Статистика продаж электромобилей в россии
В России посчитали количество электромобилей
Автор: Роман Зорин. Официальный дилер в Северо-Западном регионе: Suzuki, Yamaha, Mercury, Husqvarna, Stihl. Дата: 2 февраля 2020. Время чтения 7 мин.
Российские автовладельцы стали чаще покупать электрокары. Только за 9 месяцев 2019 г. численность таких машин увеличилась почти на 74%, с 3 600 до 6 250 шт. Самое большое количество «электричек» по итогам 2018 г. в Приморском крае – 735 шт. – и Москве – 405 шт. Пока рынок насыщается за счёт подержанных иномарок. Наиболее популярен Nissan Leaf – 5 060 шт. Намного реже покупают новые Теслы и Ягуары.
По свежим исследованиям авторынка, которые проводил «Автостат», на 1 сентября 2019 г. в России зарегистрировано 6 250 электромобилей. На начало года числилось 3 600 ед., что на 2 650 меньше. Заметный спрос на экологический тип транспорта начался двумя годами ранее. Причём автолюбители не боятся брать подержанные машины, отдают им наибольшее предпочтение. Связано это с тем, что новые электрокары из Азии, Великобритании и Америки довольно дорогие. Даже отечественная Lada Ellada, выпущенная ограниченной серией, была многим не по карману.
Количество в настоящее время
Общая численность легковых автомобилей в РФ на 01.07.2019 г., по информации «Автостата», немногим более 44,1 млн единиц. Из этого количества только 0,14% составляют парк электромобилей. Такой показатель смотрится разительно слабо на фоне развитых стран Европы и Азии.
По данным агентства EV-Volumes, сейчас на дорогах Старого Света колесит 1,4 млн электрокаров. Почти 1/3 из них приходится на Норвегию. Население США, как и россияне, пока отдаёт предпочтение транспорту с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Поэтому концерн Илона Маска работает на экспорт. Сейчас ему составляют жёсткую конкуренцию производители из Великобритании и Японии.
Фото: Tesla Model S. Источник: tesla.com
Справочно. В августе 2019 г. компания «Тесла» построила в Китае завод Gigafactory 3, где будет производить аккумуляторы и автомобили Tesla Model 3,Y, общим объёмом 250 тыс. в год. В первой половине 2020 г. начнётся строительство Gigafactory 4 на территории Германии, все договорённости уже соблюдены, о чём 22 декабря 2019 г. сообщили российские СМИ со ссылкой на немецкие и американские издания.
Новые
В России мало официальных дилеров предлагают населению электромобили. Единственный салон, где машины есть в наличии, – это Moscow Tesla Club. Остальные марки можно купить у представителей Jaguar, Renault и Nissan, если оформить индивидуальный заказ на поставку. Отечественный производитель АвтоВАЗ расстался с идей выпускать «электрички» 6 лет назад.
Таблица 1. Продажи новых электромобилей в РФ за январь-сентябрь 2019 г.
Марка | Единиц |
Jaguar I-Pace | 106 |
Nissan Leaf | 102 |
Tesla Model 3/S/X | 48 |
Renault Twizy | 5 |
Итого | 261 |
«Британцы» и «японцы» более интересны россиянам из-за относительно невысокой стоимости. Сейчас новых машин на «батарейке» насчитывают не более 10% из общего числа по всей РФ – приблизительно 400-500 ед.
Справочно. На конец 2019 года самым доступным по цене новым электрокаром был Nissan Leaf. Его стоимость в Японии и США от 29 900 $ (1,9 млн руб.). Среди самых дорогих – Tesla Model S: от 7,7 млн руб. в России, и от 90 115 $ (5,76 млн руб.) в Америке.
До января 2019 г. лидирующую позицию в строчках салонных продаж занимала Лада. Её приобрело 96 пользователей. Но машину выпустили ограниченной серией, всего 100 шт. в период 2012–2013 гг. Поэтому Ellada неизбежно уступила лидерство иностранным конкурентам.
Рекомендованная розничная цена отечественного электромобиля на платформе «Калины» начиналась от 1,25 млн руб. На 2012 г. сумма 40 тыс. $ была беспрецедентно высокой. Последние 40 машин дилеры распродали по себестоимости – 960 тыс. руб.
Фото: Ellada. Источник: сайт «За рулём»
Подержанные
Мировой рынок электрокаров стремительно обновляется. Упавшие в цене «бэушки» продаются на аукционах, где их покупают менее состоятельные владельцы. «Автостат» опубликовал статистику общего количества зарегистрированных в МРЭО б/у машин, ввезённых из-за границы:
- Nissan Leaf – 5 060 шт.;
- Tesla (Model 3, S и X) – 322 шт.;
- Mitsubishi I-MIEV – 308 шт.;
- LADA Ellada – 96 шт.;
- BMW i3 – 40 шт.
Итого: 5 826 тыс. шт.
В списке «бэушек» лидирует японская марка. Нетрудно догадаться, что Ниссаны и Митсубиши привозят кораблями в порты Дальнего Востока, как и бензиновые версии. Они также проходят «растаможку», после чего их можно поставить на учёт в ГИБДД.
Справочно. Для владельцев электромобилей существуют льготы. В ряде регионов действуют скидки на транспортный налог. Например, в Санкт-Петербурге за электромобиль мощностью менее 150 л.с. платить ничего не надо. А в ряде крупных городов, включая Москву, водители «электричек» освобождены не только от налога, но и от платы за парковку.
Территориальный срез
Если вы бывали за Уралом, то наверняка обратили внимание на большое количество машин с правым рулём – это «японки». Аналогичная ситуация с автомобилями на электротяге. Самая большая их концентрация тоже здесь. По количеству зарегистрированных машин на январь 2019 г. регионы расположились в следующем порядке:
- Приморский край – 735 шт.
- Москва – 405 шт.
- Хабаровский край – 308 шт.
- Иркутская обл. – 299 шт.
- Краснодарский край – 289 шт.
- Амурская обл. – 147 шт.
- Подмосковье – 141 шт.
- Санкт-Петербург – 106 шт.
Единичные экземпляры эксплуатируются в других субъектах РФ. Возможно, вскоре лидером станет Самарская обл., где предполагается запуск серийного производства небольших электрокаров.
Справочно. В декабре 2019 г. частная компания Zetta из Тольятти планирует выпустить 10 экспериментальных машин на электротяге. С 2020 г. намечается серийное производство, которое впоследствии вырастет до 15 тыс. автомобилей в год. Ориентировочная стоимость «Зетты» будет составлять 450 тыс. руб.
Российский электромобиль Zetta запустят в производство в начале 2020 года цена Zetta в базовой комплектации составит 450 тысяч рублей. pic.twitter.com/DNcp462C3a
Предпочтения
Сейчас по-настоящему народная марка – Nissan Leaf. Ее доля в числе всех зарегистрированных электромобилей в России – 80%. Почему такой высокий интерес именно к «Лиафу»? Это связано с доступной ценой – за 8-летнюю машину просят всего от 450 тыс. руб.
Купить подержанный Leaf сможет большинство россиян. В то время как стоимость новой «электрички» исчисляется несколькими миллионами рублей. Например, у официальных дилеров в РФ средние цены на бюджетные модели:
- BMW i3 – от 3,8 млн руб.;
- Tesla Model 3 – от 4,4 млн руб.
За границей стоимость ниже. Рекомендованная цена баварской «3-ки» в Германии – 38 тыс. € (2,6 млн руб.). Но ввозить в Россию из ФРГ невыгодно, потому что предстоит заплатить таможенные сборы и пошлины, а также установить систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Такие издержки составят нем менее 40% от суммы покупки.
Справочно. Первый электромобиль в России появился в 2009 г. Его собрали в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете. Техника работала на энергии от солнечной батареи, поэтому конструкторы назвали машину «СЭМ».
В 1984 году Новгородский политехнический институт разработал электромобиль. Правда весь грузовой отсек был забит аккумуляторами, проехал всего 100 км со скоростью 10 км в час, но обогнал Маска pic.twitter.com/CSNL6AKJbI
Как изменилось количество за последние 5 лет
Российские автовладельцы вынуждены обращать внимание на машины с альтернативными силовыми установками из-за подорожания бензина и дизтоплива. По данным Росстата, за последние 10 лет АИ-95 подорожал на 89,5% – до 45,66 руб. в сентябре 2019 г. с 24,1 руб. в сентябре 2009 г. Аналогичная ситуация с другими видами топлива.
Кто-то предпочитает автомобиль на газе, но в стране мало пропановых и метановых заправок. А электроэнергия есть практически везде. Поэтому транспорт на «батарейках» становится более интересен.
Динамика числа электромобилей в России, 2015–2019 г., шт. Источник: Составлено автором по данным ежегодных публикаций агентства «Автостат»
Дайджест дня: дорогая Tesla, электромобили в России и другие события индустрии
Tesla стала первым автопроизводителем в США, рыночная капитализация которого превысила 100 млрд долларов. После роста цен акций 22 января почти на 5% (до 574 долларов за штуку) капитализация достигла 103,34 млрд долларов, хотя по состоянию на середину дня 23 января показатель снизился до 102,5 млрд. Еще 9 января капитализация Теслы превысила капитализации концернов GM и Ford, вместе взятые. При этом и GM, и Ford в 2019 году продали свыше 2 млн машин только на рынке США, а Tesla по всему миру реализовала лишь 367,5 тысячи электромобилей.
Как сообщает агентство Reuters, концерн Daimler вдвое уменьшил планируемый объем производства электрических кроссоверов Mercedes-Benz EQC на этот год — с 60 до 30 тысяч экземпляров. А в 2019 году было выпущено только семь тысяч таких машин вместо запланированных 25 тысяч. Виновником назван производитель тяговых аккумуляторов LG Chem, который не отгружает Даймлеру батареи в необходимом количестве.
Опубликован очередной тизер будущего концепта Skoda Vision IN, который предвещает компактный кроссовер для рынка Индии. На изображении показана светотехника машины, в том числе подсвеченные решетка радиатора и эмблема. Также компания обещает кристаллические элементы в отделке салона. Премьера концепта состоится 5 февраля на выставке Auto Expo в Нью-Дели.
Концерн GM совместно с производителем камуфляжа Realtree представил пикап Chevrolet Silverado Realtree Edition . Особенность этой спецверсии — камуфляжная раскраска, нанесенная на некоторые кузовные панели и элементы интерьера. В основе лежит серийная модификация Trail Boss, которая имеет увеличенный дорожный просвет, внедорожные шины, блокировку заднего дифференциала и защиту двигателя снизу. В продажу такие пикапы поступят летом.
А специально для рынка Мексики создана спецсерия внедорожников Jeep Wrangler Rubicon Xtreme-Trail Rated. От базового Рубикона такие машины отличаются полным комплектом опций, дополнительным набором «внедорожной» амуниции и ярко-желтой окраской кузова с красными вкраплениями. Будет выпущено только 100 таких автомобилей, цена — 53400 долларов США.
Стартап Neuron EV, который зарегистрирован в США и финансируется из Китая, до сих пор был известен только проектами электрических грузовиков и пикапов, а теперь показал первые изображения кроссовера. Neuron Vega длиной 4877 мм создан на модульной платформе и имеет пятиместный салон, но технических подробностей пока нет. Сроки появления серийных машин тоже не сообщили, равно как и предполагаемую цену. Хотя на коммерческие модели фирма Neuron EV уже принимает заказы.
По информации агентства Автостат, продажи новых электромобилей в России выросли в два с половиной раза: в 2019 году продано 353 машины вместо 144 штук в 2018-м. Самыми популярными «электричками» оказались Jaguar I-Pace и Nissan Leaf: обе модели разошлись тиражом 131 экземпляр, причем 30 Ниссанов закупил Яндекс для каршеринга. Остальные проданные электромобили — Tesla Model X (46), Model 3 (22) и Model S (13), Renault Twizy (5), Peugeot Ion (3) и Hyundai Ioniq (2). Основной спрос на электромобили сосредоточен в Москве: 115 штук за год.
Также сегодня мы рассказали о кроссовере Aurus Komendant, перспективах модели Ford Mondeo и гибридах Jeep Renegade и Compass.
Продажи электромобилей в 2019 году — предварительные итоги
Начало февраля 2020 года – время подводить итоги производителям электрического транспорта по результатам продаж новых электромобилей.
Это позволяет определить основные тренда рынка, а потенциальному покупателю познакомиться с наиболее востребованными моделями.
Некоторые итоги. Первая половина 2019 года впервые зафиксировала прирост удельного веса электромобилей по отношению к гибридным версиям авто:
- электромобили – «+67 %»;
- гибриды всех видов – «+5 %»;
- суммарный показатель – «64 %».
По-прежнему лидером по емкости рынка остается Китай. Если в 2018 году было приобретено около 1,3 млн. машин на электрической тяге, то 2019 год не позволит зафиксировать продажи значительно выше 1 млн. штук. Это связано с сокращением поддержки покупки таких машин в стране и снижением покупательской способности.
В 2019 году обозначился лидер среди электромобилей по уровню продаж. По итогам 6 месяцев Tesla Model 3 сумела показать результат в 128 тыс. проданных экземпляров. Для сравнения – за весь 2018 год цифра составила чуть менее 149 тысяч электромобилей.
Но уже по итогам декабря стало известно о 75,7 тысячах единиц Model 3 (по другим сведениям – 77,3 тыс. шт.), которые были куплены всего за месяц. Не стоит забывать, что этот электромобиль пока основной на конвейере нового завода в Китае, который начал работу осенью. Таким образом, по итогам года модель 3 серии Tesla сможет превзойти отметку продаж в 300 тысяч штук.
Не стоит забывать и про Европу. За тот же декабрь там купили более 22 тысяч Model 3. Всего в декабре в Европе всех видов «зеленого» транспорта было куплено более 122 тысяч штук. Европейский континент по итогам 2019 года впервые станет самым емким рынком по продаваемым гибридам и электромобилям.
Итоги продаж в России. Заметно скромнее результаты развития рынка в России. Но и здесь показатели впечатляют.
Всего за год было куплено 343 электромобиля. Лидерство за 2 моделями, которые разошлись тиражом в 131 экземпляр:
На третьей позиции находится компания Tesla, представленная в стране 3 моделями (в шт.):
- Model X – 46;
- Model 3 – 22;
- Model S – 13.
Общий рост рынка составил 145 %, но в 2020 году можно спрогнозировать новый рост. Это будет обеспечено приходом новых моделей. К примеру, в мае компания Audi планирует начать продажи модели e-tron. К сентябрю привезут и спортивный седан Audi A4 e-tron Sportback.
Современные тренды. Среди основного тренда 2019 года можно выделит экспансию электромобилей Tesla. Помимо Китая планируется строительство еще одного завода в Германии. За счет европейского рынка прирост продаж только возрастет. А уже сейчас капитализация компании превысила 100 млрд. долларов.
Еще одним трендом стала невозможность европейских компаний обеспечить себя тяговыми аккумуляторами в полной мере. К примеру, поставщик таких устройств LG Chern вынудил концерн Daymler сократить выпуск внедорожника Mercedes EQC с 60 до 30 тысяч экземпляров в год. И это происходит не без участия американской компании Tesla.
Вместо заключения. Окончательные цифры продаж в 2019 году еще будут детально проанализированы. Но уже ясно, что рынок транспорта на электрической тяге не только активно растет. Местами возникает острая борьба за рынки и потенциальных покупателей. В 2020 году число проданных машин будет расти с учетом множества новых моделей, что выйдут на рынок, в том числе в России.
Статистика продаж электромобилей и подзаряжаемых гибридов в 2018 году (в США и по всему миру)
В 2018 году было продано электромобилей и подзаряжаемых гибридов на 791130 единиц больше, чем в 2017 году, рост продаж составил 64%.
По данным издания Insideevs.com в 2018 году по всему миру было продано более 2 миллионов единиц новых электромобилей и подзаряжаемых гибридов (PHEV — Plug-in Hybrid Electric Vehicle).
Двадцать самых продаваемых электромобилей и подзаряжаемых гибридов в мире (по данным продаж в 2018 году):
Статистика по рынкам в 2018 году:
- 1 место: Китай — продано более миллиона единиц, рост продаж более 80%.
- 2 место: Европа — продано более 400000 единиц, рост продаж более 30%.
- 3 место: США — продано более 360000 единиц, рост продаж более 80%.
Tesla Model 3 продали по всему миру 145846 единиц, что поставило эту модель на первое место по продажам, хотя год назад по количеству проданных единиц Tesla Model 3 была лишь на. 106-ом месте. Рост + 105 мест за год.
Китайский «электропром» (2-ое, 6-8, 14-17, 19-20 места) тоже не отстает.
Продажи Nissan Leaf прочно на уровне третьего (2018) и четвертого (2017) места.
В пятерке самых продаваемых электромобилей Tesla Model S (потеряла 2 места, по сравнению с 2017 годом) и Tesla Model X (5 место в 2018 и 2017 годах).
Таблица продаж электромобилей и подзаряжаемых гибридов в США и итоговая по миру в 2018 году:
Рост продаж электромобилей и подзаряжаемых гибридов в США по месяцам и годам (2010-2018/19):
Для сравнения, таблица мировых продаж в 2018 году автомобилей с ДВС (в итоге более 90 миллионов единиц):
Выясняем с помощью теста, что подарить коллегам
- Скопировать ссылку
- ВКонтакте
- Telegram
Похожие публикации
- 15 марта 2019 в 12:31
Tesla представила новую Model Y — подробности, фото с презентации и впечатления от тестрайда
Электромобили Tesla S проехали 1 миллиард миль
Оглашены подробности сделки Tesla и Toyota
Вакансии
AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут
Комментарии 61
В первоисточниках речь идет не “электромобилях и гибридах”, а только о электромобилях и “plug-in hybrids”, то есть о заряжаемых от сети гибридах. Стоит поправить заголовок и текст.
ещё точнее — о машинах, которые теоретически могут ездить, вообще не включая ДВС. То есть именно о plugin hybrids, так что encyclopedist совершенно прав.
А так-то некоторый запас имеют даже 48-вольтовые 🙂 С заездом/выездом на стоянку покрутиться пару минут, к примеру. Очень, кстати, уважаю эту схему и даже подумываю следующий взять такой.
ещё точнее — о машинах, которые теоретически могут ездить, вообще не включая ДВС.
Tesla Model 3 много людей предзаказали еще задолго до ее появления — это объясняет высокие продажи (ещё и государство прикрыло лавочку с халявным 7500$ tax credit недавно — все запаслись), более бюджетный способ примкнуть к зеленой элите, ездить по карпулу, пить кофе у суперчаржера по часу. К тому же американцы безразличны к качеству сборки и к качеству интерьера (посмотрите на любой американский автомобиль) которые у тесла ниже плитуса. Хотя не такая уж модел 3 и бюджетная, заходишь на сайт — выбираешь самую дешевую за 35к, включаешь автопилот круиз-контроль, 18″ диски (стандартные просто ужасные), выбираешь любой цвет отличный от черного — и хоп! уже 50к плати. А ведь захочется же полноприводную (без него она не едет) с нормальным запасом, а то и перфоманс версию и вот уже ценник бмв м3
Осенью был клич “скорее оставляйте заказы — зимой отменяют 7500$ халяву”. Ну и в таблице нет нормальных автомобилей — только электро и гибриды.
Стоит дополнить несколько интересных фактов.
Во-первых, в 2018-ом впервые с 2009 года было отмечено снижение продаж автомобилей — 94 миллиона автомобилей, и снижение на 0,5% относительно 2017. Основной причиной снижения являлось введение налога на бюджетный сегмент в Китае (24,7 млн 2017 год, 23,5 — 2018, снижение на 1,2 млн шт.). Но важна по сути не страна. Важно то, что 2018-ый год можно назвать годом, когда рост рынка автомобилей с ДВС остановился, и долю рынка начали уже не занимать, а отбирать электромобили. (Или, получается, что это всё-таки 2017-ый год можно назвать историческим — год, когда автомобили с ДВС прошли свой пик продаж.)
Второй интересный факт — опять же про Китай. В 2016 году в Китае было продано 351 тысяча электромобилей (включая, разумеется, PHEV), в 2017 — уже 602 тысячи, в 2018 — порядка 1,1 миллиона.
Третий интересный факт — несмотря на уже достаточно существенную долю электромобилей в общем рынке и на стремление автопроизводителей законтрактовать покупку аккумуляторов на весьма приличные суммы стоимость лития и кобальта в 2018 СНИЗИЛАСЬ. Лития — примерно на 30-40% (точнее, на карбонат лития, основное сырье), а цены на кобальт вообще упали втрое — с 94 тысяч в марте 2018 года до 30 тысяч на настоящий момент на лондонской бирже металлов LME (кобальта, ЕМНИП, в литиевых батарейках в наиболее популярных модификациях существенно побольше, чем лития. Сейчас акцент смещается в направлении литий-кобальт-никелевых, но никель тоже подешевел, хоть и не существенно — с 14 до 12 тысяч).
Ну и на правах ИМХО — в плане электромобилей самым интересным будет не 2019, а 2020-ый — когда остальные производители начнут серийное производство электромобилей. Плюс как раз после 2020-го обещают подтянуть автопилоты до 3-4 уровня. Вот тогда самая битва за передел мирового авторынка и начнется.