Autoexpertion.ru

Тонировка фар пленкой своими руками

6 легенд о тонировке фар и фонарей

С тонировкой передних стекол все водители давно разобрались. Что касается тонировки автомобильной оптики, то, похоже, перед нами редкий случай, когда нормативные документы темнят. И если тонировать все же можно, то как именно?

Россия — прекрасная и удивительная страна. В ней живут пытливые и неравнодушные ко всему новому люди. По этой причине все бесполезное, вредное или глупое, что можно сделать со своим автомобилем, некоторые любители инноваций непременно сделают. Подчас не задумываясь и не осознавая — зачем. У группы «Ленинград» даже песня об этом есть.

Актуальное веяние — тонировка фар и задних фонарей. К ней прибегают, что поразительно, и владельцы «десяток» с клиренсом, близким к нулю, и потребители продукции немецкой «большой тройки». И это не только российская тенденция: вопросом «legal or illegal?» мучается и англоязычный интернет.

Легенда первая: тонировку светотехники придумали заводы

Сложно достоверно установить, откуда пошла эта мода. Сама идея уходит вглубь времен, когда единых ПДД еще не было, а понятие «задних фонарей» только формировалось. Скорее всего, изначально крашеную в разные цвета оптику применяли кузовные ателье, тем самым придавая неповторимый облик машинам.

Заводская тонировка оптики существует и поныне, и, поскольку проходит процедуру сертификации, признается законной всеми инстанциями. Утверждается, что это сложный технологический процесс — затенение некоторых участков рассеивателя, причем светопропускание от этого не страдает и полностью соответствует нормативам. Не исключено, что так оно и есть, но с поправкой: нормативам не всех стран. Из 250 стран мира пока только 82 подписались под Венской конвенцией о дорожном движении, принятой в 1968 году. В числе прочего она определяет цвет всех наружных световых приборов.

Россия подписалась. США — нет, поэтому там поворотники могут быть красными. А по нашим нормам задние фонари должны излучать красный свет, передние фары — белый или селективно-желтый, а все сигналы поворота — оранжевый. Прочие цветовые вариации целиком на совести тюнинговых фирм, мастеров-самоделкиных, а также таможенных органов, по каким-то причинам впустивших в РФ машины с неправильными фонарями, когда еще можно было что-то ввезти без обязательной кнопки ГЛОНАСС в машине.

Легенда вторая: в отличие от передних стекол, фары и фонари тонировать не запрещено

Многие порталы упоминают, что некий ГОСТ нормирует тонировку автомобильной светотехники. Вплоть до того, что тонировочный слой должен поглощать «не более 15% яркости излучения света». Если кто знает, где найти этот ГОСТ или хотя бы его номер, немедленно сообщите нам в редакцию. В реальности ни в одном документе нет четкого запрета или указаний по дополнительной тонировке осветительных приборов автомобиля. И в той же реальности наличие любого тонировочного слоя может послужить предлогом для штрафа.

ГОСТ Р 51709–2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» сначала запрещал установку на рассеиватели любых дополнительных оптических элементов, в том числе пленки бесцветной или окрашенной, но затем этот пункт аннулировали. Идентичный абзац был в отмененном постановлении правительства № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности» (2009). А в действующем «Техническом регламенте Таможенного союза» такой оговорки нет.

При такой неопределенности мы наблюдаем море предложений — пленка, лак, краска. Открываем сайт первого попавшегося стайлинг-центра (три сервисных станции в Москве). В числе прочих услуг предлагается и затемнение любой оптики матовой пленкой разных цветов. Далее перечислены преимущества: ваш автомобиль станет индивидуальным, винил укрепляет и защищает фары от повреждений, не нужен специальный уход и, наконец (внимание!) — «Виниловая пленка снимается одним движением — это поможет избежать штрафа за тонировку фар». Другая фирма сообщает, что однозначно незаконна цветная тонировка задних фонарей. Третья: «на сегодняшний день тонировка передних фар пленкой категорически запрещена». И предлагает тонировку лаком. Абсурд!

По-хорошему, сотням фирм и магазинов по всей стране следует направить разъяснение прокуратуры: мол, вроде бы как не запрещена тонировка фар и фонарей в тех цветах, кои предписаны нормативами: красное — красным, белое — белым. А материалы иных расцветок подлежат конфискации. Но у нас предпочитают наказывать пользователей. Вероятно, так проще и удобнее.

Легенда третья: штраф за тонировку фонарей — небольшой

В мировой судебной системе наказание в значительной степени зависит от трактовки преступления. Такая же ситуация с тонировкой. Ни в КоАП, ни в «Перечне неисправностей», ни в «Основных положениях о допуске ТС» о ней не сказано. Но общие слова о светотехнике есть, и много.

В статье 12.5 КоАП упомянута только светотехника передней части автомобиля, а задней — нет. На самом деле это не мешает расценивать тонировку задних фонарей как несоответствие требованиям или неисправность, при которых запрещена эксплуатация. Такое же отношение будет и к инородной подсветке регистрационных знаков — номерам предписано белое освещение. Частичная тонировка оптики — самый краешек по контуру — тоже не проходит как легальная.

Далее, в зависимости от трактовки нарушения, возможны несколько вариантов. От 500 рублей (формулировка «ненадлежащий вид транспортного средства», та же самая, что и по отношению к грязным фарам) до лишения прав на 6–12 месяцев с конфискацией приспособлений (формулировка «световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям»). Конфискуют, правда, не сразу, а по решению суда. 500 рублей — много или мало? Для всех по-разному.

Легенда четвертая: бронирование фар пленкой — это не тонировка!

Защитить фары от сколов и царапин — мысль здравая. Однако законы запрещают, во-первых, вмешательство в конструкцию транспортных средств (установка не предусмотренных конструкцией предметов оборудования, влияющих на безопасность), а во-вторых, применение любого несертифицированного оборудования и материалов. Формально инспектор (если захочет) имеет право придраться даже к полностью прозрачной на вид пленке, поскольку параметры ее светопропускания ему неизвестны.

Читать еще:  Приложение для поездок на автомобиле

Таким образом, нам остается только просить у мастеров фирменной бронировки фар документ, подтверждающий, что прозрачная виниловая или полиуретановая пленка, налепленная на фары, влияет на светопропускание допустимым образом и сертифицирована в России (а не в Китае, который не подписывал Венскую конвенцию) именно для этих целей. Затем сделать с документа копию и возить с собой.

Легенда пятая: тонировка светотехники — это красиво и оригинально

Красота по определению вещь субъективная — то, что нравится одним, может вызывать отвращение у других. Поэтому здесь спорить бессмысленно. А насчет «оригинальности» достаточно беглого взгляда на форумы, где обсуждаются темы тонировки фар. Оригинальность такого рода подавляющим большинством автовладельцев оценивается (в смягченной форме) как глупость.

Автомобиль с кустарно затемненной светотехникой, быть может, нормально и даже круто выглядит днем. Но в темноте на таком ездить совсем не круто — он опасен и для окружающих, и для владельца, поскольку его плохо видно. Все, кто ездил ночью по дальним трассам, прекрасно знают, что в иных ситуациях недостаточно всей мощи штатного света — хочется добавить, а нечего. Так зачем эту мощь снижать?

Вещь вроде бы очевидная, и странно, что не все это понимают, в том числе сотрудники фирм, предлагающих черную тонировку всех ламп по кругу — им же самим потом ездить по одним дорогам бок о бок с постоянными клиентами. Представляете, что будет, если на пути у машины с тонированной оптикой окажется такой же индивидуалист с тонированными стеклами. Шансов увидеть друг друга на дороге и безопасно разъехаться у них почти нет.

Легенда последняя: ДПС неминуемо накажет вас за тонировку светотехники

Если бы так было, то давно не было бы ни спроса, ни предложения. А они есть. Стало быть, наказание недостаточно суровое.

Тонировка фар пленкой своими руками

В рамках данной публикации, мы рассмотрим вопрос о том, как произвести тонировку фар своими руками, а также расскажем, зачем это вообще нужно.Кстати эти и другие работы, включая полировку кузова, ремонт бамперов и вмятин вы можете заказать на сайте компании, осуществляющую любой мелкий ремонт кузова в кратчайшие сроки.

Тонировка фар – это особая технологическая процедура, которая выполняется для того, чтобы затемнить передние или задние фары транспортного средства. Одной из причин, по которой многие автомобилисты проводят тонировку фар своей машины – декоративное улучшение внешнего вида. Все дело в том, что если правильно подобрать оттенок тонировки, то световые приборы транспортного средства начнут более гармонично сочетаться с его кузовом.

Второй причиной, по которой производится тонировка фар транспортного средства, является защита стекол и пластика оптики машины от мелких повреждений от камушков и крупных частиц пыли, которые постоянно сопровождают автомобиль в течение поездки. Все дело в том, что тонировка в значительной степени берет удары этих мелких вредителей на себя, но при этом, она более устойчива к ним.

Отметим, что если вы не хотите чтобы ваш автомобиль сильно выделялся из потока машин, но хотите обезопасить его оптику, то можете применить желтую пленку для тонировки, она практически незаметна, но отлично справляется со своей защитной функцией.

Напомним, что в предыдущей статье мы рассматривали электро-тонировку стекол автомобиля. Новая технология стоит дорого, но она довольно эффективна.

Какие существуют варианты тонировки фар?

Существует три основных варианта тонировки стекол фар транспортного средства:

1. Замена стекол фар, на тонированные в промышленных условиях. Этот метод применяется крайне редко, так как стоят такие стекла достаточно дорого, а процесс замены очень сложен и не каждый хочет часами возиться с фарами своей машины.

2. Окрашивание стекол фар специальными тонирующими аэрозолями и лаками. Данный метод применяется очень редко. Все дело в том, что такая тонировка ухудшает способность осветительных приборов к рассеиванию света, а также в значительной степени снижает заметность включенных «поворотников» и загоревшихся стоп-огней, что может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие на ровном месте.

3. Оклеивание специальной тонирующей пленкой. Данный метод тонирования фар транспортного средства, является наиболее распространенным, так как это недорого, тонировку можно выполнить самостоятельно, пленка не ухудшает характеристики стекол. При этом, с защитной функцией она справляется не хуже других вариантов, ну а декоративная составляющая обеспечивается широчайшей гаммой цветов.

Как самостоятельно затонировать фары пленкой?

Бесспорно, для получения идеально результата тонировки фар транспортного средства пленкой, вам лучше всего обратиться за помощью к профессионалам, в ближайшие автомобильный сервис. Но, если вы хотите сэкономить, или просто не можете себе позволить оплатить работу мастеров, то без проблем можете купить пленку и оклеить ею фары самостоятельно. Как это делается, мы рассмотрим ниже, на примере задних фар.

Первым делом вам нужно провести некоторую подготовку. Во-первых, демонтируйте осветительные приборы, которые будут оклеиваться, и тщательно их помойте без применения химических реагентов, так как последние могут в значительной степени снизить уровень сцепления клеящего состава с поверхность пластикового стекла фары. После этого, позаботьтесь о том, чтобы в помещении, в котором будет производиться тонировка фар, не было жарко, так как это приведет к растрескиванию пленки с наступлением холодов, или холодно, так как от этого серьезно пострадает качество сцепления пленки с пластиком.

Далее вы должны примерить пленку на стекло и вырезать согласно ваших пометок после примерки, при этом, вы должны делать запас по одному сантиметру с каждой стороны.

Теперь, нанесите с помощью пульверизатора мыльных раствор на поверхность осветительного прибора, который будет оклеиваться. Это делается для того, чтобы в случае необходимости можно было подправить пленку.

Затем возмите защитное покрытие с обратной стороны пленки, и начинайте с натяжкой растягивать пленку по фаре, постепенно отрывая защитное покрытие.

Если в процессе растягивания пленки будут появляться пузырьки, то их нужно сразу выгонять при помощи мягкой ветоши. Направление движения должно быть в сторону, которая еще не оклеена.

Читать еще:  На какую машину самые дешевые запчасти

Обязательно дайте пленки самой просохнуть и только после этого, можете опробовать получившийся результат в действии.

Тонировка фар пленкой своими руками

Тонированные фары добавляют автомобилю стиля и индивидуальности. Так как большинству хочется в той или иной степени сделать своё авто не «шаблонным», то тонировка фар позволяет недорого и быстро выделить авто из массы.

Стать обладателем автомобиля с тонированными фарами можно несколькими путями. Первый ­­– купить тюнинговые фары. Они уже имеют тонировку, выполненную на производстве, и у вас точно не возникнет проблем при прохождении техосмотра. Но цена вопроса не многих устроит. Гораздо дешевле сделать тонировку самостоятельно. Но следует помнить, что хотя второй путь, конечно, обойдёт дёшево, но нужно будет запастись терпением, чтобы выполнить работу аккуратно, а ещё самостоятельная тонировка фар может стать причиной проблем не только с прохождением техосмотра, но и с ГАИ, если перестараетесь и сделаете фары слишком тёмными. Единственное, как можно избежать проблем с законом и в то же время не покупать дорогие тонированные фары ­– это тонировка фар в автосервисе.

Если вы всё же хотите сделать тонировку фар своими руками, то у вас есть два способа на выбор – тонировочная плёнка или специальная краска (лак).

У каждого способа есть свои преимущества и недостатки.
Тонирование краской будет стоить практически копейки, но на этом преимущества заканчиваются. Минусов гораздо больше:

  • краской сложно покрыть фару равномерно;
  • чтобы покрасить фару, надо её демонтировать;
  • краску можно снять только специальным растворителем, а это чревато повреждением (замутнением) оптики;
  • покрытие недолговечно ­– осадки, перепад температур и ультрафиолет разрушают краску;
  • плохо пропускает свет, а значит больше вероятность проблем с ГАИ.

Плёнка будет стоить дороже, но она имеет множество плюсов:

  • хорошая светопропускная способность;
  • оптика под плёнкой не царапается и не мутнеет;
  • в любой момент плёнку можно снять без повреждений фары.

Как сделать тонировку фар с помощью плёнки

Самое первое, с чего начинается процесс, – это выбор способа тонирования и материалов. Что предпочесть – плёнку или краску – решать вам. Если вы решили тонировать плёнкой, то как выбрать тонировочную плёнку можно прочитать в нашей статье. Здесь рассмотрим как затонировать фары самостоятельно с помощью плёнки.

После того как вы определились с дизайном, цветом плёнки и купили материал, приступаем к процессу нанесения плёнки на фары. Подготовьте необходимые инструменты:

  • средство для обезжиривания или спирт;
  • распылитель;
  • фен;
  • ракель;
  • ножницы.

Процесс тонирования фары включает следующие этапы:

  1. Очистите фару от грязи и пыли, обезжирьте спиртом или специальным средством и дайте просохнуть.
  2. Приложите плёнку к фаре и маркером обведите фару по контуру.
  3. Вырежьте плёнку чуть больше, чем размер фары, чтобы был небольшой запас.
  4. Чистой водой намочите фару и приложите тонировочный материал к оптике, стараясь избежать создания складок и неровностей.
  5. От центра к краям проводите по поверхности фары, чтобы выгнать воздух из-под плёнки.
  6. Там, где изгибы, тонировочную плёнку нагрейте феном, чтобы она стала эластичной. Натяните плёнку и приклейте к фаре, чтобы материал ровно лёг на поверхность, без воздушных пузырей.
  7. Лишнюю плёнку по краям обрежьте.

Тонировка задних фар выполняется так же, как и тонировка передних фар. Разница может быть лишь в том, что передние фары придётся демонтировать перед тонированием, если процесс будет мешать бампер. В этом случае убедитесь, что сможете самостоятельно установить фару обратно.

Процесс тонировки фар практически ничем не отличается от тонировки стёкол автомобиля. Если вы уже тонировали автостёкла, то фары вам не доставят проблем.

Тонировка фар своими руками

Тонировка фар – простой способ обеспечить автомобилю привлекательный внешний вид и выделить его из толпы окружающих машин. Тонировать машину своими руками имеет смысл не только для придания ей визуальной привлекательности, но и для защиты оптики – если по фонарю ударил камешек и на нем образовались повреждения, наклеенная сверху пленка скроет дефект и предотвратит распространение трещин.
Тонировка фар позволит придать автомобилю привлекательный внешний вид
[contents h2 h3]

В данной статье мы разберемся с правовым аспектом тонировки фар – допускается ли такой самовольный тюнинг органами ГИБДД, и рассмотрим технологию самостоятельного затемнения оптики машины с помощью лака и тонировочной пленки.

Тонировка фар и ПДД

Конкретного нормативного акта, диктующего условия правомерности тонировки оптики автомобиля, в действующем законодательстве РФ не существует. Номинально данный вопрос попадает под действие статьи “Перечень условий и технических неисправностей, при наличии которых автотранспортное средство не допускается к эксплуатации”. В положениях статьи выдвигаются следующие требования к осветительным приборам машины:

  • К эксплуатации не допускаются автомобили, цвет передних фар которых отличается белого, желтого и оранжевого. Единственный допустимый оттенок светоотражающих элементов – белый;
  • Цвет ламп заднего хода – белый, цвет фар на задней части машины – красный, оранжевый, желтый. Светоотражающие элементы – исключительно красного оттенка.

Это единственные нормативные требования, которые имеют отношение к тонировке световой оптики машины. Исходя из них вы имеете право затонировать фары, если при этом цвет свечения не будет отличаться от вышеуказанного. Если же в результате тюнинга цвет свечения фар изменится, то по закону эксплуатация такого автомобиля будет неправомерной, что грозит соответствующим штрафом.

Неоднозначным фактором остается вопрос, как сотрудник ГИБДД определяет несоответствие цвета свечения оптики. Вероятно, что даже прозрачная матовая пленка представителями власти может расцениваться как элемент, изменяющий первоначальный цвет огней.

Наказания за несоответствующий норме оттенок фар (за тонировку) для передней и задней оптики отличаются. В случае с передними фарами ситуация сложнее, согласно требованиям п. 3 статьи 12.5 КоАП: “Эксплуатация транспортного средства, режим работы фар и цвет огней которых отличается от требуемого, влечет изъятие прав на вождение автомобилем на период от 6 до 12 месяцев и конфискацию недопустимых к использованию приборов”.

Читать еще:  Сколько весит литр тосола

Тонировка задних фонарей в пункте 3 не оговаривается, номинально она попадает под действие 1-го пункта статьи, согласно которому “Вождение машины при условиях, противоречащих требованиям по допуску автомобиля к эксплуатации, наказывается административным штрафом в 500 рублей”.

Кроме штрафа тонировка задних фар грозит следующим – при возникновении ДТП, в котором автомобилю с затемненной оптикой в зад въезжает другое автотранспортное средство, виновником признается водитель тонированной машины, поскольку затемнение фар снижает видимость автомобиля на дороге.

В конечном счете решение, тонировать фары либо оставить их в стоковом виде, остается за вами. Закон о запрете на данный вид тюнинга хоть и существует, но имеет настолько неконкретное изложение, что каждый волен его трактовать в свою пользу.

Отметим, что для уменьшения риска конфликтов с ГИБДД и проблем при прохождении плановых техосмотров, рационально использовать затемняющие пленки – в результате получится съемная тонировка, которую при желании можно демонтировать, тогда как лак остается на фарах навсегда и единственный способ от него избавится – замена оптики.

Отличающиеся виды тонировки имеют свои преимущества и недостатки: использование лака – бюджетное решение. Лак либо краска на фарах выглядит привлекательнее пленки, однако нанести такое покрытие достаточно сложно, также лак сильнее снижает светопропускную способность фонарей.

Учитывая, что слой лака повреждается в процессе эксплуатации из-за мороза, атмосферных осадков, механических царапин и сколов, а снять тонировку лаком нельзя, после того как покрытие приобретет неприглядный внешний вид вам потребуется менять фары.

Тонировка фар пленкой стоит дороже, однако в любой момент вы сможете снять старую тонировку. К тому же пленка выполняет защитную функцию, предотвращая образование на стекле сколов, трещин и царапин. Дорогая пленка для тонировки фар подлежит полировке, что позволяет обновлять внешний вид износившегося покрытия.

Тонировка фар лаком

Для затемнения оптики используйте уретановый лак для фар. В отличии от смесей на акриловой основе он лучше держится и не желтеет под воздействием солнечных лучей.

С помощью тонировки лаком вы сможете добиться идеального затемнения фар

С лучшей стороны зарекомендовал себя тонировочный лак для фар компаний Mobil и Helsman – это дорогие средства, в сравнении с аналогами, однако одного баллончика вам хватит для окрашивания всей оптики, а долговечность покрытия окупит его стоимость.

Тонировка своими руками требует наличия следующих материалов:

  • Лак;
  • Состав для обезжиривания (уайт-спирит, ацетон);
  • Скотч-брайт;
  • Газеты и малярная лента;
  • Фен.

Работы выполняются в закрытом, хорошо проветриваемом помещении. Предварительно проведите влажную уборку с целью удаления с рабочей поверхности пыли.

Покраска фар лаком выполняется по следующему алгоритму:

  1. Демонтируем оптику с автомобиля (красить нужно в горизонтальном положении, что уменьшит риск образования подтеков и позволит нанести равномерный слой тонировочного покрытия);
  2. Обрабатываем окрашиваемые участки фонарей скотч-брайтом. Матировать фару нужно “на мокрую” – прежде чем затирать поверхность брайтом смачивайте ее водой, в противном случае на ней образуются микроцарапины;
  3. После матировки дожидаемся полного высыхания фары (для ускорения процесса продуваем феном) и обезжириваем поверхность;
  4. При тонировке определенных участков фонаря, непредназначенные к окрашиванию зоны оклейте газетами с помощью малярного скотча;
  5. Взбалтываем баллон и наносим первый слой. Лак распыляется горизонтальными полосами с расстояния 25-30 см. от поверхности.

Последующий слой лака наносится после полного высыхания первого (уретановые смеси сохнут в течении 30-40 минут при комнатной температуре). Мы не рекомендуем наносить больше 2 слоев лака, поскольку это чревато сильным снижением светопропускной способности фар.

Получить глянцевое покрытие можно обработав поверхность фар полировочной пастой. По завершению окрашивания остается лишь установить оптику на автомобиль.

Используем пленку в своей работе

Виды тонировочной пленки для авто отличаются между собой плотностью, степенью затемнения света и цветом материала. Чем она плотнее, тем лучше оптика защищается от механических повреждений – пленка выступает в роли барьера, предотвращающего возникновение на фарах царапин, трещин и сколов.

Для тюнинга передних фонарей используйте пленку с наивысшей светопропуской способностью – 95-100%. Тонировка задних фонарей пленкой может выполняться с применением более темного материала – 85-95%.

Исходя из цвета изделия классифицируются на 4 группы:

  • Черные;
  • Матовые бесцветные пленки;
  • Цветные;
  • Пленка хамелеон.

Выбирать оттенок пленки рационально под цвет кузова автомобиля. Также выигрышно смотрится пленка на фары хамелеон, которая меняет своей оттенок под разными углами зрения. Хамелеоны имеют светопропускную способность в 100%.

Для проведения работ, помимо материала для оклеивания, вам потребуется:

  • Канцелярский нож;
  • Пластиковый ракель (мягкий шпатель);
  • Фен;
  • Средство для обезжиривания;
  • Раствор для промывки обрабатываемой поверхности (0.5 л. воды на 0.1 л. спирта);
  • Раствор из мыла/шампуня и воды, бутылка с пульверизатором;

Клеить пленку на фары можно непосредственно на автомобиле, либо предварительно демонтировав фонари. Если вам предстоит клеить тонировку впервые, для удобства процесса рекомендуем снять оптику.

Съемная тонировка своими руками выполняется по следующему алгоритму:

  1. Демонтированные фары размещаем на рабочей поверхности, очищаем с помощью приготовленного раствора и ждем высыхания;
  2. Прикладываем пленку тыльной стороной к фаре и на подложке обводим маркером контуры оклеиваемой поверхности с запасом в 3-5 см (учитывайте высоту выступающих элементов корпуса);
  3. Обрезаем материал по разметке, включаем фен и приступаем к процессу – смачиваем фару мыльным раствором из пульверизатора, отсоединяем от пленки подложку, разогреваем материал феном (для эластичности) и прикладываем пленку к участку ровной поверхности фары;
  4. Приложенную пленку движениями от центра к краю расправляем пластиковым ракелем, выгоняя из под нее образовавшиеся пузырьки воздуха. При расправлении пленки на неровных поверхностях дополнительно прогревайте материал феном;
  5. Заворачиваем пленку на торцевые контуры фар, расправляем ракелем и аккуратно обрезаем излишки канцелярским ножом.

Чтобы самому наклеить тонировку на 4 фары автомобиля требуется в среднем 2-3 часа времени, еще 3 часа нужно для полного высыхания пленки, по истечению которых оптика устанавливается обратно на машину.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]