Освещение приборной панели ваз 2114
Замена лампочек в комбинации приборов ВАЗ-2113, 2114, 2115
Сегодня мы поговорим о такой распространенной проблеме, как выход из строя ламп приборной панели на ВАЗ-2114. Модель ВАЗ-2114 многим хороша, она эстетична и динамична, обладает неплохими техническими характеристиками, но приборная панель оставляет желать лучшего в плане качества и надежности. О том, как заменить лампы панели, мы и расскажем в данной статье.
Лампы приборной панели
Приборная панель дает водителю массу полезнейшей информации, позволяющей вести контроль за состоянием автомобиля, за процессом вождения, вовремя диагностировать поломки и исправлять их. Так, лампочка панели загорается по следующим причинам:
- Аккумулятор не заряжается.
- По той или иной причине зажат ручной тормоз.
- Не достаточное количество топлива в баке.
- Снизилось давление масла (что говорит о необходимости срочной остановки двигателя во избежание более серьезных последствий).
- Переизбыток воды в фильтре. Для того, чтобы вода не попала в насос, что может привести к поломке, нужно слить лишнюю воду из фильтра.
- Нарушена работа топливной системы.
- Произошел сбой в двигательной системе и многое другое.
Как видно, лампы панели позволяют определить, что в автомобиле не так, если сами лампы выходят из строя, то можно упустить очень важную поломку, которая может и вовсе привести к ДТП. Вот почему так важно не тянуть с заменой (ремонту лампы не подлежат).
На сегодняшний день авторынок предлагает широчайший ассортимент ламп для панели управления, начиная от штатного варианта, более дешевого, но и обладающего средними характеристиками, заканчивая модернизированными версиями, придающими панели, а значит и всей атмосфере машины иную, более экспрессивную атмосферу.
Профессионалы советуют также заменять штатные лампы на светодиоды, которые в значительной степени украшают панель.
Итак, перечислим несколько наиболее популярных на настоящий момент вариантов, подходящих для ВАЗ 2114.
- Светодиодные лампы Sho-Me SM-T5 (синие, белые и красные). Страна производитель – Корея, цена – 80 руб. за пару.
- Светодиодный модуль повышенной яркости SMD – 20 руб.
- Светодиод Sho-me SM-T5-cap-super (белый) – 50 руб.
- Галогеновые лампы Osram и Philips — примерно — 40-80 рублей за штуку.
Как видно, цены на лампы не высоки. Стоит отметить, что и времени на замену уходит совсем немного, о чем мы и поговорим далее.
Замена ламп приборной панели своими руками
Когда лампы панели перестают гореть, следует незамедлительно заменить их на новые. Для этой работы нам понадобится следующий арсенал:
- отвертка под крест
- новые лампочки.
Приступаем к работе
Первым делом снимаем декоративную накладку магнитолы (так как приборная панель и магнитола связаны друг с другом, придется потревожить и музыкальную систему тоже), которая держится на креплениях, здесь лучше воспользоваться отверткой, продевая ее под накладку.
Главное условие работы – осторожность. Начинать отсоединять накладку нужно с нижнего края. Когда нижний край отсоединится, нужно немного потянуть его на себя. Теперь отсоединяем верхний край. Далее:
- Отключаем провод, направленный к прикуривателю.
- Точно также, как снимали накладку с магнитолы, снимаем ее и у приборной панели. Над левым и правым краем находим два самореза. Их нужно выкрутить. Выкручиваем саморезы, расположенные вверху и внизу.
- Снимаем накладку, приложив небольшие усилия (так как она держится еще и на креплениях, поэтому декоративную пластину придется немножко раскачать).
- Отсоединяем все провода: от аварийной сигнализации, от часов, от фар и прочего.
- Снимаем саму панель управления, для чего выкручиваем четыре самореза, на которых она и держится. Для того, чтобы не нанести повреждения проводам, правильнее будет с одной стороны, отсоединить их.
- Теперь самое главное. Снимаем патроны переставших гореть лампочек. Чтобы снять патроны, нужно провернуть их против часовой стрелки аккуратным движением. Меняем дефектные лампы на новые, заворачиваем их и проводим монтаж всей конструкции в обратном разборке порядке.
Краткий итог проделанной работы
Как видите, эта работа не трудоемкая, не требует больших финансовых вложений и затрат сил. Поэтому не стоит спешить обращаться в автосервис, в котором вам, скорее всего, предложат заменить всю приборную панель, что и стоить будет уже не несколько сотен рублей, а не одну тысячу. Теперь вы знаете, что делать, если вдруг лампочки на панели вышли из строя. Желаем удачи и доброй дороги!
Разбираем проблему: не горит подсветка панели приборов ВАЗ 2114
Такой элемент, как приборная панель, является очень важным для водителя — ведь именно благодаря ей он может контролировать важнейшие параметры своего автомобиля во время движения. И именно поэтому исправная панель приборов обеспечивает не только комфортное вождение, но и безопасность автолюбителя и его пассажиров.
Для более четкого восприятия показаний приборов на панели, особенно в ночное время, в ней имеется встроенная подсветка. Правда, нередко случаются ситуации, когда подсветка ваз 2114 выходит из строя. О том, почему это случается и о том, как восстановить ее работоспособность своими руками — и поговорим ниже.
Причины неисправностей
Существует целый ряд причин, по которым подсветка приборов ваз 2114 может перестать корректно работать.
Наиболее распространенные из них это:
- лампочки перегорели или же вышли из строя диоды (при светодиодной подсветке);
- окислились контакты и разъемы;
- перегорели предохранители;
- произошли повреждения в самой проводке;
- нарушилась целостность общей контактной платы;
- пропал контакт с «массой».
Для того, чтобы выяснить точную причину, придется выполнить демонтажные работы и провести диагностику. Никаких сложных инструментов для этого не потребуется — достаточно иметь простейший тестер (мультиметр) либо вольтметр.
Порядок проведения диагностики
Для того, чтобы снять панель приборов, потребуется набор отверток и два гаечных ключа — на 8 и на 21.
Выполняется вся процедура в следующем порядке:
- Вывинтить три самореза и снять накладку.
- Вывинтить пять саморезов в правой части консоли и демонтировать экран.
- Отсоединить минусовой провод от АКБ.
- Отсоединить жгут проводов, подходящий к прикуривателю.
- Отсоединить крепление вентилятора печки.
- Открутить болты, отвечающие за фиксацию кронштейнов рулевой колодки.
- Демонтировать патроны лампочек, световод а также декоративную вставку.
- Демонтировать лампу, отвечающую за подсветку гидрокоректора.
- Открутить шурупы верхнего и нижнего рядов панели и полностью демонтировать ее.
На этом демонтаж панели можно считать завершенным. Теперь можно переходить к поиску причин того, почему не горит панель приборов ваз 2114.
Как только панель будет полностью снята, следует накрыть защитным материалом электрическую схему проводов, дабы предотвратить попадание на нее грязи и сора.
Проверка электрической системы подсветки панели выполняется следующим образом. Для начала проверяются на работоспособность все лампочки. В случае, если они исправны — зачищаются от окислов все контакты разъемов (их можно обработать керосином или составом WD-40). После этого проверяется исправность самой проводки — для этого необходимо выполнить ее «прозвонку» при помощи мультиметра.
В случае, когда результаты проверки показали, что все элементы системы работоспособны, но подсветка при этом все равно не работает, значит проблема кроется в блоке предохранителей — ее следует проверить и заменить на новый (при необходимости).
Замена блока предохранителей производится только на аналогичный блок заводского изготовления. Использовать вместо него блоки, рассчитанные на другой ампераж, а также различные самодельные проставки — категорически запрещается. Это может стать не только причиной выхода из строя всей электроники, но и привести к возгоранию.
Стоит также отметить, что выполнять замену блока предохранителей следует очень аккуратно, без рывков, используя для этого специальный диэлектрический пинцет.
Модернизация подсветки панели
В случае, если родная подсветка приборной панели ваз 2114 вас не устраивает, то всегда можно ее модифицировать, улучшив таким образом ее функционал и сделав более приятно для глаз. Первое, что для этого понадобится — приобрести новый набор лампочек. Лучше всего остановить свой выбор на светодиодных — они имеют меньшее энергопотребление, обладают более высокой отдачей света, а также делают показания приборов более читаемыми.
Правда, предварительно стоит рассчитать необходимое количество светодиодов для подсветки каждого прибора и значка сигнализации (обычных лампочек в приборной панели — 13 штук, но светодиодов может потребоваться больше. В случае же, если замена производится не на отдельные светодиоды, а на светодиодные блоки (лампы), то их количество также будет равняться 13).
Сам процесс модернизации подсветки панели выполняется в следующем порядке:
- демонтировать блок;
- выкрутить (против часовой стрелки) родные патроны, установить патроны для светодиодной подсветки;
- установить резисторы и лампы в специальные патроны;
- вывести провода от подсветки к общей плате и зафиксировать на ней;
- проверить работоспособность новой подсветки;
- в случае, если все работает — произвести обратную сборку.
Во время подобного тюнинга следует обязательно следить за состоянием стрелок приборов — они являются довольно хрупким элементом и при неаккуратных действиях могут легко погнуться, сломаться или деформироваться, в результате чего показания приборов могут быть неверными. Кроме этого, по завершении всего процесса следует проверить — выставлены ли стрелки «в ноль» и, в случае необходимости, скорректировать их показания.
Также, сразу же после завершения установки новой подсветки, следует проверить работоспособность всех электронных приборов и компонентов при помощи бортового компьютера. Если все идентификаторы работают корректно, то можно выполнить обратный монтаж панели приборов (идущий в таком же порядке, как и ее демонтаж (см. выше), но в обратной последовательности).
Полезное видео
Дополнительную интересную информацию вы сможете получить из видео ниже:
Дополнительные рекомендации
Если не горит приборная панель на ваз 2114, то причины этого, чаще всего, достаточно простые. В большинстве случаев это вызвано окислением контактов, чуть реже — перегоранием лампочек. Повреждения проводов и электронных компонентов встречаются довольно редко.
Именно поэтому перед тем, как проверять всю электрическую схему приборной панели, нужно для начала зачистить все контакты, даже если они кажутся не окисленными , а также произвести пробную замену лампочек на новые.
Иногда проблема может быть и в износе самих патронов, тогда потребуется заменить и их.
Освещение приборной панели ваз 2114
Перегоревшая подсветка приборной панели сильно затрудняет считывание информации в ночное время. Да и отсутствие индикации сигнальных ламп и датчиков не способствует безопасному вождению. Сегодня мы разберемся с тем, как заменить лампы приборной панели автомобиля Ваз 2114-15.
Специфика
Из-за чего лампы выходят из строя? Есть несколько базовых проблем, а именно:
- Проблема в регуляторе напряжения;
- Неисправность генератора;
- Нарушение целостности цепи электропитания;
- Контакты окислились;
- Лампы просто перегорели или вышла из строя дорожка светодиодов.
- Убираем вторую накладку с приборной панели. Она крепится 2-мя винтами, расположенными по диагонали:
- Отключаем всё (сигнализацию, фары, часы и т.п.);
- Чтобы панель приборов отделилась, нужно выкрутить 4 самореза.
Один комментарий
Спасибо за информацию! Любой водитель знает, как отследить состояние машины: по показаниям приборов. В тёмное время суток за их видимость отвечает подсветка. Но все электрические устройства имеют ограниченный срок службы, в том числе лампы накаливания. Именно они используются в приборной панели ВАЗ-2114. Замена лампочек в ней — дело несложное, но кропотливое.
Написать ответ Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Купить этот сайт
После долгих сборов и размышлений, решил я пересветить приборную панель своей чепырки.
На самарах стоят панели разного производства, а в моем случае АВТОПРИБОР. После снятия, которое заняло не так и много времени, приборка прибыла домой, где начали проходить манипуляции по ее разбору.
1.Стрелки приборки.
Панель разобралась быстро, но вот стрелочки не желали сниматься вилкой, как многие пишут что вообще элементарно! Чтоб их снять пришлось применить усилие и аккуратность.На каждую стрелку ушло минуты по 3-5
Не спорю, может быть на приборных панелях других фирм они снимаются проще, но АВТОПРИБОР это треш!
Так же стер лезвием оранжевое заводское напыление, под покраску в зеленый цвет.
2.Очистка шкал приборки.
Шкалы от приборной панели фирмы VDO, стираются жидкостью для снятия лака.А вот АВТОПРИБОР отличается более стойким напылением светофильтра.
Разделив аккуратно шкалу и основание надо было начинать очистку от светофильтра, но дома я не обнаружил жидкости для снятия лака и пошел в магазин.
Там взял даже два вида. Простую и с ацетоном.
Но ни та и не другая не помогла в данном случае! Стал думать а чем, а как? Взял растворитель 647 и начал оттирать при помощи ватных палочек.На них приходилось слегка надавливать чтоб плотное напыление было стерто.
На фото вы увидите результат. Скажу не аккуратно.Но аккуратно в случае АВТОПРИБОРА получается походу мало у кого.
На очистку от светофильтра ушло 1,5 часа!
Очень понравилась запись драйвовчанина www.drive2.ru/l/3079484/ и решил делать по схожей технологии. Но вот подсветка стрелок, мне все никак не давала покоя. И тут было решено применить все же платы и соответственно плату плавного розжига и инверсию дисплеев.
А так же сделаю платами пересвет гидрокорректора, шкалы символов и регулятора печки.
В следующей записи я выложу фото сборки панели и ее работы.
Приборная панель автомобиля ВАЗ 2114 отображает данные, позволяющие водителю отслеживать состояние машины — уровень горючего и моторного масла, скорость, обороты и температуру двигателя. Панель всегда должна находиться в исправном состоянии, что является залогом точности данных, показываемых датчиками, и отсутствия дискомфорта, причиняемого нефункционирующей подсветкой. Довольно часто владельцы ВАЗ 2114 сталкиваться с проблемой неработающей подсветки приборной панели. Устраняется проблема самостоятельно, без посещения автосервисов и обращения к специалистам.
Для чего нужны лампы приборной панели
ВАЗ 2114 — одна из самых качественных, динамичных и красивых моделей отечественного автопрома, обладающая прекрасными техническими характеристиками. Впрочем, есть у неё и свои минусы, одним из которых является приборная панель, не отличающаяся особой надёжностью и качеством. Часто встречающейся неполадкой приборной панели является быстрый выход из строя ламп подсветки.
Исправная подсветка приборной панели автомобиля ВАЗ 2114
Лампочки подсветки сообщают водителю различную информацию, которая позволяет контролировать состояние автомобиля и вовремя диагностировать возможные неисправности. Причин их срабатывания может быть несколько:
- разрядилась аккумуляторная батарея;
- зажатие ручного тормоза;
- нехватка топлива в бензобаке;
- уменьшение давления моторного масла — причина, требующая остановки автомобиля во избежание поломки двигателя;
- накопление воды в фильтре. Излишки жидкости сливаются, дабы не допустить её попадания в насос;
- неисправности в работе топливной системы;
- неисправности в работе двигателя.
Выход ламп панели приборов из строя может стать причиной того, что водитель упустит поломку или неисправность, которая может стать причиной ДТП. По этой причине не стоит оттягивать замену лампочек.
Почему выходят из строя лампочки
Прежде чем менять лампы накаливания, необходимо понять, из-за чего приборная панель вышла из строя. Причинами прекращения работы подсветки могут быть:
- перегоревшие лампы накаливания или прекращение работы светодиодов;
- окисление разъёмов;
- дефекты и короткие замыкания в электрической цепи;
- поломка блока предохранителей;
- деформация общей контактной платы;
- выход из строя системы габаритов;
- отсутствие минуса АКБ.
Как выбрать лампы для приборной панели
Сегодня на автомобильных рынках представлен широкий выбор различных осветительных приборов для приборных панелей отечественных автомобилей: как штатные лампы, так и модернизированные дорогостоящие аналоги, позволяющие полностью изменить не только панель, но и всю подсветку салона.
Расположение на приборной панели лампочек разных датчиков и индикаторов
Специалисты нередко советуют брать вместо штатных ламп светодиоды — они отличаются большей надёжностью, меньшим энергопотреблением и привлекательным мягким светом.
На автомобильных рынках представлен широкий ассортимент ламп для панели приборов
В нижеприведённой таблице перечислены лампы, оптимально подходящие для приборной панели ВАЗ 2114.
Таблица: Лампы, используемые в подсветке приборной панели ВАЗ 2114
Марка и страна-производитель | Стоимость |
Светодиодные лампы Sho-Me SM-T5 в трёх цветах — красные, белые и синие, Корея | 80 рублей |
Светодиодные лампы Sho-Me SM-T5-cap-super белого оттенка, Корея | 50 рублей |
Светодиодный модуль SMD, Китай | 20 рублей |
Галогеновые лампы Philips и Osram, Голландия и Германия | от 40 до 80 рублей за экземпляр |
Стоимость ламп для панели приборов невысока, а сам процесс замены не представляет ничего сложного.
Как заменить лампочки подсветки
Установка новых ламп — простой процесс, осуществить который под силу автовладельцам-новичкам.
Необходимые инструменты
Для замены понадобятся следующие приборы:
- крестовидная отвёртка;
- набор новых лампочек.
Замена подсветки
Для повышения качества подсветки приборной панели старые лампы желательно заменить на новые светодиоды — они дают более яркий и мягкий свет, не раздражающий глаза, обладают минимальным энергопотреблением и позволяют более точно считывать данные с приборов.
Прежде чем приступать к установке осветительных приборов, необходимо снять с музыкальной системы декоративную накладку — панель приборов и магнитола на ВАЗ 2114 связаны друг с другом, поэтому без этого шага не обойтись. Демонтаж осуществляется путём отщелкивания креплений плоской отвёрткой. Снимается накладка с нижнего края и очень осторожно, так как можно повредить все защёлки.
Как разобрать приборную панель
Демонтаж приборной панели ВАЗ 2114 является первым этапом в процессе замены лампочек подсветки. Без снятия пластиковой накладки добраться до самих осветительных приборов невозможно.
Схема разбора приборной панели ВАЗ 2114
Разбирается приборная панель на ВАЗ 2114 по следующей схеме:
- Выкручиваются три самореза, снимается нижний выступ и накладка.
- На правой накладке консоли находятся пять саморезов, которые также необходимо демонтировать.
- Снимается экран, от аккумуляторной батареи отключается минусовая клемма.
- От прикуривателя отсоединяется жгут проводов.
- С рычага переключения передач снимается рукоять.
- Снимаются крепежи печки.
- Болты, которыми фиксируется колодка руля, аккуратно выкручиваются.
- С панели снимаются декоративные вставки, патроны ламп и светодиоды.
- Снимается лампа подсветки гидрокорректора ключом на 21.
- Демонтируются верхние и нижние саморезы.
После завершения демонтажа приборной панели электросхема проводки закрывается, дабы избежать попадания на нее пыли, влаги или грязи.
Заменить в панели приборов ВАЗ 2114 можно только 8 ламп из 13.
Перед установкой новых ламп с панели приборов снимается пластиковая накладка
Замена ламп подсветки
После снятия пластика можно приступать к самому процессу замены ламп.
- Заранее рассчитывается необходимое количество ламп для замены подсветки каждого датчика и прибора панели.
- Лампы и сопротивления устанавливаются в специальные места — патроны — после снятия блока. Выкручиваются патроны против часовой стрелки вручную, без использования инструментов. Новые устанавливаются на освободившиеся места, затем в них вставляются лампы. Головки светодиодов вкручиваются с соблюдением полярности.
Размещение новых ламп на панели приборов
Проверка ламп подсветки при помощи мультиметра
Осуществляется обратная сборка приборной панели с размещением стрелок датчиков
Собранная и проверенная панель приборов ВАЗ 2114
Видео: замена лампочек подсветки приборной панели ВАЗ 2114
Замена лампочек подсветки приборной панели ВАЗ 2114 — лёгкая работа, подвластная самым неопытным владельцам автомобиля. Восстановить её работоспособность можно за считаные минуты, главное — правильно подобрать и установить лампы датчиков и приборов.
Регулятор яркости подсветки приборов ваз 2114. Демонтаж, замена ламп
Не горит подсветка панели приборов ВАЗ 2114: ремонт своими руками
Приборная панель на ВАЗ 2114 позволяет водителю контролировать данные мотора, следить за оставшимся количеством топлива, своей скоростью, и прочими данными. Панель следует поддерживаться в рабочем состоянии, чтобы неработающая подсветка не доставляла дискомфорт, а датчики показывали реальные значения.
Но достаточно часто владельцы ВАЗ 2114 обнаруживают, что не горит подсветка панели приборов. Если подобная ситуация возникла, следует незамедлительно предпринимать соответствующие действия для ее устранения.
Почему не работает панель приборов
Разобранная приборная панель
Первым делом нужно разобраться, почему не работает панель приборов на ВАЗ 2114. Если подсветка погасла, причин тому может быть несколько:
- Лампы накаливания перегорели, перестали работать светодиодные группы подсветки;
- Разъемы окислились;
- Электропроводка имеет неисправности, в цепи возникли дефекты;
- Блок предохранителей перестал работать;
- На общей контактной плате появились повреждения;
- Система габаритов повреждена;
- Нет минуса на кузов (массы).
Демонтаж приборной панели
Чтобы выполнить замену лампочек в приборной панели ВАЗ 2114, ее сперва придется демонтировать. Без этого мероприятия вы никак не сможете получить доступ к проблемному устройству.
Схема разбора панели
Потому сейчас разберемся, как разобрать панель приборов на ВАЗ 2114:
- Открутите три самореза, демонтируйте накладку и выступ снизу. Он выводится из кронштейна кузова вашего автомобиля;
- Теперь демонтируйте еще пять саморезов, расположенных на правой накладке консоли;
- Снимите экран;Отключите минусовую клемму с аккумуляторной батареи;
- Отключите колодку жгута проводов от прикуривателя;
- С рычага снимите рукоятку;
- Крепеж электрического вентилятора системы отопления, то есть печки, также предстоит снять;
- Открутите болты фиксации кронштейна колодки руля;
- Демонтируйте светодиоды, лампочные патроны и декоративные вставки на панели;
- Открутите лампу подсветки гидрокорректора. Для этого вам пригодится ключ на 21;
- Теперь остается снять саморезы сверху и снизу.
Таким образом, мы разобрались, как снять приборную панель на вашем ВАЗ 2114. Обязательно после проведенных мероприятий накройте чем-нибудь электросхему проводки, чтобы не допустить попадание туда влаги, пыли и всевозможных загрязнений.
Приступайте к замене ламп, которые оказались неисправными. При этом многих интересует, сколько лампочек в приборной панели ВАЗ 2114. Их там 13, но заменить можно только 8. Не забудьте очистить контакты, если на них есть следы окисления. В некоторых случаях приходится менять не саму лампу, а патрон для нее.
Выбор лампочек
Сегодня рынок предлагает обширный ассортимент ламп, которые можно использовать для приборной панели ВАЗ 2114. Среди наиболее хорошо зарекомендовавших себя устройств, отметим несколько. Их название и стоимость представлены в таблице.
Производитель | Цена |
Светодиодные лампы Sho-Me SM-T5 (синие, белые и красные (Корея) | 80 рублей — пара |
Светодиодный модуль повышенной яркости SMD | 20 рублей |
Светодиод Sho-me SM-T5-cap-super (белый) | 50 рублей |
Галогеновые лампы Osram и Philips | Около 40-80 рублей за единицу |
Замена подсветки
Чтобы качество подсветки вашей приборной панели было выше, желательно установить на место старых новые светодиоды. Они обеспечивают отменное свечение, потребляют минимум энергии, гарантируют высокий уровень считывания данных.
- Купите комплект светодиодных ламп, предварительно рассчитав количество устройств, необходимых для каждого датчика.
- Сняв блок, установите сопротивления и лампы в специально отведенные для этого места на ВАЗ 2114 — в патроны. Для демонтажа патронов их аккуратно выкручивают против часовой стрелки. На их место устанавливаются новые патроны, вставляются лампочки. Соблюдая полярность, расположите головки светодиодов. Их придется аккуратно сточить.
- Подключите питание и проверьте, как работает новая подсветка.
- Выполните обратную поэтапную сборку. Обязательно выводите проводку к плате и аккуратно закрепите на ней. Так компоненты подсветки не будут мешать в процессе обратной сборки.
- Следите за правильностью расположения стрелок приборной панели. При попытке быстро завершить работу, они часто деформируются, перегибаются.
- Конструкция подсветки фиксируется при помощи шурупов.
- Питание для светодиодов соединяют с питанием лампочек, надеваются стрелки и выставляются в нулевой показатель.
- С помощью бортового компьютера проверьте работу каждого датчика и прибора. Если идентификаторы функционируют правильно, верните приборную панель в ее изначальное состояние. То есть соберите полностью узел.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.