. Лепесток XT1 должен остаться открытым, а провода, припаянные к плате, должны быть частично закрыты в местах пайки. Излишки застывшего термопластичного клея, мешающие надеванию трубки, аккуратно срезаны скальпелем так, чтобы не повредить элементы.
Затем на жгут из трёх подключённых к плате датчика температуры проводов одета гофрированная пластиковая трубка диаметром 6,8 мм. Со стороны реле-регулятора гофр зафиксирован термопластичным клеем, а со стороны датчика – термоусаживаемой трубкой. Во время эксплуатации реле-регулятора в автомобиле эта трубка предотвращает повреждение проводов, соединяющих реле-регулятор с датчиком. При надёжной фиксации проводов, исключающей их перетирание, многократные перегибы и прочие механические воздействия, от гофрированной трубки можно отказаться.
Провода, соединяющие основную плату реле-регулятора и датчик температуры, не должны быть сечением более 0,15 мм 2 . При большем их сечении погрешность датчика увеличится по причине утечки тепла по проводам. Однако лепесток XT1 усилен медным проводом сечением 1. 1,5 мм 2 , проложенным вдоль металлизированной стороны платы датчика и припаянным к фольге. Это обеспечивает хорошую теплопередачу между аккумуляторной батареей и датчиком.
Для налаживания реле-регулятора требуется лабораторный регулируемый источник питания. Соедините его плюсовой вывод с лепестком XT1 и зажимом XT2, а минусовый – с зажимом XT4. Между зажимами XT2 и XT3 подключите лампу накаливания на 12 В мощностью 3. 5 Вт. Напряжение источника установите равным 14,2 В. Датчик погрузите в слегка подсоленную воду со льдом, температура которой близка к 0 ºС.
Через пять минут, когда температура датчика сравняется с температурой воды, вращайте, не вынимая датчик из воды, движок построечного резистора R5 и найдите его положение, соответствующее порогу включения и выключения лампы. Зафиксируйте движок в этом положении каплей быстросохнущего лака.
При напряжении более 15 В лампа должна гаснуть. Это же должно происходить при отключении источника питания от лепестка XT1 или от зажима XT2.
Автор: Ф. Исаченков, г. Москва
Мнения читателей
Нет комментариев. Ваш комментарий будет первый.
Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному выше материалу:
Реле регулятора напряжения 88.3702 во Владимире
Реле регулятор ВАЗ 2108 генератор 372 АТЭ-2 791.3702
Реле напряжение DigiTOP Vp-10 AS
Реле-регулятор со ЩУ КАМАЗ Евро-2; ген. 4502.3771 (РК).
Реле-регулятор цифровой для автомоиблей 2108 StartVolt
Реле регулятор ВАЗ 2108-09, 24.3772, 36.3702-01/571.370.
Регулятор напряжения, (реле генератора) Газель Волга (з.
Реле Регулятор Напряжения 2101-06 2121 121.3702-03 Энер.
Реле-Регулятор генератора bosch 28.3v 28mm Mobiletron V.
Реле регулятор ВАЗ 2110, 241.3772, 57.3702
Реле регулятор Урал 12В (33.3702)
Реле регулятор 18А216Вт
Реле регулятор Р131.3702
Реле Регулятор Напряжения 2108 54.3702-02 Трехуровневый.
ВТН 9402.3702-01, 9333.3702-02
Реле регулятор напряжения ВАЗ 2104,2105-07,1111, ИЖ-212.
Регулятор напряжения трехуровневый 2108-21099 (54.3702-.
Реле регулятор Муравей РР121 (2903.3702) с/о
88.3702-Реле регулятор напряжения КАМАЗ,МАЗ генератор 3.
Реле напряжения DigiTOP VА-63
Реле-Регулятор напряжения Hella truck 5DR004241111
Реле Регулятор Ваз 2108-09, 24.3772, 36.3702-01/571.370.
Регуляторы напряжения Taurauto Регулятор напряжения 621.
Реле регулятор ваз 2110, 241.3772, 57.3702 АвтоТрейд ар.
Регулятор напряжения (для ген. Г-224) 2108-099, Ока (36.
779.3702-02/207.3702-Реле регулятор напряжения с резист.
Реле-Регулятор 14v cummins, khd, case ih Bosch 11973110.
Реле регулятор ВАЗ 2101-06, 2121 121.3702-03
Реле-Регулятор генератора citroen berlingo c2 c3 Mobile.
Реле напряжения DigiTOP Vp-16A
Реле Регулятор Напряжения 2110 611.3702-01 В Сборе Энер.
Реле-регулятор напряжения 12V (конт: 3-3); T150
“Астро” Реле регулятор напряжения 2108-09 (54.
Реле регулятор для а/м ГАЗ-3110, 3302 интегр 13.3702-03
Реле-регулятор ГАЗ с дв. 406 к ген. 94.3701; 14В 80.370.
Реле Регулятор Напряжения 2108 56.3702 В Сборе Астро
201.3702-01-Реле регулятор напряжения ЗИЛ ОАО КЗАЭ
Реле-регулятор цифровой генераторный для автомобилей 21.
Реле-регулятор цифровой 2108 StartVolt
Реле регулятор Урал 12В (33.3702)
Реле регулятор ВАЗ 2108-09-099 в сборе 61.3702 Калуга
2712.3702-Реле регулятор напряжения КАМАЗ,краз,МАЗ,урал.
Реле-регулятор ЗИЛ 5301 Бычок, 28V; 207.3702-10, к ген.
Реле регулятор Муравей РР121 старого образца 2903,3702
Реле-регулятор напряжения 12V 1фиш.; конт: 2-2 разъем б.
Реле регулятор Муравей РР121 старого образца 2903,3702
Реле Регулятор Напряжения 2110 55.3702-02 Трехуровневый.
Реле (регулятор напряжения) КАМАЗ,МАЗ 28В (Я120, 412.37.
Регулятор напряжения, (реле генератора) ВАЗ-2101-06 Пен.
2702.3702-Реле регулятор напряжения УАЗ,ЗИЛ 2702.3702 О.
Реле Регулятор Напряжения 2101-06 2121 59.3702 С Индика.
Реле регулятор Муравей РР121 старого образца 2903,3702
Реле Регулятор Напряжения 2108 61.3702-02 В Сборе Энерг.
Реле напряжения Rbuz D63t
Реле регулятор Муравей РР121 (2903.3702) с/о
Реле Регулятор Напряжения 2110 55.3702 В Сборе Астро
Реле Регулятор Напряжения 2101-06 2121 Астро 591.3702 С.
1902.3702-Реле регулятор напряжения ЗИЛ-4331, 133ВЯ ОАО.
Реле регулятор Урал 12В (33.3702)
Энергомаш Реле (регулятор напряжения) ВАЗ-2101-06,2121.
Реле-Регулятор генератора Mobiletron VRPR2292H
Реле Регулятор Напряжения Волга 3110 Газель 67.3702-03.
Регулятор напряжения (для ген. 9402 ЗИТ) 1118 (7930.370.
Регулятор напряжения (для ген.Г-221) 2101-03,2106,2121(.
Самостоятельно проверяем регулятор напряжения генератора на ВАЗ 2107
Иногда аккумуляторная батарея ВАЗ 2107 по каким-то причинам перестаёт заряжаться, или заряжается очень слабо. Перебрав массу вариантов, автовладелец рано или поздно добирается и до регулятора напряжения на генераторе ВАЗ 2107. Можно ли проверить исправность этого устройства, не обращаясь в автосервис? Можно! Попробуем разобраться, как это делается.
Назначение регулятора напряжения
О назначении регулятора напряжения нетрудно догадаться из названия этого устройства. Задача регулятора — поддерживать силу тока, идущего с генератора, на таком уровне, чтобы напряжение, вырабатываемое тем же генератором, всегда держалось в заданных пределах.
При этом оно не должно зависеть от скорости вращения генератора. И потребляемый автомобилем ток тоже не должен оказывать влияние на напряжение, создаваемое автомобильным генератором. За выполнение всех этих задач на автомобиле ВАЗ 2107 и отвечает регулятор напряжения генератора.
Разновидности и расположение регуляторов напряжения
Как известно, автомобиль ВАЗ 2107 начали выпускать очень давно. И в разные годы на него устанавливались не только разные двигатели, но и разные регуляторы напряжения. На самых ранних моделях реле-регуляторы были внешними. На более поздних «семёрках» регуляторы были внутренними трёхуровневыми. Рассмотрим эти устройства подробнее.
Внешний регулятор напряжения ВАЗ 2107
Именно внешний регулятор напряжения многие автомобилисты по старинке называют «реле-регулятор». Сегодня внешние регуляторы напряжения можно увидеть лишь на очень старых «семёрках», выпускавшихся до 1995 года. На этих автомобилях устанавливался старый генератор модели 37.3701, который и комплектовался внешними реле.
Располагался внешний регулятор под капотом автомобиля, он крепился на левой передней колёсной арке машины. Как правило, внешние реле были сделаны на базе единого полупроводника, хотя после 1998 года на некоторых ВАЗ 2107 встречались внешние регуляторы, выполненные на общей печатной плате.
У внешних реле были определённые достоинства:
- заменить внешний регулятор было достаточно просто. Он держался всего на двух болтах, добраться до которых не составляло труда. Единственная ошибка, которую мог допустить новичок при замене этого устройства — это перепутать местами клеммы 15 и 67 (они на регуляторе располагаются рядом);
- стоимость внешнего регулятора была вполне демократичной, а продавались они практически во всех автомагазинах.
Разумеется, у устройства были и недостатки:
- громоздкая конструкция. По сравнению с более поздними электронными регуляторами внешнее реле кажется очень крупным и занимает слишком большой объём подкапотного пространства;
- низкая надёжность. Внешние вазовские регуляторы никогда не отличались высоким качеством. Трудно сказать, чем это обусловлено: низким качеством отдельных комплектующих или плохим качеством сборки самого устройства. Но факт остаётся фактом.
Внутренний трёхуровневый регулятор напряжения
Внутренние трёхуровневые регуляторы напряжения начали устанавливать на ВАЗ 2107 начиная с 1999 года.
Эти компактные электронные устройства встраивались непосредственно в автомобильные генераторы.
Такое техническое решение имело свои плюсы:
- компактные размеры. На смену полупроводникам пришла электроника, так что теперь регулятор напряжения умещался на ладони;
- надёжность. Всё просто: ломаться в электронных устройствах особо нечему. Единственная причина, из-за которой мог сгореть трёхуровневый регулятор — это короткое замыкание в бортовой сети.
Недостатки тоже имеются:
- сложность замены. Если с внешними регуляторами особых проблем не было, то для замены внутреннего реле автовладельцу вначале надо добраться до генератора. Для этого ему придётся снять воздушный фильтр и пару воздуховодов, что требует терпения и времени;
- сложность приобретения. Как известно, ВАЗ 2107 давно снят с производства. Так что достать новые комплектующие на «семёрку» с каждым годом становится всё сложнее. Разумеется, это правило распространяется не на все детали. Но внутренние трёхуровневые регуляторы напряжения для ВАЗ 2107 как раз входят в число деталей, найти которые сегодня не так-то просто.
Демонтаж и проверка регуляторов напряжения на ВАЗ 2107
Сначала определимся с инструментами и приборами, которые потребуются для работы. Вот они:
- бытовой мультиметр;
- рожковый ключ на 10;
- отвёртка плоская;
- отвёртка крестовая.
Последовательность работы
Если у водителя возникли подозрения о поломке регулятора напряжения, то первое, что он должен сделать — проверить напряжение, выдаваемое аккумулятором.
-
Двигатель автомобиля глушится, открывается капот. С помощью мультиметра измеряется напряжение между аккумуляторными клеммами. Если оно упало ниже 13 вольт (или наоборот, повысилось выше 14 вольт), то это говорит о поломке регулятора.
Видео: проверяем регулятор напряжения на ВАЗ 2107
Как и любое другое устройство, регулятор напряжения может сломаться внезапно. А особенно тяжело водителю приходится, если поломка случается далеко от дома. Удивляться тут нечему: водителей, постоянно возящих с собой запасные регуляторы, ещё поискать. Но даже в такой непростой ситуации способ добраться до дома (или до ближайшего сервисного центра) всё же есть. Но быстро доехать не получится, потому что каждый час придётся лезть под капот и снимать клеммы с регулятора напряжения. А потом с помощью подходящего куска изолированного провода замыкать плюсовую клемму аккумулятора и контакт «Ш» на регуляторе. Делается это для того, чтобы заряжающий ток не превысил отметку в 25 ампер. После этого клеммы регулятора возвращаются на место, а автомобиль заводится. На нём можно ехать минут 30, при этом следует включить максимальное количество потребителей энергии — от фар до магнитолы. А через 30 минут следует опять остановиться, и снова проделать всю вышеуказанную процедуру, так как без этого аккумулятор просто перезарядится и закипит.
Итак, проверить регулятор напряжения на ВАЗ 2107 под силу даже начинающему автолюбителю. Всё, что для этого требуется — умение пользоваться мультиметром и отвёрткой. Выполнение перечисленных выше рекомендаций позволит автовладельцу сэкономить около 500 рублей. Именно столько стоит в автосервисе проверка и замена регулятора напряжения.
Замена реле регулятора генератора
Опции темы
Поиск по теме
Замена реле регулятора генератора
В общем накрылся у меня регулятор в генераторе, заряд на акум не дает. Походил по разборкам и магазинам нигде отдельно нет только генератор целиком, что дорого. Через инет заказывать регулятор от 2000 до 4000р, что тоже не наш вариант. Решил извратиться с ВАЗовскими регуляторами, генераторы примерно одинаковые. Прикупил регулятор с генератора ВАЗ2105 типа Я112В12, покумекал схему поставил, завел. Результат: напряжение 14,3В без потребителей, 14,0-13,9 с включенным дальним светом. Затраты 60р и 1 день.
Самая проблема это подключение проводов к регулятору нужно изолировать винт от контакта, а то он замыкает его на корпус. С сделал прокладку из лакоткани, но думаю надо еще надеть на винт трубку ПХВ, а то все равно есть вероятность замыкания.
Последние фото схемы подключения регулятора, но они не от моего генератора у моего 8 диодов в мосту, а не 9. Но смысл такой же.
Машина в подписи.
Молодец! Отчет отличный! За работу пятак! За подход к делу – пятак!
Так держать!
За работу – 5! За отчет – 5! но я все-равно ничего не понял. Ибо в электрике – 0!
Аналогично! ))))) Но общий смысл понятен, по схемам не разбирусь, а так может и пойму что куда коннектить )
Предположу, что Вас зовут Дмитрий! Так вот Дима, следующим шагом думаю стоило бы сделать изоляцию того, что получилось, чтобы контакты и болты не корродировали! И будет все совсем классно! Можно нейтральным герметиком сверху залить или цапон-лак нанести поверху!
Да зовут меня Дмитрий. Про изоляцию тоже думал неверно залью герметиком.
Только Дим, бери нейтральный герметик! возможно он силиконовый или еще какой – не уверен. Главное термостойкий, так как температура там под капотом до 80 градусов летом бывает )
Не щелочной главное.
Последний раз редактировалось НикНик383; 19.03.2010 в 18:19 .
пара моментов –
сечение проводов маловато
низкий тепловой отвод(контакт)
ну и изоленту для себя то уж замени на термоусадку))
вопрос – как спалил регулятор.
Сечение нормальное 0,75мм, ток в обмотке возбуждения всего 5А
“низкий тепловой отвод(контакт)” – непонял про что вы. Про охлаждение регулятора?
Про термоусадку подумаю. Пока было просто в принципе интересно заработает японский генератор с русским регулятором ))
Как спалил не заняю просто стал замечать что напряжение низкое когда фары включаю и аккум разряжается часто.
Действительно, неплохой вариант, молоток!Тем более за 60 р. Жаль что я недогадался поставить от таза. У меня такой же генератор и таблетку я заказывал. Не знаю где за 2000 ты нашёл,original наверно. Я брал в existe за 700р.
еду вчера по славному городу-герою Волгограду, внезапно тускнеет приборка и всё сопутствующее, понимаю что авто перешло на аккумулятор, доезжаю до гаража, проверяю напряжение на клеммах
12 В, всё понятно генератор перестал фурычить.
Теперь вопрос в студию: почему не загорелась контрольная лампа на приборной панели, сигнализирующая о переходе на аккумулятор ??
P.S. Лампочка работающая.
P.S.2 Разобравши генератор, увидел, что щётки живые, диодный мост визуально тоже живой, подозрение упало на регулятор, сегодня поменяю, отпишусь..
После чего произошла кончина регулятора, симптомы какие были? Сопротивление обмотки возбуждения не изменилось в меньшую сторону, залили на мойке. Если “внезапно” то не отвечайте.
Добрый день Дмитрий! Подскажите-куда крепить провод с выхода “в” на жигулёвском реле. Где его цеплять в Тойоте.
подниму старую тему..
еду вчера по славному городу-герою Волгограду, внезапно тускнеет приборка и всё сопутствующее, понимаю что авто перешло на аккумулятор, доезжаю до гаража, проверяю напряжение на клеммах
12 В, всё понятно генератор перестал фурычить.
Теперь вопрос в студию: почему не загорелась контрольная лампа на приборной панели, сигнализирующая о переходе на аккумулятор ??
P.S. Лампочка работающая.
P.S.2 Разобравши генератор, увидел, что щётки живые, диодный мост визуально тоже живой, подозрение упало на регулятор, сегодня поменяю, отпишусь..
А на таете она (лампочка) падла вообще не загорается походу, пока возбуждение хоть какое-то идет. перед глазами 3 генератора
1 – межвитковое в якоре – лампочка горит до 1500 оборотов, потом гаснет – зарядки нет никогда.
2 – пробито два диода в подкове (в одной ветке) напряжение при выключенных потрбителях 14 в, при включении ближнего 12 – лампочка не горит, зарядки при ближнем нет.
3 – пробито два диода в подкове (в разных ветках) – напряжение при выключенных потребителях – 14 в, при включенных фарах, магнитоле, обогреве на холостых 12, на повышенных 13,5 – лампочка не горит никогда.
на зубиле при одном пробитом диоде лампочка горела в пол-накала до 1500 оборотов
Реле регулятор (родное, не оригинал) покупал в хохляндии за 1200 рублей
Последний раз редактировалось brigadir54; 06.12.2010 в 20:44 .