Autoexpertion.ru

Статистика продаж авто в казахстане 2018

В Казахстане втрое выросло производство автомобилей

В Казахстане собирают несколько моделей автомобилей зарубежных брендов, в том числе корейские «Дэу», российские «Лады» и КамАЗы, французские «Пежо». В 2017 году производство авто выросло втрое по сравнению с 2016 годом. Почти половина приобретаемых в Казахстане машин — это автомобили местной сборки. Из них наибольшей популярностью пользуются машины российских брендов. Об этом рассказала Анар Макашева, вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса.

Производство каких авто налажено в Казахстане?

В Казахстане налажен выпуск около сотни моделей как грузового, так и легкового автотранспорта следующих брендов: Hyundai, Iveco, JAC, Chevrolet Niva, Kia, МАN, Chevrolet, Daewoo, Foton, Gaz, Lada, Peugeot, Ravon, SHACMAN, Skoda, SsangYong, КАМАЗ, МАЗ, Урал и др.

Какое значение имеет автомобилестроение для экономики страны?

За короткий период развития автопромышленность показала высокий темп роста. Доля автопрома в общем объеме машиностроения увеличилась. За 4 месяца казахстанские автозаводы произвели на 24 млрд тенге (на 5 млрд рублей) больше техники, чем в аналогичном периоде годом ранее.

Национальное автомобилестроение, как системообразующая отрасли экономики, дает колоссальный импульс для создания сотен новых объектов малого и среднего бизнеса. Ведь одно рабочее место на заводе дает до 8 рабочих мест в смежных отраслях, таких как: сервис, продажи, логистика, страхование, банковский сектор, реклама, производство автокомпонентов и так далее.

В прошлом году, к примеру, 17% машиностроения РК занял автопром, выпустив продукцию на общую сумму 149,8 млрд тенге (28 млрд рублей). За 12 месяцев 2017 года шесть казахстанских автозаводов произвели 19 тысяч единиц техники (легковых, грузовых автомобилей и автобусов). В натуральном выражении это втрое превышает результаты 2016 года.

Каждый третий проданный в стране автомобиль, включая коммерческую технику, произведен в Казахстане. По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, доля автопрома в машиностроении РК в денежном выражении выросла в два раза, налоговые выплаты шести автомобильных предприятий в 2017 году составили около 7 млрд тенге (1,3 млрд рублей).

Активно ли казахстанцы покупают авто местной сборки? Или они по-прежнему предпочитают зарубежные машины?

​​​​В 2017 году в стране продано 7,7 тыс. автомобилей отечественного производства, что вдвое выше результатов позапрошлого года (3,6 тыс.). Рыночная доля автомобилей с лейблом «Сделано в Казахстане» за год выросла с 31,2% до 46,9%. В апреле 2018 года рыночная доля впервые достигла 49,6%.

Думаю, паритет между импортными и локально произведенными автомобилями совсем не за горами. Во многом это стало возможно благодаря очередному траншу финансирования программы льготного автокредитования под 4%.

Средняя стоимость произведенного в Казахстане легкового автомобиля — 4,8 млн тенге (900 тысяч рублей).

Какие машины пользуются наибольшим спросом у казахстанцев?

По данным на апрель 2018 года, десятку самых продаваемых легковых автомобилей продолжает возглавлять Lada — 1026 автомобилей. На втором месте Toyota. На третьем месте автомобили Hyundai производства «СарыаркаАвтоПром» с результатом. Еще один корейский бренд Kia с заметным отставанием занимает четвертую позицию.

В рейтинге коммерческой техники лидирует продукция ГАЗ, в апреле был продан 241 автомобиль «ГАЗель» и «ГАЗон». На второй строчке грузовики KAMAZ, включая грузовики кокшетауского производства. Замыкает тройку Hyundai Trucks с результатом. В ТОП-10 также вошли автобусы Daewoo, грузовики Foton, коммерческая техника Mercedes-Benz, Iveco, MAN и Scania.

Куда поставляются собранные в Казахстане автомобили?

В 2017 году было экспортировано 1480 автомобилей казахстанского производства в такие страны, как Китай, Российская Федерация, Таджикистан, Белоруссия, Киргизия.

Как повлияло создание ЕАЭС на автомобильный рынок Казахстана?

Создание ЕАЭС позволило сформировать в Казахстане новые направления и новые инициативы на автомобильном рынке, переориентировать автомобильный рынок в части техрегулирования и увеличить продажу именно новых автомобилей, ускорить модернизацию парка, создать собственное производство, повлиять на безопасность владения автомобилем. Текущие продолжающиеся изменения в целом позволят выйти на новый качественный уровень в сфере IT- сопровождения, что скажется положительно на удобстве и качестве владения автомобилем.

Расскажите, пожалуйста, что такое электронный паспорт автомобиля, когда он вводится и как это повлияет на рынок ЕАЭС?

Решение о введение электронного паспорта транспортных средств было принято еще в 2014 году главами правительств государств-членов ЕАЭС. Главная цель — создание условий для обеспечения свободного обращения транспортных средств и других видов техники на единой таможенной территории ЕАЭС и определения порядка оформления паспортов транспортных средств по единым формам.

Изначально на электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС) страны-члены Евразийской экономической комиссии должны были перейти еще с 1 июля 2017 года, но из-за технических несостыковок нововведение отложили на один год.

Сегодня практически все страны ЕАЭС определили национальные органы, которые обеспечат взаимодействие с союзным администратором систем электронных паспортов — АО «Электронный паспорт», уже сформированы национальные части единого реестра уполномоченных органов и организаций-изготовителей транспортных средств, которые будут осуществлять оформление паспортов.

В России c 1 июля 2018 года МВД окончательно прекратит оформление бумажных ПТС. В Казахстане бумажных ПТС никогда не было, сейчас идет работа над внедрением электронных.

Стоит сразу проговорить один момент: переход на электронные паспорта транспортных средств не меняет привычной логики поведения автовладельцев — у граждан на руках по-прежнему остается Свидетельство государственной регистрации транспортного средства (СРТС), которое оформляется в органах полиции. СРТС — это документ, содержащий сведения об основных технических характеристиках транспортного средства, VIN-код, данные о собственнике.

В электронный паспорт, который хранится на серверах оператора, запишут всю историю машины или мотоцикла с момента его изготовления или ввоза в ЕАЭС до его утилизации. Электронный паспорт создаст максимально полную историю «жизни» автомобиля, включая информацию об ограничениях и обременениях, качестве и объемах технического обслуживания, участия авто в дорожно-транспортных происшествиях. Кроме того внедрение паспортов позволит снизить вероятность приобретения нелегальных и сомнительных автомобилей.

Читать еще:  Лада калина тросик капота

Беседовала Амина Джалилова

Статистика продаж авто в казахстане 2018

Рынок новых автомобилей в Казахстане по итогам прошедших 12 месяцев 2018 года вырос на 24.9 процентов, составив в абсолютных цифрах 57 919 машин. По объему рынка Казахстан обошел Белоруссию (52 835 шт.) и стремительно приближается к уровню украинского рынка новых авто (77 448 шт.).

Что интересно, большую часть машин для казахстанского рынка так или иначе собирают внутри страны. Это осознанная политика государства направленная на развитие местного производство. Даже автомобили Лада в основном везут не из РФ, а собирают на месте. Естественно из российских машинокомплектов.

Если смотреть распределение по маркам авто, то на первом месте российская Лада. Забавно, но Lada занимает большую долю рынка в Казахстане, чем в самой России. Если в РФ это 20 %, то в республике Казахстан это 23.2 %. За прошедший 2018 год LADA разошлась 13.4 тыс. машин, показав рост в 53.7 %. На втором месте японская марка Тойота. Бренд Toyota предпочли 12.3 тыс. казахстанцев (+32.7 % ). Корейский концерн Hyundai на третьем месте с результатом 8.7 тысяч машин. Хендай оказался самым динамичным производителем увеличившим продажи сразу на 140 процентов. Рядом родственная марка KIA (2.9 тыс. шт.) с приличным ростом продаж +24.4 %. Неплохо обстоят дела и у российских коммерческих машин ГАЗ. За прошлый год в Казахстане купили 2.7 тысяч машин под маркой GAZ, правда рост несущественный, всего +1.5 %.

Лидером продаж среди конкретных моделей стала модель Toyota Camry. Седан бизнес класса довольно давно находится в ТОПе самых популярных машин среди казахстанцев. А вот российские машины идут плотной группой на втором, третьем и четвертом месте: Lada 4×4, Granta и Vesta. Кроссовер Hyundai Tucson замыкает пятерку лидеров. Особенностью местного рынка можно назвать отсутствие явного предпочтения к конкретному классу авто. Здесь одинаково любят, как бюджетные седаны и кроссоверы, так и машины среднего класса. Далее полный расклад по первой десятке украинского авторынка новых автомобилей.

Статистика продаж в Казахстане за 2018 год

  • Toyota Camry — 4761 шт.
  • Lada 4×4 — 3468 шт.
  • Lada Granta — 3428 шт.
  • Lada Vesta — 2955 шт.
  • Hyundai Tucson — 2697 шт.
  • Hyundai Accent — 2083 шт.
  • Lada Largus — 2020 шт.
  • Hyundai Elantra — 1987 шт.
  • Toyota LC Prado — 1905 шт.
  • Hyundai Creta — 1672 шт.

Среди всего этого разнообразия можно заметить на 7 месте практичный универсал Лада Ларгус, который неплохо расходится по рынкам стран ближнего зарубежья. Максимально практичный, просторный и надежный автомобиль разошелся в Казахстане за прошедший год в количестве чуть более 2 тысяч штук. В РФ Largus за 2018 год купили 44 072 россиян, то есть почти в 22 раза больше. В 2019 году модель может пройти через масштабный рестайлинг и стать еще более востребованной.

Официальные дилеры в феврале реализовали 4133 автомобиля в Казахстане.

В феврале автомобильный рынок Казахстана продемонстрировал уверенный рост, передает Today.kz со ссылкой на пресс-службу Ассоциацию казахстанского автомобильного бизнеса (АКАБ).

По информации некоммерческой организации, по сравнению с январем продажи в РК выросли на 26,7 процента, результаты за первые два месяца 2018 года превышают показатели аналогичного периода прошлого года на 45 процентов. При текущих темпах восстановления годовые продажи имеют хороший шанс приблизиться к уровню 2012 года, отмечается в пресс-релизе.

По данным АКАБ, силами официальных дилеров в феврале в республике было реализовано 4133 автомобиля.

“Десятку самых продаваемых автомобилей второй месяц подряд возглавляет Lada –791 автомобиль (плюс один процент к январю 2018 года). Дилеры Toyota продали 778 единиц ( плюс 18,5 процента), Ravon продолжает догонять и сокращать отрыв – 511 авто (плюс 3,9 процента). Hyundai начинает просыпаться после долгой “спячки” — 505 единиц (плюс 113 процента), в первую очередь благодаря локализованным в Костанае автомобилям Elantra и Tucson. Кроме того, на реализацию поступили Hyundai Accent и Hyundai Creta казахстанского производства. Пятая позиция у коммерческой техники ГАЗ — 211 единиц (плюс 36,1 процента). Автомобили Kia на шестом месте с результатом 190 единиц ( плюс 43 процента), “поднажал” и Nissan — 128 единиц (плюс 20,8 процента). Седьмая позиция у костанайского JAC – 107 автомобилей (плюс 224.2 процента). В TOП-10 наиболее успешных также вошли Volkswagen — 105 единиц (плюс один процент), KAMAZ — 97 единиц (плюс 83 процента) и Lexus — 79 единиц (плюс 4,5 процента)”, — говорится в сообщении.

В релизе указывается, что продажи автомобилей в Казахстане по сравнению с февралем 2017 года выросли на 51,5 процента. В феврале казахстанцы потратили 35 миллиардов тенге (108,6 миллиона долларов) на покупку новых автомобилей, грузовиков и автобусов.

“В разрезе легковых моделей вновь лидирует Toyota Camry – 257 единиц, на второй позиции Lada Granta (239 единиц), тройку замыкает Ravon Nexia R3 (237 единиц). На четвертой строчке Hyundai Tucson (233 кроссовера). Далее по списку Ravon R4 (210 единиц), Lada 4×4 (192 единицы), Toyota LC Prado (154 единицы), Lada Vesta (124 единицы) и Lada Largus (116 единиц)”, — пишет пресс-служба АКАБ.

“Долгосрочные перспективы остаются в положительном тренде количественного роста, но разумно ожидать, что темпы роста будет замедляться, начиная со второго квартала 2018 года. Весенний сезон обычно приносит положительные новости для автомобильного рынка. Ближайшие недели покажут, в какой форме находится потребительский спрос. Тем не менее наш прогноз роста в 2018 году на уровне 15-20 процентов остается актуальным”, — рассказала вице-президент АКАБ​ ​​Анар Макашева.

26 июля 2019, 12:00

Казахстанский авторынок в 1 полугодии 2019 года

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в Казахстане по итогам 1 полугодия 2019 года составили 32 014 единицы, что на 18% больше показателя годичной давности.

16 июля 2019, 13:47

Производство автомобильной техники в Казахстане в 1 полугодии увеличилось на 40%

За 6 месяцев 2019 года на территории Казахстана было произведено 20 623 единицы автомобильной техники. Это на 40,4% больше, чем в январе – июне прошлого года, сообщает пресс-служба Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ).

12 июля 2019, 15:13

Авторынок Казахстана в июне вырос на 13%

В первый летний месяц нынешнего года продажи новых автомобилей (с учетом LCV, грузовиков и автобусов) в Казахстане составили 6 315 единиц. Это на 13% больше, чем в июне 2018 года. Вместе с тем, по итогам первого полугодия местный авторынок демонстрирует еще больший рост (+18% до 32 014 шт.).

18 июня 2019, 17:03

Доля отечественных машин в Казахстане продолжает расти

По данным Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ), в январе – мае 2019 года в Казахстане произведено 16921 единица транспортных средств всех типов (на 42,8% больше, чем год назад).

13 июня 2019, 15:47

Казахстанский авторынок в мае вырос на 18%

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в Казахстане по итогам мая составили 5878 единиц, что на 17,7% выше показателя годичной давности.

15 мая 2019, 14:07

Казахстанский авторынок в апреле вырос на 28%

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в Казахстане по итогам апреля составили 5549 единиц, что на 27,7% выше показателя годичной давности. Как отмечают в Союзе предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», в прошлом месяце казахстанский авторынок достиг лучших значений за более чем трехлетний период.

20 апреля 2019, 14:00

Казахстанский автопром в 1 квартале вырос на 30%

По итогам первого квартала 2019 года в Казахстане произведено 8822 транспортных средства всех типов, что на 29,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

19 апреля 2019, 15:45

Казахстанский авторынок в 1 квартале 2019 года

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в Казахстане по итогам 1 квартала 2019 года составили 13 764 единицы, что на 17% больше показателя годичной давности.

15 апреля 2019, 14:07

В Казахстане стартовал выпуск KIA Rio X-Line

Казахстанский завод «Азия Авто» начал производство кросс-хэтчбека KIA Rio X-Line. Он стал девятой моделью KIA, производство которой освоено предприятием в Усть-Каменогорске. Таким образом, вся линейка марки KIA, представленная на рынке Казахстана, теперь выпускается локально.

11 апреля 2019, 15:43

Казахстанский авторынок в марте вырос на 15%

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в Казахстане по итогам марта составили 4696 единиц, что на 14,9% выше показателя годичной давности.

В Казахстане растут продажи авто

Популярность одной из марок машин дошла до дефицита

В мае казахстанцы потратили на покупку новых авто 48,2 млрд тенге, передает LS со ссылкой на Ассоциацию казахстанского автобизнеса (АКАБ).

При этом официальными дилерами было продано более 5,2 тыс. легковых и коммерческих машин, что на 15,3% больше, чем в апреле 2018 года. По сравнению с маем 2017 года рост составил 35%.

Средняя стоимость новой легковой машины в январе-мае составила 8,1 млн тенге.

С начала года в Казахстане были реализованы 21,6 тыс. единиц техники, что на 40% больше показателей аналогичного периода прошлого года.

“В мае авторынок страны вырос в первую очередь благодаря всплеску внимания у покупателей к Hyundai и Toyota, однако суммарный прирост объема продаж за пять месяцев 2018 года находится у отметки в 40%. Этот результат демонстрирует уверенное восстановление рынка и позитивную динамику в ритейле в целом”, – заметила вице-президент АКАБ Анар Макашева.

Между тем, в союзе “КазАвтоПром” отметили, что за пять месяцев в Казахстане реализованы 20,6 тыс. авто. Это на 40,4% больше показателей прошлого года. В организации отметили, что за этот период казахстанцы потратили на приобретение новых легковушек 165,2 млрд тенге (на 40,7% больше января-мая прошлого года).

Тем временем десятку самых продаваемых легковых автомобилей, по данным АКАБ, в мае снова возглавляет Toyota – 1,2 тыс. единиц (+51,6% к предыдущему месяцу). Всплеск активности связан с началом продаж нового поколения Camry. На новый седан дилеры Toyota начали собирать заказы еще в апреле, первые машины 15 дилеров Toyota начали отгружать своим владельцам в начале мая, на рынке наблюдается дефицит Camry, который продлится как минимум до конца лета.

Российская Lada с результатом 1 тыс. единиц (-0,1%) в роли догоняющей. Еще один бренд, показавший наибольший рост – Hyundai (871 единиц; +79,2%), продолжает укреплять свои позиции за счет автомобилей костанайского производства и удерживать третью позицию чарта. Другой корейский бренд Kia из Усть-Каменогорска продается хуже – 198 седанов и кроссоверов (-30%). Пятая позиция у Renault (175 единиц; +28,7%). Nissan с результатом 166 единиц на шестой позиции (+30,7%). На седьмой строчке Lexus (134 единиц; -6,3%). Восьмая строчка за автомобилями JAC костанайского производства – 127 единиц (-9,3%). Замыкают ТОП-10: Volkswagen (115 единиц; -11,5%) и Chevrolet (96 единиц; -4%).

В разрезе моделей в мае безоговорочно лидирует Toyota Camry – 595 седанов. На второй позиции Lada Granta – 356 единиц. Замыкает тройку лидеров Hyundai Accent производства “СарааркаАвтоПром” – 302 автомобиля. Lada 4×4 на четвертой позиции – 202 внедорожников. Более свежая Lada Vesta – 199 седанов и универсалов. Далее по списку: Hyundai Creta (194 единиц), Hyundai Elantra – (188 единиц), Hyundai Tucson (172 единицы), Toyota Land Cruiser Prado (149 единиц) и Toyota RAV4 (124 единицы).

Что касается итогов пяти месяцев, то в “КазАвтоПром” отмечают, что рейтинг наиболее востребованных казахстанцами брендов возглавляет Lada – 4,7 тыс. единиц. Сбыт моделей Toyota составил 4,2 тыс. единиц. Третью позицию занял Hyundai с показателем 2,7 тыс. реализованных автомобилей. Пятерку лидеров замыкают Ravon (1,7 тыс. единиц) и GAZ (1,1 тыс. единиц. В топ-10 наиболее успешных марок вошли также KIA (1 тыс. единиц), Nissan (692 единицы), Renault (518 единиц), JAC (506 единиц) и Volkswagen (495 единиц).

В рейтинге легковых моделей лидируют седаны Toyota Camry (1,5 тыс. единиц), Lada Granta (1,3 тыс. единиц) и внедорожник Lada 4×4 (1,3 тыс. единиц). Замыкают топ-5 моделей Ravon Nexia (992 единицы) и Hyundai Tucson (774 единицы).

Статус крупнейшей дилерской группы на рынке Казахстана сохраняет за собой холдинг “БИПЭК Авто – Азия Авто”. По итогам отчетного периода 30% всех покупателей новых легковых автомобилей (включая LCV) остановили выбор на предложениях этой группы. 20,9% рынка пришлось на сбыт КМК Astana Motors. В десятку наиболее заметных участников казахстанского авторетейла вошли также Вираж с долей 9,3%, Toyota City Алматы (5,8%), Mercur Auto (2,9%), Allur Auto (2,6%), Тойота Центр Жетысу (2,2%), Автомир (1,8%), Автодом Костанай (1,5%) и Aster Auto (1,3%).

Основную активность в приобретении легковых автомобилей в январе-мае продемонстрировали жители городов Алматы (5 339 реализованных автомобилей), Астана (3 494 единицы), Атырау (1 546 единиц), Костанай (1 487 единиц), Шымкент (1 298 единиц), Караганда (1 242 единицы), Усть-Каменогорск (911 единиц), Уральск (905 единиц), Актау (868 единиц) и Актобе (724 единицы).

Сколько стоят самые дешевые автомобили казахстанской сборки

Автомобили, собранные на казахстанских автозаводах можно купить дешевле зарубежных моделей. К тому же, при их покупке действуют льготные условия. Редакция Нурфин ознакомилась с ценами на новое авто отечественной сборки и отметила самые дешевые модели.

1. Lada Granta SE Classic, 3 145 000 тенге

Это минимальная цена на самую простую комплектацию данной модели 2019 года выпуска. Седан оснащен механической коробкой передач и стандартной комплектацией. Из всего списка авто отечественной сборки самая дешевая – это Lada.

LADA Granta SE Classic. Цена: 3 145 000 тенге. Фото: ladaauto.kz

2. Ravon Nexia R3, 3 469 000 тенге

Минимум за такую цену можно купить самую дешевую модель марки Ravon казахстанской сборки. У седана комплектации Comfort также механическая КП.

Ravon Nexia R3. Цена: 3 469 000 тенге. Фото: ravon.kz

3. Рeugeot 301, 3 990 000 тенге

Эта цена для автомобиля с самым маленьким для модельного ряда объемом двигателя – 1,2 литра. Самый дешевый седан оснащен механической коробкой передач и ничем не отличается от комплектации аналогичной модели с более объемным двигателем, которая стоит на 1 млн больше.

Рeugeot 301. Цена 3 990 000 тенге. Фото: peugeotkz.com

4. Chevrolet Niva L, 4 599 000 тенге

Внедорожник отечественной сборки также оборудован механической коробкой передач и отличается от других моделей из ряда более простой комплектацией и внешним видом. Например, у моделей, которые дороже, корпус боковых зеркал окрашен в цвет кузова.

Chevrolet Niva L. Цена: 4 599 000 тенге. Фото: niva-chevrolet.kz

5. Kia Picanto, 4 790 000 тенге

Данная цена действительна только для хетчбека белого цвета. Аналогичная модель другого окраса будет стоить на 40 тысяч дороже. Самый дешевый автомобиль из модельного ряда Kia, собранный в Казахстане, имеет автоматическую коробку передач и комплектацию Classic.

Kia Picanto Classic. Цена: 4 790 000 тенге. Фото: kiamotors.kz

6. JAC S3, 4 920 000 тенге

Кроссовер отличается от более дорогих «собратьев» только комплектацией. Также это единственный автомобиль в модельном ряду с механической коробкой передач.

Jac S3. Цена: 4 920 000 тенге. Фото: jac-motors.kz

7. УАЗ Патриот, 5 700 000 тенге

На данный момент это самая дешевая модель 2019 года выпуска из линейки УАЗ, которая собирается в Казахстане. “Патриот” отличается современным видом кузова. Есть автомобили этой же марки, которые выглядят, как классический “угловатый” УАЗ и стоят немного дороже. При этом у всех установлена механика.

УАЗ Патриот. Цена: 5 700 000 тенге. Фото: uazauto.kz

8. Hyundai Accent, 6 090 000 тенге

Это также единственный седан из модельного ряда, который оснащен «механикой». Более дорогие модели уже имеют АКП. Самая дешевая из них стоит на 200 тысяч дороже.

Hyundai Accent Active Plus. Цена: 6 090 000 тенге. Фото: hyundai.com

9. Skoda Octavia FL, 7 090 000 тенге

Самая низкая цена установлена на единственную модель с механической КП. Седан имеет комплектацию Active. Аналогичная модель с автоматической коробкой передач стоит на 500 тысяч больше.

Skoda Octavia FL. Цена: 7 090 000 тенге. Фото: skoda-auto.kz

На казахстанских автозаводах также собираются автобусы, мусоровозы, самосвалы и другую спецтехнику марок Iveco и Ankai. Но цены на них зависят от габаритов и предназначения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Фото — Иллюстративное фото