Самый быстрый советский мотоцикл
Мотоциклы → Самый быстрый советский мотоцикл
- Dmitriy_Lebedev
- 16 августа 2016, 10:09
- v
- Pavlo_Shulgin
- 17 августа 2016, 10:36
- v
- Dmitriy_Lebedev
- 17 августа 2016, 11:00
- v
- Dmitriy_Lebedev
- 17 августа 2016, 11:32
- v
- Arisha_Mokeev
- 17 августа 2016, 12:10
- v
если на урал вьебать 10ю пару
коробку от Днепра с 5ой переачей
то он любой советский мотак обгонит
- Alekhandro_Ivantsov
- 17 августа 2016, 12:18
- v
- Dmitriy_Lebedev
- 18 августа 2016, 12:31
- v
- Alekhandro_Neyaskin
- 18 августа 2016, 12:32
- v
- Dmitriy_Lebedev
- 18 августа 2016, 12:50
- v
- Arisha_Mokeev
- 18 августа 2016, 12:55
- v
один хрен чтото пределывать надо чтоб они быстрее ездили
ибо баланса нет в наших мото
свернуть ветку
- Alekhandro_Neyaskin
- 18 августа 2016, 13:05
- v
- Serga_Rigkov
- 18 августа 2016, 13:15
- v
- Dma_Zaharov
- 18 августа 2016, 14:36
- v
- Vengr_Voronkov
- 18 августа 2016, 14:54
- v
- Vitk_Abashin
- 18 августа 2016, 14:56
- v
- Gennadiy_Oshchepkov
- 18 августа 2016, 14:59
- v
- Vengr_Voronkov
- 18 августа 2016, 15:00
- v
- Vanechka_Ita
- 18 августа 2016, 16:10
- v
- Egorka_Konkov
- 19 августа 2016, 04:45
- v
- Alexandr_Aleksandrov
- 19 августа 2016, 08:49
- v
- Yurok_Strannik
- 19 августа 2016, 10:32
- v
Эскортные Уралы и Днепры с литровыми двигателями (М 100 и Днепр Эскорт) “поставят на место” любой отечественный мото и хваленую Яву вчастности 😉
Мотоциклы СССР: 10 самых любимых моделей
Вспоминаем десять самых известных мотоциклов, которые были когда-то королями дорог и проселков огромной страны.
В Советском Союзе мопеды, а тем более мотоциклы, были по-настоящему культовыми вещицами. Порой, они доставляли владельцам массу хлопот: часто ломались, с запчастями было туго, но их берегли, постоянно что-то в них перебирали, чтобы, вдоволь навозившись с железом, крутануть ручку газа, услышать трескучий звук выхлопа, почувствовать запах бензина и вырваться на просторы вселенной.
Это была свобода, а, значит, подлинное счастье. На мотоциклах ездили на работу, танцы, охоту, рыбалку, девчонок катали, а могли и к морю махнуть.
Мотоциклы были доступнее машин не только по деньгам. Во времена тотального дефицита он появлялись-таки в спортивных магазинах, но надо было ловить момент: такой товар раскупался почти мгновенно.
Ниже представлен скорее не рейтинг, а «групповой портрет» мототехники, ставшей одним их символов советской эпохи. Техника того времени встречается теперь редко, но в деревнях еще можно встретить, например, «Иж Планета Спорт» или чешскую «Яву».
Ну, как, вы уже чувствуете аромат эпохи? Тогда — вперед!
М-1А «Москва»
Попробуем выстроить этот экскурс в мотоциклетное прошлое великой страны в хронологическом порядке. Возьмем послевоенный период, ну, просто потому, что он нам понятней и ближе.
Мотопром возрождался на базе лучших образцов трофейной техники. А ее в СССР было завезено немало. И вот уже на Московском велосипедном заводе осваивают производство копии немецкого мотоцикла DKW RT125 со 125-кубовым двигателем.
Аппарат называют М-1А «Москва». Это — первый послевоенный мотоцикл СССР — простой и легкий, для которого не требовалось много металла и резины.
На такой технике обучались мотоциклисты в школах ДОСААФ. В 1951 году производство передали в Минск на вновь построенный велосипедный завод. Почти такая же модель с индексом К-125 выпускалась в Коврове.
В 1951 году в Ижевске наладили выпуск модели «Иж-49». За основу, как и в случае с «Москвой», взяли трофейный аппарат. Правда, DKW NZ 350 подвергся некоторым усовершенствованиям, что сделало его только лучше — под нашей маркой, разумеется.
Мотоцикл получился надежный, очень живучий и невероятно красивый. Он и сегодня способен покорить своей внешностью истинного байкера — какая посадка, какие выверенные линии… Да, это была машина!
Завод производил версии с коляской, спортивные — для кросса и шоссе. Обладать ими сейчас — это не каждому под силу: «Иж-49» имеет коллекционную ценность. Купить его можно не меньше, чем за 100 тысяч рублей. При этом цена стремится к росту.
«Иж Планета»
1962 год. Ижевский мотоциклетный завод приступает к сборке принципиально новой для себя модели «Иж Планета», ставшей родоначальницей целого семейства, выпускавшегося до 2008 года («Иж Планета 7»).
Созданный на базе «Иж-56» мотоцикл среднего класса, предназначался для езды по дорогам с разным покрытием. Гарантийный пробег «Иж Планеты» по сравнению с предшественником вырос на 2 000 км, а срок службы деталей цилиндро — поршневой группы — в полтора раза (благодаря применению контактно-масляного воздухоочистителя).
Были установлены новый бензобак, легкосъемное седло, глушители. Вместо штампованного переднего и заднего крыла применены штамповано-сварные.
В действие «Иж Планета» приводил одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения. Коленчатый вал — сборный, прессованный. Картер — блочного типа. В передней части находится кривошипная камера, в задней размещена коробка передач. Картер состоит из двух половин с разъёмом по средней продольной плоскости. Педали ножного переключения передач и кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач.
Мотоцикл выпускался до 1966 года, всего было произведено 405 303 экземпляра — довольно приличный тираж по тем временам.
«Иж Планета Спорт»
В 1973 году ижевцы снова порадовали мотоциклистов страны, выпустив первый советский мотоцикл со спортивным характером. Модель называлась «Планета Спорт».
Интересно, что в отличие от всех более ранних мотоциклов, которые создавались по образу и подобию немецких моделей, «Планета Спорт» перекликалась с японскими мотоциклами 60-70-х годов прошлого века.
«Иж Планета Спорт» сделала серьезный шаг в сторону качества сборки. Благодаря этому она активно продавался на экспортных рынках. Машину оценили в Великобритании, Нидерландах и Финляндии. Говорят, что советские байкеры разгонялись на этом аппарате до 140 км/ч!
«Восход»
В 1957 году в городе Ковров Владимирской области начали выпускать мотоциклы «Восход». Очень неприхотливые, с одноцилиндровым двигателем объемом 173,7 «кубика», они пришлись по душе моторизованной публике.
К тому же, завод имени Дягтерёва постоянно модернизировал эту модель, выпуская версии «Восход-2», «Восход-3, «Восход-3 М». Последним мотоциклом «Восход» стала модель «3 М-01» с двигателем мощностью 15 лошадиных сил.
Внешне «Восходы» уступали «Ижам», но благодаря своей надежности, они стали незаменимым на селе. И по сей день в российских деревнях можно встретить «Восход». И не просто встретить, а прокатиться.
В 50 — 60-х годах прошлого века советская милиция активно использовала в своей работе мотоциклы с коляской «М-62», которые выпускал Ирбитский мотоциклетный завод. Четырехтактный двигатель этой машины выдавал целых 28 «лошадей».
Кстати, обычным гражданам СССР эксплуатировать «Уралы» без коляски в то время не разрешалось. Дело в том, что эти мотоциклы были довольно тяжелыми в управлении. Но милиция ездила на них и без колясок, что выглядело весьма круто.
«М-62» можно увидеть в фильме «Берегись автомобиля», особенно он был хорош в сцене погони за «двадцать первой» «Волгой», угнанной советским Робин Гудом Юрием Деточкиным.
«Тула-200»
В 1986 — 1988 годах в Советском Союзе выпускался очень необычный мотоцикл «Тула-200», который отличался широченными внедорожными колесами. Нужны они были потому, что модель предназначалась для охотников и рыболовов.
От мотороллера «Тулица» взяли мотор, форсировав его до 13 л.с. Это позволило разгоняться до 90 км/ч, хотя для такого аппарата скорость была не главным показателем, куда важнее ценилась проходимость.
В год выпускалось 10 000 -12 000 тысяч таких байков. Последний сошел с конвейера завода в 1996-м.
Jawa 360
Едва ли не предел мечтаний советского моторизованного человека — чешский аппарат Jawa. Дружественная страна позаботилась о том, чтобы в СССР на этой красавице ездил каждый третий мотоциклист — всего в страну было поставлено более миллиона «Явы» различных моделей и версий.
Производство новой серии мотоциклов «Ява» моделей 250–623 и 350–633, отличавшихся оригинальным дизайном, началось в 1970 году. Мотоциклы имели хребтовую раму и двигатель с раздельной системой смазки. В 1973-м в серию запустили модель «Ява 350–634» с дуплексной закрытой рамой и новым мотором. Производство мотоциклов с объёмом двигателя 250 см³ прекратилось.
После модернизации в 1984 г. модель получила индекс 638 и с небольшими изменениями продолжает выпускаться до сих пор.
Многие ранние экземпляры мотоцикла и сейчас еще живы, особенно ценятся те, что с боковой коляской из стекловолокна.
Jawa 350/638
Jawa 350 — 638 — последний чешский мотоцикл, продававшийся в СССР, где он тоже стал народным. Успев выйти перед самой перестройкой, в 1984 году, эта модель часто снималась в суровых фильмах конца 1980-х-начала 1990-х.
Внешне мотоцикл был сравнительно простым, но с «изюминкой». Большая фара с выступающими по бокам круглыми поворотниками и, располагающиеся сверху, колодцы приборной доски выглядели очень гармонично.
Бак был объемный, но формы имел аккуратные, в задней части его имелись довольно габаритные накладки для колен водителя. Но самое главное, что имелось на баке — это надпись «Jawa».
У модели 638 было двойное ровное сиденье, разделенное посередине ремешком для пассажира, за которое он и должен был держаться.
Двухцилиндровый двигатель был полностью открытым для обозрения, все составные элементы его хорошо просматривались, хотя открытость его играла важную роль — мотор имел воздушное охлаждение.
К достоинствам этого мотоцикла можно было отнести стильный вид, до которого советским мотоциклам было очень далеко.
«Вятка ВП-150»
Это — не мотоцикл, но с ним связана путь не очень большая, но, все-таки, эпоха в жизни страны.
В 1956 году конструкторы Вятско-Полянского машиностроительного завода совместно со специалистами Центрального Экспериментально-Конструкторского Бюро (ЦЭКБ) мотоциклостроения из Серпухова Московской области (ныне ОАО «Мотопром») начали работу над мотороллером класса 150 см³.
Времени было в обрез, опыта по созданию подобных аппаратов — никакого. Поэтому за прототип был взят итальянский мотороллер Vespa 150GS 1955 года выпуска. С него снимались мерки, по готовому мотороллеру изготавливались чертежи.
Напомним, что Vespa (итал. оса, шершень) — культовый итальянский мотороллер, который выпускается концерном Piaggio с апреля 1946 года и до сих пор. Родоначальник европейской конструкторской школы мотороллеров, первый успешный скутер в мире.
Этот аппарат был до невозможности красив, обладал тихим и плавным ходом. Им легко управляли даже женщины.
Кстати, на базе «Вятки» делали целую гамму трехколесных мотороллеров с различными кузовами. Они служили в качестве коммерческого транспорта по доставке компактных грузов — легкие, экономичные, маневренные.
Постскриптум. Практически, каждая модель, о которой мы рассказали, заслуживает отдельного исторического очерка. В данном случае мы не ставили такую цель, ограничившись беглым обзором, который, надеемся, дал некоторое представление о том, на чем ездили наши деды, отцы, а порой и мы сами.
Легендарные советские мотоциклы, которые до сих пор пользуются популярностью
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Вятка ВП-150
Данное транспортное средство стало первым советским мотороллером. По сути, оно является копией итальянской модели «Веспа» 150GS 1955 года выпуска. Советский аналог выпускался с 1957 по 1966 год на Вятско-Полянском машиностроительном заводе. Это был «самый дискотечный» транспорт Советского Союза. За все время завод реализовал более миллиона мотороллеров.
2. Л-300 «Красный октябрь»
Мотоцикл из 30-х годов прошлого столетия, который был во многом срисован с немецкого DKW Luxus 300. Производство модели закончилось уже в 1938 году, однако на этом история транспорта не закончилась. В последствии «Красный октябрь» лег в основу проектируемого ИЖ-8.
3. М-72
Мотоцикл, который выпускался в Советском Союзе крупными сериями с 1941 по 1960 год. Делали такие на пяти предприятиях в Москве, Ленинграде, Киеве, Ирбите и Горьком. До середины 50-х годов в свободную продажу не поступал, так как штамповался исключительно для армии. Всего было произведено около 8 500 машин. Был вариант с коляской. После войны был поставлен на вооружение советской милиции.
4. «Урал» М-62
Советский тяжелый мотоцикл. Выпускался с коляской. Делали такие на Ирбитском мотоциклетном заводе с 1961 по 1965 год. За счет мощного двигателя и отличной подвески мотоцикл легко справлялся с грузом до 255 кг и разгонялся (с такой нагрузкой) до 95 км/ч. Потреблял порядка 6 литров топлива на 100 км пути.
5. ИЖ-49
Средний дорожный мотоцикл, который предназначался для езды по любым дорогам необъятного отечества. Делали мотоциклы на Ижевском машиностроительном заводе с 1951 по 1958 год. Была модификации с коляской для перевозки пассажира или груза. Мотоцикл отличался высокой надежностью, живучестью и выносливостью даже в тяжелых условиях.
6. ИЖ Планета Спорт
Еще одно детище Ижевского машиностроительного завода, которое выпускалось с конвейера в период с 1973 по 1984 год. Данный мотоцикл примечателен тем, что может смело считаться первым серийным спортивные мотоциклом Союза. Создавалось транспортное средство с оглядкой на популярные японские модели Suzuki, Yamaha и Kawasaki. Даже сегодня выглядит совсем не архаично.
7. Ява 360
Чешский мотоцикл, который пользовался просто астрономической популярностью на территории Советского Союза. В 70-е годы XX века о таком мечтал почти каждый советский подросток. Нет ничего удивительно, что мотоцикл смог стать одним из символов той эпохи. Даже в фильме «Бриллиантовая рука» появлялся этот байк.
8. Днепр 11
Среди первых советских байкеров, которые звали себя «рокерами», этот мотоцикл пользовался особым спросом и уважением. «Днепр» 11-ой модели был тяжелым мотоциклом и, что очень важно, легко поддавался тюнингу. Благодаря этому глубоко модернизированные «Днепры» можно и сейчас увидеть на территории бывшего СССР.
9. «Минск» М1А
Самый народный мотоцикл был сделан на предприятии БССР! Первый байк сошел с конвейера еще в 1951 году. Любопытно, что за основу этого транспортного средства был взят немецкий DKW RT125. В свое время этот мотоцикл даже был удостоен похвалы от популярного шоу Top Gear.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Забытый мотопром. Довоенные годы.
Вступление.
Первая мировая война, революция и гражданская война уничтожили зачатки нашего дореволюционного мотопрома. Все 1920-е годы своего мотопрома у нас практически не было. Были опытные образцы («Союз», Иж-1, Иж-2, Иж-3, Иж-4, Иж-5), но серийное производство мы долго не могли наладить. Оно началось лишь в сентябре 1930 года. А к концу 30-х у нас было четыре относительно крупных мотопроизводителя: Л, Иж, ТИЗ и ПМЗ, и кое-какие заводики поменьше (ХМЗ, МЛ). Из них на слуху у народа разве что Иж, а вот остальные. Но обо всём по порядку.
Часть 1. «Л» – мотоциклы из Ленинграда.
Ленинград стал колыбелью советского мотостроения. Здесь выпускались мотоциклы Л-300, Л-8 и Л-600. Среди них первый серийный советский мотоцикл — Л-300.
История его такова. Разработал мотоцикл инженер П.В. Можаров. За образец был взят немецкий мотоцикл DKW Luxus 300 образца 1929 года. Советский вариант был упрощён: он лишился спидометра, электрической «бибикалки», стоп-сигнала. 300-кубовый двухтактный двигатель развивал 6 л.с. и разгонял мотоцикл до 80 км/час. Передачи переключались вручную рычагом. Производство было налажено на ленинградском заводе Промет, входящем в трест ТРЕМАСС в сентябре 1930 года. До конца года выпущено всего 25 мотоциклов. Да и вообще производство развивалось с трудом: в год выпускали по 80-150 мотоциклов пока в 1933 году не перенесли производство на более подходящий завод — Красный Октябрь, тоже в Ленинграде.
В итоге объёмы производства резко подскочили до нескольких тысяч в год. Всего с 1930 по 1939 год выпущено 18985 штук Л-300, из них 663 на Тремассе. Первенец оказался самым массовым и самым долгоживущим на конвейере в довоенном СССР. Примерно с 1936-37 года Л-300 продавался населению по цене 3360 довоенных рублей. До этого шёл в армию, милицию и прочие учреждения. А ещё широко применялся в гонках и кроссе. Кстати, именно на Л-300 рассекает Тимур в фильме Тимур и его команда. На нём же ездит старший лейтенант Колчин в фильме Сердца четырёх.
К концу 30-х Л-300 сильно устарел. На смену ему пришёл новый мотоцикл Л-8 с четырёхтактным двигателем вроде бы собственной ленинградской разработки (или всё же скопированный с чего-то английского). Объём двигателя составлял уже 350 кубов, мощность — 14 л.с., макимальная скорость 105 км/ч. В общем-то характеристики сравнимы с немецким одноклассником той поры DKW NZ-350.
Л-8 в отличие от Л-300 в личное пользование не продавался. Его производство продлилось недолго: с 1939 по 1941 год. Причём помимо Ленинграда небольшое количество Л-8 (180 штук) выпустили в Серпухове перед самой войной. Мотоциклов Л-8 выпустили немного. По некоторым данным около 1200 штук, включая серпуховские.
В 1934 году на заводе Промет началось производство пожарного мотоцикла Л-600. Это фактически первый в СССР мотоцикл с коляской, первый мотоцикл с карданным валом, и первый пожарный мотоцикл.
Мотоцикл создан на базе Л-300 и мотопомпы МП-2, выпускаемой здесь же с 1931 года. Мотоциклов выпустили несколько жалких сотен с 1934 по 1939 год. Помимо пожарной модели была версия осветительной установки с прожектором и бензогенератором. Ни один мотоцикл не сохранился.
В 1941 году производство мотоциклов в Ленинграде прекратилось и больше не возродилось.
Часть 2. Иж.
Серийное производство на Иже началось в 1934 году стараниями того же П. В. Можарова. И первым серийным мотоциклом стал Иж-7, созданный на базе Л-300, но ещё более упрощённый (лишился багажника, грязевых щитков). В 1933 году была выпущена предсерийная партия из 12 штук, а серийное производство шло с 1934 по 1938 год. Выпущено 5779 штук.
Ижак по качеству сильно уступал Л-300, и потому в довоенном спорте садились за руль Ижа, если не было Л-300. И тем не менее, в 1936 году состоялся женский (!) мотопробег Ижевск-Москва на Ижах-7. Мотоциклистки — жёны ИТР завода. Единственный мужчина — 15-летний сын директора Андрей Чекмарёв. Из 1675 километров большая часть пути была по грунтовкам. И ведь справились! Все 16 мотоциклов благополучно доехали до Москвы.
В 1938 году появилась следующая модель — Иж-8.
Изменения коснулись двигателя и светотехники. Мощность возросла до 8 л.с. при том же объёме в 300 кубиков, а максимальная скорость увеличилась до 105 км/час. Появился стоп-сигнал, багажник, более мощная фара, электрический сигнал. А вот спидометра всё равно не было. Иж-8 выпускался до весны 1940 года. Их выпустили 5600 штук. Затем его сменил Иж-9.
Девятый Ижак был серьёзным шагом вперёд. Объём двигателя увеличили до 350 кубов, глушителей стало два, мощность увеличилась до 9,5 л.с., а максимальная скорость до солидных 125 км/ч. По тем годам мотоцикл был скороходом: европейские одноклассники выжимали лишь 105 км/ч. До войны успели выпустить около 6200 «девятых» с весны 1940 по осень 1941 года. А ведь по плану он должен был выпускаться в течении пяти лет.
Перед самой войной появился Иж-12: тот же Иж-9, но с четырёхтактным двигателем от Л-8. Их выпустили всего 49 штук в июне 1941 года.
Всего в Ижевске с 1933 по 1941г выпустили 17862 мотоцикла. Они, как и Л-300, продавались населению, но в последнюю очередь. В первую очередь они шли в армию, милицию, почту. После войны производство в Ижевске начали заново, вывезя из Германии оборудование с завода DKW и начав выпуск модели DKW NZ-350. Развивать довоенные наработки не стали.
Часть 3. Попробуй меня заведи.
Третьим крупным довоенным мотозаводом в СССР был Подольский механический. До этого он выпускал швейные машинки. В 1933 году тот же Можаров спроектировал тяжёлый мотоцикл с коляской НАТИ-А750. Серийное производство началось в Подольске. В 1934 году выпустили несколько предсерийных образцов, а с марта 1935 года мотоцикл встал на конвейер под маркой ПМЗ-А-750.
Предназначался ПМЗ в первую очередь для армии, о чём говорит буква А в индексе. Применялся он и на гражданской службе, о чём даже снят фильм «Трактористы» 1939 года.
Есть свидетельство, что он продавался и в личное пользование.
Один из ветеранов вспомнил, как еще мальчишкой был он с родителями на улице Кирова в Москве, где располагался тогда магазин со странным для нашего слуха названием «Госшвеймашина». Так вот, там в числе прочей продукции Подольского машиностроительного завода, и в первую очередь швейных машинок, стояли и оба «ПМЗ» — «большой» и «маленький».
«Большой ПМЗ» — это и есть А-750. А маленький — это МЛ-3, о котором речь пойдёт позже.
Рама была сделана по образу и подобию BMW (но не скопирована напрямую), а двигатель скопирован у Харлея. Двигатель V2 мощностью 15 л.с. разгонял тяжеленную махину до 100 км/ч без коляски, и 80 км/ч с коляской. Выглядел мотоцикл более чем внушительно: двигатель V2, подножки-площадки, два глушителя, хитрая рессорная передняя подвеска. И (о, чудо!) на мотоцикле был спидометр. Конструкция удачная, да вот качество сборки хромало. Мотоцикл был капризным, в народе его прозвали «Попробуй меня заведи». Многочисленные нарекания привели к снятию мотоцикла с производства в 1939 году. Всего их выпустили 4636 штук.
Также на ПМЗ в 1936-37 годах выпускались мотовелосипеды Стрела. Это копия немецкого Wanderer 11AS. Стокубовый двигатель, копия Fichtel&Sachs. Всего Стрел выпустили 356 штук.
Часть 4. ТИЗ.
ТИЗ — это Таганрогский инструментальный завод. До войны здесь тоже делали мотоциклы. Единственной серийной моделью стал ТИЗ-АМ600, выпускаемый с 1935 по 1943 год.
За основу взяли английский BSA-600. Но вот незадача: в Англии движение левостороннее, а значит и коляска у БСА не на той стороне. Коляску перенесли на «нужную» правую сторону, в итоге кикстартёр оказался между коляской и мотоциклом. Итог — постоянные синяки на ногах мотоциклистов. Спидометр на ТИЗах появился лишь в 1938 году. Однако «шестисотый» оказался самым мощным довоенным мотоциклом: «аж» 16 лошадиных сил! И четырёхтактный. Максималка — 95 км/ч (без коляски). А ещё на руль ТИЗа устанавливался пулемёт. Выглядело это вот так:
В отличие даже от ПМЗ в личное пользования ТИЗ не продавался и предназначался только для армии. Выпускался ТИЗ до 1941 года в Таганроге, затем производство было эвакуировано в Тюмень, где продолжалось до 1943 года. Сколько выпустили ТИЗов неизвестно. Но он был довольно массовым.
Часть 5. Прочие.
Помимо четырёх крупных мотозаводов, были и мелкие, занимающиеся мелкосерийным производством. Это Харьковский и Серпуховский мотозаводы.
В Харькове мелкосерийно выпускался мотоцикл ХМЗ-1М с 1931 по 1933 год. Их выпустили около 300 штук и почти все они пошли в армию. Объём двигателя 350 кубов, 4 такта, 8 л.с., максималка 90 км/час. Ни один экземпляр не сохранился.
Ещё один небольшой завод находился в подмосковном Серпухове. Здесь в 1939-1940 годах выпускался мотоцикл МЛ-3.
Этот мотоцикл создавался, как «народный», то есть доступный простому рабочему или колхознику. Это пожалуй первый в СССР мотоцикл, созданный исключительно для личного пользования. Я не нашёл сведений о каких-то копированиях. Вроде бы чисто отечественная разработка. (Попадалось упоминание о копировании с немецкого Express, но даже внешне эти мотоциклы сильно отличаются.) Да и вообще, на Западе до 1939 года лёгких мотоциклов до 200 кубов было крайне мало, а МЛ-3 был разработан ещё в 1936 году. Двигатель 125 кубовый, двухтактный, мощностью 3 л.с. Максимальная скорость 68 км/ч. МЛ-3 расшифровывается, как мотоцикл лёгкий, 3 лошадиные силы. Действительно, сухой вес всего 67 кг. Звуковой сигнал — рожок, спидометра нет. Производство МЛ-3 изначально хотели наладить в Подольске на ПМЗ. Вроде бы даже успели выпустить несколько штук. Это и есть тот самый «маленький ПМЗ», который видел в магазине московский старожил рядом с «большим ПМЗ». Но в том же 1939 году Подольский завод прекратил выпуск мотопродукции и производство МЛ-3 перенесли в Серпухов.
В Серпухове завод был создан на скорую руку в помещениях бывшей богадельни. Оборудования не хватало, а партия давила, требуя наращивать производство. В итоге с горем пополам выпустили несколько жалких сотен мотоциклов МЛ-3 (по другим данным — «несколько десятков наколеннособранных мотоциклов»), и в 1940 году плюнули на это дело. Так что народным МЛ-3 не стал. А жаль! Ведь он по характеристикам был ничуть не хуже немецкого DKW RT125, появившегося как раз в 1939 году. В 1940-41гг в Серпухове выпустили некоторое количество мотоциклов Л-8, но нарастить производство помешала война. До наших дней дожил всего один МЛ-3. Он находится в Московском Политехническом музее.
Вот и весь наш довоенный мотопром. После войны решили не развивать довоенные наработки, а наладить выпуск немецких моделей в счёт репараций, но это уже другая история.