При какой толщине менять тормозные колодки
Как часто нужно менять тормозные колодки и как понять, что они нуждаются в замене?
Всеv системам любого автомобиля рано или поздно необходим ремонт, но, если обслуживание некоторых узлов можно отложить, то система торможения должна обслуживаться и ремонтироваться в первую очередь. Тормоза – это как минимум здоровье, а как максимум жизнь водителя и пассажиров.
Современные автомобильные тормоза — сложная инженерная система, но основной ее частью были и остаются тормозные колодки. Их площадь, качество и толщина — основная гарантия качественной работы тормозов автомобиля. Это и нужно знать, чтоб правильно определить сроки замены тормозных колодок.
Когда пора менять тормозные колодки
Если появились эти признаки износа колодок, пора ехать на диагностику или ремонт:
- при нажатии на педаль тормоза появляется неприятный металлический звук (вероятней всего колодки износились полностью);
- сильно снижается эффективность экстренного торможения;
- у педали тормоза появляется увеличенный ход;
- у тормозной педали чувствуется вибрация (при полном нажатии);
- при торможении автомобиль начинает срываться в занос (это особенно опасно на мокрой или скользкой дороге);
- тормозной путь становится слишком длинным;
- эффективность ручного тормоза падает;
- при резком торможении ощущается биение в колесе;
- постепенное, но постоянное уменьшение тормозной жидкости;
- появление темного налета на внутренней стороне колесного диска;
- на приборной панели загорается специальный индикатор.
Любой из этих факторов говорит об одном – пора менять тормозные колодки. Экономить на их замене нельзя, последствия могут быть самыми плачевными.
Виды тормозных колодок автомобиля
Рынок автомобильных запчастей предлагает автовладельцам тормозные колодки четырех видов:
- Полуметаллические – доля металла в таких колодках достигает 65%. Металлический порошок смешан с определенными присадками и неорганическими наполнителями, повышающими эффективность торможения и износостойкость колодок. Самые доступные и достаточно эффективные, хотя и немного шумные.
- Органические (НАО) – мягкие, менее шумные. Износ колодок происходит быстро, поэтому требует частой замены. Производятся из кевлара, стекла, резины и специальных смол.
- Низкометаллические. Изготавливаются по той же технологии, что и предыдущие, но с добавлением металлической крошки (медной или стальной), что улучшает тормозные характеристики колодок, но делает их более шумными и пыльными.
- Керамические – самые престижные и эффективные. Производятся из специально разработанного композитного материала похожего на керамику, легкие и тихие, почти не стирают тормозной диск. У них один недостаток – высокая цена, используются, в основном, на престижных моделях и в спорте.
Видео: Какие тормозные колодки лучше поставить на АВТО
При выборе новых тормозных колодок старайтесь придерживаться таких правил:
- упаковка должна быть качественной, а маркировка соответствовать модели и марке вашего авто. Аналоги можно покупать только после тщательной проверки;
- фрикционный материал при близком рассмотрении должен быть одного цвета и состава;
- поверхность фрикционного материала должна быть ровной и без трещин;
- покупать лучше оригинальный товар, лицензионный часто подделывают.
Какие факторы могут повлиять на износ колодок?
Сроки замены тормозных колодок зависят от таких факторов:
- Вес авто (загруженность) – чем он больше, тем работа тормозов должна быть сильнее, а значит, их износ будет быстрее.
- Качество фрикционного материала. Разные производители добавляют во фрикционы разные добавки, которые влияют на длительность срока эксплуатации колодок. А подделки изготовляют из похожего материала, но они не так долговечны, поэтому если “нарваться” на подделку, то она проработает недолго.
- Стиль езды. Признаки износа колодок “проявятся” быстрее при агрессивном стиле езды. Частые и сильные торможения снижают срок службы фрикционных накладок.
- Качество и конструкция тормозных дисков или барабанов.
При каком износе меняются тормозные колодки
В каждом руководстве по эксплуатации автомобиля производитель указывает срок замены тормозных колодок, это просчитывается специалистами предприятия, выпустившего автомобиль, обычно это 20-30 тыс. км.
Однако конструкторы и инженеры не могут учесть все факторы эксплуатации конкретного авто: регион, в котором он будет ездить, стиль езды водителя и другое. Самый простой и точный способ определить износ колодок – это визуальный осмотр.
Если машина прошла то количество километров, которое рекомендовал производитель, или приближается к нему, стоит проверить состояние фрикционных накладок. Если их толщина меньше 1,5-2 мм (точнее указано в руководстве конкретного авто) —тормозные колодки изношены.
В некоторых моделях машин существуют специальные окошки, через которые удобно визуально определять толщину фрикционных накладок.
Причины разного износа накладок
Неравномерный износ колодок бывает нескольких видов, и у каждого есть своя причина:
Неравномерный износ накладок одного колеса (внешняя и внутренняя колодки) происходит по двум причинам (в основном).
- Первая – подклинивание тормозного поршня из-за износа уплотнительной манжеты или уплотнителя.
- Вторая – ржавчина на (в) суппорте. В обоих случаях рекомендуем почистить узел и заменить все резиновые детали.
Износ пары колодок одного колеса, расположенного на одной оси. Часто такая проблема кроется в магистрали, по которой идет тормозная жидкость. На одной стороне магистраль может быть завоздушена или загрязнена, определить точно это могут на любом СТО. Нередко приходит в негодность тормозной шланг. В этом случае замену проводят самостоятельно (если есть навыки прокачки тормозов)
На некоторых современных моделях выходит из строя датчик АВС, который тоже влияет на распределение тормозных усилий, в этом случае стоит сразу обратиться на СТО.
Задние тормоза (колодки) стираются раньше передних. Очень частая причина этого – перетянут трос стояночного тормоза и задние колодки полностью не “расслабляются” , происходит небольшое, но постоянное трение.
Никогда резко не охлаждайте тормозные диски после длительного торможения (например, после горного спуска). Заезд в лужу или другой способ резкого охлаждения приведет к деформации диска, а впоследствии к быстрому стиранию или разрушению фрикционной накладки.
Когда нужно менять тормозные колодки на автомобиле
Перед выездом водитель проверяет уровень масла и охлаждающей жидкости, но мало, кто проверяет состояние тормозных колодок. Для этого не нужно каждый раз снимать колеса, существует ряд признаков, которые укажут на износ. Следует также обращать внимание на количество пробега без замены тормозной системы.
Факторы влияющие на износ тормозных колодок
Выделяется ряд факторов, которые оказывают прямое воздействие на износ тормозных колодок. Основные из них:
- Стиль вождения. Агрессивная езда способствует увеличению нагрузки на тормозной механизм. В результате промежуток между заменой планок сокращается.
- Режим езды. Если водить автомобиль по городу и часто останавливаться, то это приведет к быстрому износу колодок.
- Нагрузка на машину. При постоянной загруженности багажника снимается нагрузка с передних колодок, поэтому их нужно будет менять реже.
- Производитель. Существует большое количество производителей, каждый из них использует свои технологии и материалы для прокладок. От качества этого материала зависит мягкость торможения и вероятность возникновения скрипа.
- Масса автомобиля. На легких машинах задние тормоза практически не изнашиваются.
Чтобы износ колодок для торможения не происходил слишком быстро следует придерживаться неагрессивного типа езды. При покупке новых комплектующих для тормозной системы необходимо отдавать предпочтение проверенным маркам.
Признаки износа и сроки замены
Чтобы сделать езду на машине безопасной, водитель должен периодически проходить диагностику и знать основные признаки неисправности. Они могут быть прямыми и косвенными.
В среднем замену тормозных колодок рекомендуется проводить каждый каждые 10-12 тыс.км. пробега. Иногда отдельные части системы могут изнашиваться быстрее.
Определить необходимость замены можно по следующим признакам:
- низкий уровень тормозной жидкости;
- присутствие металлического скрежета во время торможения;
- наличие тормозной пыли с металлическими примесями на дисках;
- биение руля во время экстремального торможения;
- соответствующий сигнал датчика;
- трещины или перекос диска.
При появлении любого из этих признаков необходимо немедленно провести диагностику системы торможения и при необходимости заменить тормозные колодки.
Существует ряд косвенных признаков, которые указывают на то, что колодки начинают изнашиваться. Некоторые из них можно заметить даже не выходя из автомобиля.
В большинстве современных автомобилей присутствует специальный индикатор изнашивания. Это металлическая полоса, которая размещается ниже фрикционного материала. Когда основная часть материала стирается, торможение будет еще присутствовать, но не так эффективно, как раньше. В этом случае при нажатии на педаль тормоза будет возникать свист и скрежет.
Если же такого индикатора нет, то нужно ориентироваться на звуки. Чем больше изношена система, тем больше усилий необходимо прилагать для нажатия на тормоз, при этом тормозной путь будет увеличиваться.
Следует обращать внимание на следующие ситуации:
- При нажатии на педаль тормоза чувствуется легкая вибрация и биение. Это свидетельствует о том, что между колодкой и диском присутствует грязь. В этом случае износ наступит довольно быстро.
- Занос в одну сторону во время торможения. В некоторых случаях может наблюдаться даже раскручивание автомобиля.
- При отпускании педали тормоза она не возвращается в начальное положение. Это наблюдается на фоне полного истирания фрикционной накладки. Металл разогревается и прихватывается к диску.
Срок службы тормозных колодок напрямую зависит от качества фрикционных накладок. Каждый из производителей самостоятельно определяет оптимальную толщину изделия.
Некачественный состав фрикционных накладок и исправность рабочих тормозных цилиндров ускоряет износ колодок. Они являются главной расходной деталью в тормозной системе.
Чтобы езда на автомобиле была безопасной следует обращать внимание на состояние тормозных колодок. При неагрессивной езде и периодическом техобслуживании нужно будет проводить только плановые замены. Важно, покупать только качественные детали для тормозной системы, так как это вопрос безопасности не только водителя, но и окружающих людей.
Когда нужно менять тормозные колодки и признаки их износа
Когда стоит менять тормозные колодки
Насколько хорошо работает тормоза в вашей машине, по большей части, зависит именно от работоспособности колодок – часть механизма, которая «прижимается» к колесному диску или к барабану при нажатии на педаль. Их накладки при постоянной работе, потихоньку ломаются и в определенный день приходят в неисправность. Длительность эксплуатации колодок очень различна и зависит от множества обстоятельств. Из-за этого любому автомобилисту стоит внимательно отслеживать изменения в тормозном механизме и точно подмечать, когда стоит заменить колодки. Дабы произвести диагностику на предмет из амортизации, ехать на станцию технического обслуживания не нужно, можно сделать все самому.
Полезные советы от изготовителей
Тормозная колодка это кусок плотного металла с присоединённой к нему накладкой, которая произведена из специального материала. В инструкции машины указано, с какой периодичностью следует заменять столь необходимые для надежной езды запчасти. Производители машин советуют не нарушать, между заменами, следующие временные промежутки:
- Если у вас постсоветская машина рекомендуется заменить детали спустя 10-15 тысяч км пробега;
- Если у вас иномарка, из-за более качественных запчастей служит дольше, замена рекомендуется спустя 15-25 тысяч км пробега;
- В случае, если вы владелец спортивного автомобиля, замена рекомендуется спустя 5-10 тысяч км пробега.
Невзирая на указания в техническом паспорте, не рекомендуем всецело рассчитывать на них, потому что на амортизацию накладок оказывает влияние много различных факторов:
- Если ваша манера езды агрессивней в сравнении со средним водителем, то у вас за 1 км скорее стираются накладки, потому что нагрузка на тормозной механизм сильнее;
- Так же важный фактор это как вы используете машину. Перемещение по-грунтовым или просто некачественным дорогам, приводит к ускорению износа, из-за того, что в барабаны и диски пробирается различный мусор и грязь;
- Насколько качественное сырье, из которого сделана деталь;
- Целостность барабанов и дисков. Если у них есть выработка похожая на канавки, то накладки имеют свойство стираться намного быстрее;
- Частая перевозка грузов.
И теперь возникает вопрос, какой срок собственно прослужат колодки в настоящей эксплуатации. Промежуток пробега поистине большой – от пяти тысяч километров вплоть до сорока пяти, исходя из бренда автомобиля и величины влиянии вышесказанных негативных моментов. Крайне полезно уметь самому проверять степень износа накладок.
«Звоночки» того, что запчасти износились
Вот перечень показателей, исходя из которых, вы можете судить, что требуется произвести замену колодок, задних или передних, а может и всех вместе:
- При нажатии на педаль образуется металлический скрежет, что указывает на неисправность накладок;
- Вибрирование педали при ее нажатии и увеличенный ход самой педали;
- При нажатии на педаль тормоза авто уводит в сторону, а на скользкой дороге авто запросто уходит в занос;
- Для торможения нужно приложить больше усилий, чем требовалось раньше.
Если металлический скрежет это то, что вы слышите при торможении, то вам стоит заменить накладки, потому что металлическое основание уже создает трение о рабочую плоскость диска.
Не ждите пока колодки достигнут полного износа, при данных обстоятельствах вам придется заменить помимо колодок, еще и диски, что обойдётся вам в копеечку.
Обнаружив даже один из «звоночков», кричащих о проблемах, проведите диагностику накладок. При проверке советуем следующее:
- Если в вашем авто стоят колесные диски из «легких» сплавов с крупными отверстиями, то для диагностики передних суппортов даже не нужно ничего разбирать. Просто приподнимите автомобиль домкратом, чтобы выставить проем диска напротив механизма тормозов;
- Если у вас стальные диски, то снимать их придется. Взгляните на колодки и измерьте размер накладок. Если их толщина меньше трех миллиметров нужно поменять в ближайшее время. С подобной толщиной более пары тысяч километров не проехать;
- Задние дисковые тормоза обследуются, так же как и передние, а вот барабанные придется разобрать. Уберите колесо и отпустите стояночный тормоз, потом отцепите барабан и «ювелирно» сбейте его со ступицы. Задние колодки нужно заменять в отличии от передних, при толщине полтора-два миллиметра;
- Если в ходе диагностики вы обнаружили амортизацию запчастей, приближающуюся к критической, но выполнить замену из-за каких-то обстоятельств вы не можете, тогда катайтесь осторожно, не спеша. Бывали случаи, когда старая накладка при грубом торможении отрывалась полностью;
- Также в процессе осмотра, посмотрите на рабочую поверхность тормозных барабанов и дисков. Если ее выработка составляет 2 миллиметра или более (определить можно по глубине канавки штангенциркулем), то деталь стоит поменять.
Иные причины поменять колодки
Вот случаи, при которых так же стоит поменять колодки, помимо экстренных:
- Даже если с толщиной фрикционного материала все в порядке, но сама накладка стала отходить от металлического основания;
- Материал стал дробиться, начали появляться трещинки и сколки на поверхности;
- На деталях вы нашли пятна масла или тормозной жидкости, ограничивающие ее фрикционные качества;
- Если вы меняете барабаны и диски.
Так же весомой причиной заменить будет, если вы поняли, что купили подделку на рынке автомобильных запчастей. Даже свежекупленные колодки, приобретенные в малонадежном месте после пары километров пробега начинают сильно скрипеть, хоть до стирания их рабочей части еще очень далеко. Причина в материале подделки, чья жесткость схожа с металлом, поэтому поверхность «зализывается» и образуется скрипучий звук. Если эти колодки не поменять, то сразу увеличиться выработка на тормозных дисках.
Почти все современные машины оснащены датчиками, которые показывают насколько уменьшилась высота фрикционного слоя и дают владельцу авто сигнал, когда уменьшение достигло опасного уровня. Это еще один повод заменить старые накладки на новые.
Важно знать, что датчики иногда наполняются мусором и плохо выполняют свою роль, так что каждому водителю нужно периодически контролировать их состояние.
Не стоит заменять только передние или задние колодки. Необходимо ставить сразу набор новых запчастей, а иначе при торможении машину станет сносить в бок. Пусть износилась хоть единственная накладка, заменить стоит их все. Только в качестве краткосрочного варианта, разрешается установить две «свежие» запчасти на одном заднем колесе.
Покупая на торговой точке новые колодки, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Детали должны подходить типу машины и поставляться в торговую точку в хорошей упаковке и с документацией внутри. На упаковки надписи – явно различимые и без опечаток, они указывают на «китайское» качество;
- Внимательно убедитесь, что материал детали одного цвета, без посторонних частиц;
- Часть детали, прислоняемая к диску не должна быть кривой. Лишь небольшие колы по границам и ямки могут допускаться, и то только тогда, когда они забирают собой не более одного процента от всей рабочей плоскости;
- Трещины на краях металла неприемлемы.
Если получиться, рекомендуем приобретать подлинные запчасти в их «родной» упаковке. Подобная тактика убережет вас от нежданных казусов и сделает более безопасным использование автомобиля.
Когда нужно менять тормозные колодки и диски
Существует обманчивое мнение, что тормозные колодки нужно менять в какой-то единый установленный период времени, и тогда автомобиль будет «беспроблемно» функционировать и идеально тормозить. Но износ колодок зависит от многих факторов, в частности, от погодных и дорожных условий, индивидуального стиля вождения и т.д.
Что такое тормозная колодка и зачем она нужна
Тормозная колодка – это стальная пластина, к которой прикреплена особая накладка, состоящая из фрикционных материалов с повышенным коэффициентом трения. Такие материалы предназначены для функционирования в условиях скольжения, трения и т.д. От качества фрикционного материала во многом зависит качество самой колодки. Любой производитель колодок имеет собственный состав фрикционных материалов. В производстве используют каучук, минеральные волокна, смолы и т.д.
Тормозные колодки постоянно находятся под воздействием различных агрессивных сред. К примеру, при торможении колодки нагреваются до высокой температуры. Если же торможение происходит на мокром асфальте и на них попадает вода, то колодки подвергаются большому перепаду температур. Не нужно лишний раз объяснять, что данный фактор действует губительно на любой материал. На колодках постепенно образуются трещины, они стираются и перестают нормально функционировать.
Сроки замены тормозных колодок
Конечно, периодичность замены колодок во многом зависит от стиля езды, интенсивности торможения и т.д. Тем не менее, существуют некоторые усредненные данные.На отечественных авто колодки рекомендуется менять каждые 10-15 тысяч км, на иномарках – каждые 15-20 тысяч км. В то же время на спортивных машинах колодки «живут» около 5 тысяч км.
Передние тормозные колодки берут на себя основную нагрузку, соответственно, изнашиваются быстрее задних. Их приходится менять раза в три чаще.
Существует разница и между колодками дисковых и барабанных тормозов: для дисковых тормозов пробег составляет в среднем 10-15 тысяч км, а для барабанных – 100-150 тысяч км.
Тормозные колодки барабанные
Как определить степень износа колодок
Одним из признаков того, что колодки изношены, является характерный писк при торможении. Этот звук начинает издавать датчик износа. Он представляет собой специальную пластину. Когда фрикционный материал колодок стерт, пластина начинает касаться диска и датчик срабатывает.
Существует и другая разновидность датчиков. На некоторых автомобилях датчиком износа является металлический контакт, который вставлен вглубь тормозной колодки. При износе колодки контакт соприкасается с диском, выводя на панель световой сигнал.
Если датчика износа нет, то необходимость замены возникает, когда толщина фрикционного материала колодок достигает 1-1,5 мм (без учета толщины металлической основы).
Иногда случается, что колодка изнашивается неравномерно. Или бывает, что на одной колодке канавки полностью стерты, а на другой нет. Как правило, это говорит о неправильной работе суппорта. В таком случае одновременно с заменой колодок, необходимо ремонтировать суппорт.
Еще одним показателем износа колодок является уровень тормозной жидкости. Когда колодки стерты, поршни тормозного суппорта выдвигаются по направлению к диску. А значит, расход жидкости увеличивается.
Также на износ колодок косвенно могут указывать следующие факторы: снижение эффективности торможения (особенно при экстренном торможении), увеличение хода тормозной педали и т.д.
Также о замени колодок говорят трещины и различные повреждения на них.
Какие колодки покупать?
Некоторые автолюбители, желая сэкономить, идут на поводу у продавцов авторынка, которые советуют приобрести хоть и неоригинальные колодки, но «вполне подходящие для данного авто». Такие колодки лучше не покупать. Колодки непосредственно взаимодействуют с тормозными дисками. Материал дисков и колодок должен быть совместим. В противном случае не будет самого эффекта торможения, а в дополнение к этому из-за несовместимости материалов при торможении будет раздаваться постоянный скрежет и свист.
В добавок ко всему, неоригинальные колодки способны погнуть тормозные диски, так что придется делать основательный ремонт.
Как определить износ тормозных дисков?
Тормозные диски изнашиваются медленнее колодок. Как правило, замена дисков совпадает со второй сменой колодок.
На износ тормозных дисков указывают следующие факторы: толщина диска менее 11 мм и потертости на поверхности диска. Именно из-за этих потертостей снижается эффективность торможения, а тормозные колодки изнашиваются значительно быстрее. Также при износе дисков ощущается шум и биение, а при нажатии на педаль происходит блокировка тормозов.
Колодки разных производителей (одни мягче, другие жестче) вызывают различный износ тормозных дисков. Это объясняется составом смеси, из которой изготовлены колодки.
Определить степень износа дисков можно при помощи штангенциркуля. Полученный результат нужно сверить с допустимыми данными для конкретной модели. Они указаны в руководстве по эксплуатации авто.
Эффективность тормозной системы напрямую зависит от состояния тормозных колодок и дисков. Установленного времени их замены не существует. Необходимо отслеживать состояние дисков и колодок. Ведь менять их слишком рано – нецелесообразно, а опоздать с заменой – чревато отрицательными последствиями (например, поломкой суппорта). Поэтому периодически нужно осматривать тормозные колодки и диски, чтобы выяснить не появилось ли трещин и других повреждений. Также нужно прислушиваться к звукам, которые издают колодки при торможении.
Тормозной диск с колодками.