Щелкает реле включения стартера
labavto.com
Стартер является одним из механизмов системы зажигания двигателя, без которого его запуск будет невозможным. Как и любое другое устройство, этот узел имеет характерные неисправности, с которыми сталкиваются многие автомобилисты. Что делать, если стартер не крутит, при этом втягивающая катушка щелкает, мы расскажем в этой статье.
Почему щелкает реле стартера и втягивающее реле?
Устройство стартерного узла
Стартер представляет собой электрическое устройство, которое, по сути, представляет собой электромотор, предназначенный для кратковременных нагрузок. В целом работа множества различных приборов сопровождается характерными звуками. Что касается стартерного узла, то в данном случае это — щелчок, который является первым признаком работоспособности механизма. Но иногда щелчок может сработать, но стартер не может при этом нормально запустить мотор — такая проблема известна многим нашим соотечественникам.
Во всех реле применяется электромагнитный метод соединения контактов. Когда в систему подается напряжение, клеммы, которые установлены на гибких либо подвижных фиксаторах, притягиваются друг к другу. При этом они получают разнополюсные заряды. Поскольку поверхность клемм ускоряется, эти элементы начинают хлопать друг о друга, именно в этот момент на стартере раздается характерный щелчок.
Более опытные автолюбители смогут без проблем понять по этому щелчку, может ли реле механизма втягиваться и, соответственно, работать в нормальном режиме или нет. Чтобы обеспечить бесперебойную работе силового агрегата и его пуск в любое время года, важно, чтобы все компоненты системы зажигания были работоспособными.
Если посмотреть на систему пуска со стороны, то в цепи запуска мотора используются такие устройства и элементы:
- аккумуляторная батарея;
- замок зажигания;
- реле механизма;
- непосредственно сам стартер.
Втягивающее реле устройства
В том случае, если с запуском силового агрегата возникли неполадки, не нужно сразу же винить в этом стартер. Проблема может заключаться и в разряженной аккумуляторной батарее, поэтому обычно столкнувшись с подобной проблемой, автомобилисты в первую очередь проверяют уровень заряда АКБ. В некоторых случаях причина неисправности может заключаться в разрыве провода массы между силовым агрегатом и кузовом транспортного средства. Для проверки необходимо диагностировать соединение кабеля массы с кузовом и, при необходимости, более надежно его зафиксировать. Гораздо реже это может быть окисление провода, в данном случае контакт нужно просто зачистить.
Способ устранения неисправности
Все гораздо проще, если при попытке запуска силового агрегата система выдает признаки жизни.
Как сказано выше, основной причиной невозможности запуска ДВС является разряженный аккумулятор, но если проблема не в нем, то причина может заключаться в:
- плохом контакте либо повреждении электроцепи;
- выходе из строя замка зажигания или неполадках в работе контактной группы;
- выход из строя стартерного устройства;
- выход из строя втягивающего реле.
Как видите, вариантов несколько. Для того, чтобы как можно быстрее разобраться в поломке, нужно понимать, что проверяется сначала. Поскольку на практике обычно причина заключается именно в АКБ, то нужно произвести диагностику его заряда и, если это нужно, дозарядить батарею. Иногда бывает такое, что даже после зарядки аккумуляторная батарея не может нормально функционировать. Подробнее о причинах и способах решения проблемы с плохой зарядкой вы можете узнать из этой статьи (автор видео — АВТО РЕЗ).
Если проблема заключается в стартерном узле, то его нужно будет демонтировать и разобрать для поиска неисправности. Быстро сделать это не получится, потребуется какое-то время. Разумеется, всегда можно поменять механизм, но не каждый автолюбитель готов заплатить за такое удовольствие, не разобравшись в проблеме. Чтобы понимать, как работает устройство, ознакомьтесь с этим материалом .
Итак, как действовать в таких случаях:
- Для начала необходимо демонтировать механизм со своего авто, для этого воспользуйтесь сервисной книжкой. Процедура демонтажа зависит от модели машины, поэтому описывать ее мы не будем. После того, как устройство будет демонтировать, можно приступить к его проверке.
- Для диагностики вам потребуется аккумуляторная батарея, только необходимо быть точно уверенным в том, что она рабочая.
- Масса от аккумулятора подключается к корпусу стартера, а плюс необходимо подсоединить на втулку после реле.
- Если после выполнения этих действий механизм стал работать, то это говорит о том, что втягивающее реле вышло из строя. Если же узел никак не реагирует на ваши действия, то вероятнее всего, придется дальше его разбирать и искать причину.
- Само втягивающее реле — это элемент конструкции, такой же как и щетки, который постоянно функционирует. Поэтому в том, что периодически эти компоненты выходят из строя, нет ничего удивительного.
Заключение
Если в домашних условиях обнаружить неисправность не удалось, возможно, есть смысл отдать стартер на диагностику специалистам. Если же вы уверены в том, что проблема кроется именно в нем, но искать причину и ремонтировать агрегат у вас нет времени, механизм всегда можно поменять. Сделать это не сложно — достаточно просто демонтировать старый механизм и поставить вместо него работоспособный.
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Видео «Переборка механизма в домашних условиях»
Как своими руками перебрать стартер — узнайте из видео ниже (автор сюжета — канал onotole channel).
Не щелкает реле стартера
Даже самые стойкие и опытные водители испытывают огромное раздражение, когда не заводится двигатель. Новички и вовсе, впадают в панику. Не щелкает реле, стартер не крутит, мотор не подает признаков жизни. Водители со стажем, по характерным щелчкам, легко могут определить источник неприятности – это неисправный стартер.
Работающий двигатель обеспечивает электроэнергией всю бортовую систему, за счет вращательных движений от микровзрывов топливного сгорания в камере ДВС. Однако когда мотор покоится, прекращается обеспечение электроэнергии. Вот тут-то и пригодится стартер. Он запустит двигатель, используя запас аккумулятора.
Стартер – пусковое устройство, которое раскручивает вал двигателя до необходимых для запуска оборотов. Получает питание с источника постоянного электрического тока – аккумулятора, на котором работает его моторчик.
Никто не сможет оспорить утверждение о том, что стартер – едва ли не самый главный элемент начала движения. Не щелкает реле стартера – машина так и будет стоять на месте.
Как завести автомобиль, когда не щелкает реле стартера
Определить поломку стартера может любой автолюбитель. Достаточно знать, что в таком случае происходит – автомобиль не заводится, посторонние шумы, металлический скрежет (а вот характерный щелчок реле, наоборот, отсутствует), стартер самопроизвольно останавливается.
Заставить мотор заработать, когда стартер отказывается это делать, все-таки можно. Каждый водитель должен об этом знать, хотя бы для того, чтобы доехать до ближайшего автосервиса.
- Автомобиль с механикой заведется с толчка, когда его «дотолкают» до скорости старта.
- С автоматикой немного сложнее. Нужно замкнуть гаечным ключом клеммы реле стартера. При этом выставляется нейтралка на АКПП. Поворачивается ключ в замке зажигания, и нажимается педаль тормоза. Если аккумулятор не сдох окончательно, машина заведется.
Как устроен стартер?
Конструкция устройства определяется как электродвигатель четырехполюсный. На разных моделях автомобилей стоят стартеры с двигателями разных мощностей. Классическая сборка стартера состоит из следующих элементов:
- Корпус, который, по сути, и является электрическим двигателем. В ней размещено электромагнитные сердечники, в обмотке из медной проволоки.
- Стальной якорь, к которому крепятся сердечники и пластины коллектора.
- Стартерное реле втягивания, обеспечивающее питание устройства от зажигания. С помощью подвижных перемычек и электрических контактов, он также, обеспечивает выталкивание бендикса.
- Обгонная муфта или бендикс. Посредством шестерни цепляния, передает момент кручения маховику.
- Щетки с их держателями, которые проводят напряжение на пластины коллектора, повышая мощность стартера.
Схемы сборок стартеров различных моделей, незначительно, могут отличаться от классической модели. В основном различия бывают в, разъединяющих шестерню, способах. На автомобилях с АКПП стартеры имеют дополнительные катушки, для препятствования самопроизвольного запуска двигателя.
Рабочий процесс стартера
Весь процесс протекает циклично, временной промежуток прохождения составляет 3 -4 секунды. Действия одного цикла условно можно поделить на три этапа:
- Стыковка шестерни с маховиком;
- Непосредственный старт моторчика;
- Отстыковка шестерни от маховика.
Сразу после поворота ключа в замке зажигания, электрический ток с аккумулятора поступает на реле, приводя бендикс в движение. Тот цепляет маховик, при котором замыкается цепь. Вследствие этого, подается напряжение в двигатель, увеличивающий крутящий момент ротора. Его передача на вал автомобильного двигателя, с помощью стыковки с маховиком, постепенно увеличиваясь благодаря воспламенениям нескольких порций топливной смеси, приводит к окончательному запуску мотора. После этого, стартер отключается и больше ни в чем не будет задействован.
Стартеры в автомобилях с дизельными и мощными двигателями усилены редукторами. Это элемент с несколькими шестеренками, который многократно увеличивает напряжение. Использование редукторов дает ряд преимуществ:
- повышенная эффективность;
- потребление слабого электрического тока;
- работает даже при очень низком уровне заряда аккумулятора.
В последнее время широкую популярность получили гибриды стартеров с генераторами.
Не щелкает реле. Сбои функционирования стартера
Важно! Стартер не предназначен для долгой работы. Он потребляет слишком большое количество электрической энергии, а резервы аккумулятора не безграничны. Его запасов едва хватит на 10 – 15 секунд, за которые машина успеет продвинуться максимум на 100 – 120 метров.
В исправно работающем стартере, отчетливо слышится щелчок. Этот звук издает реле, в момент втягивания бендекса. Если не щелкает реле стартера, значит, происходит одна из трех неприятностей:
- Нарушена подача электричества. При том, ток может и быть, однако напряжение будет иметь слишком низкое показание. Проверка проводов и соединений подтвердит (или опровергнет) это подозрение. Однако самой частой причиной становиться разрядка аккумулятора.
- Механические повреждения отдельных элементов стартера. Накопленный износ, повторяющиеся попытки неправильного старта двигателя, игнорирование осмотра этой детали во время очередных ТО – все это усугубляющие факторы механических повреждений.
- Выход из строя реле. Этот факт может подтвердить только профессиональная диагностика.
Есть еще ситуации, не связанные с реле, когда констатируется неисправность стартера. В этом случае должна быть твердая уверенность, что аккумулятор полностью заряжен. Например:
- стартер работает, а маховик не вращается. Причиной становится изношенность венца на маховике. Его замена, а также, прокручивание на несколько сантиметров коленвала, полностью решают эту проблему.
- Иммобилайзеры блокируют электроцепи автомобиля, что делает невозможным активацию стартера (ток не подается). Перед стартом, отключите противоугонную систему.
- Щетки (и щеткодержатели) стерлись. Это, вообще, слабое место стартера. С их помощью передается напряжение на вращающийся ротор. Постоянное трение приводит к быстрому износу.
- Повреждение изоляции обмотки приводит к замыканию в ее витках. Может появиться задымления и неприятный запах гари. Такой стартер не восстановить, без замены обмотки.
- Плохая центровка вала, приводящая к заклиниванию или тугому вращению стартера.
- Износ шестерни приводит к нестыковке бендикса с маховиком. Он просто проскальзывает сквозь зубья, не цепляя их. Проблема решается заменой шестерни.
Самостоятельный ремонт стартера
Устранить незначительные поломки, а также заменить отдельные его элементы, можно своими руками.
- Демонтаждетали. Обесточить стартер, отсоединив его от аккумулятора:
- Снять картер. Сверху (из моторного отделения), выкрутить гайку, держащую стартер
- Отсоединить контакт реле, выкрутить гайку и снять провод и само реле
- Вытащить стартер, открутив нижнюю гайку
- Новую /отремонтированную деталь монтируют обратным путем.
- Нужно извлечь якорь
- Снять крышки, предварительно открутив гайки;
- Вынуть шестерню. Не потеряйте шайбу на валу;
- Если у вас подозрения на поломку шестеренок редуктора, то демонтируйте их, замените новыми и снова закрепите;
- Проверьте опору уплотнителя. Деталь сделана из пластмассы, поэтому подвержена механическим повреждениям. При необходимости замените новой. Не забудьте сменить резиновую прокладку;
- Аккуратно вынув обручи, снять привод;
- Разъединить части рычага. Снять опору вала. Здесь может быть искорежено уплотнительное кольцо.Даже, просто, в профилактических целях замените новым;
- Демонтируйте щетки с держателями и фиксирующими деталями. Изношенные и искривленные элементы замените;
- Осмотрите якорь и коллектор. Отшлифуйте наждачной бумагой все компоненты. Однако если есть выбоины и вмятины, то поставьте новый. Заново запаяйте пины, проверьте обмотку индикатором. Если она перегорела, требуется общая замена;
- Протестируйте движение приводапо валовым шлицам и сам привод. Деформированные и протертые детали нужно сменить;
- Прочистите вал наждачкой. При сильной деформации – заменить;
- Мультиметром протестируйте реле. В случае поломки, поставьте новую деталь;
- Теперь нужно собрать стартер обратно, предварительно смазав необходимые части моторным маслом. Проделайте все манипуляции по демонтажу, но в обратном порядке;
- Закрепите его на законном месте. Ремонт успешно проведен!
Новый стартер стоит недешево. Когда не щелкает реле, перед тем, как решиться на замену стартера, проведите всестороннюю диагностику авто. Это поможет выявить поломку конкретной составляющей конструкции стартера, чтобы ограничится только его сменой. Это значительно удешевит ремонт стартера.
Стартер щелкает, но не крутит: причины и решение проблемы
Многие водители сталкивались с такой неприятной ситуацией, когда стартер не хочет крутить двигатель и заводить автомобиль. И дело не в аккумуляторной батарее, ведь даже попыток сдвинуть с места силовой агрегат не предпринимается. Просто раздается своеобразный щелчок и ничего больше не происходит. В такой ситуации приходится заводить автомобиль с толкача или придумывать иные способы запуска двигателя.
Если стартер щелкает, но не крутит, возможны несколько типов поломок в автомобиле, на которые стоит обратить внимание. Решать данную проблему придется сразу же после возникновения, ведь дальнейшее движение возможно только с работающим стартером. Особенно, когда речь идет о больших автомобилях, пуск которых с толкача невозможен.
Стартер издает несколько характерных щелчков, но не крутит двигатель
Первым вариантом развития ситуации в данном случае будет возникновение нескольких поочередных щелчков. Если прислушаться ближе к агрегату, можно понять, что данные щелчки издает тяговое реле. Это означает, что стартер берет электрический заряд, но ток доходит только до тягового, не проходя к самому механизму раскрутки двигателя.
Подобные проявления воспринимаются водителями, как разряженный аккумулятор. Отсутствие заряда в батарее позволило бы один или два раза лениво провернуть стартер, потому данная проблема в этом случае исключена. Лучше обратите внимание на следующие возможные неполадки:
- неисправно тяговое реле, которое не подает напряжение на сам стартер;
- контакты реле с основной частью стартера слишком неплотные;
- плохая масса от стартера на кузов двигателя;
- неплотный контакт на других клеммах, связанных со стартером.
Помните, что правильная работа устройства обеспечивается только полной работоспособностью электрической системы автомобиля. Достаточно одного небольшого нарушения контакта, и стартер будет щелкать, но не крутить. Потому первым делом при возникновении такой неполадки проверьте все соединения и контакты в стартере. Это поможет вам полностью устранить неполадку или заставить стартер один раз раскрутить и завести двигатель и доехать до диагностического центра.
Стартер издает один мощный щелчок и не крутит двигатель
В такой ситуации перечень неполадок сводится исключительно к самому стартеру. Снова подтверждаем тот факт, что подача заряда до стартера доходит, ведь реле щелкает. Неисправность самого реле исключается, потому что какая-то неполадка блокирует нормальную работу устройства.
Один мощный щелчок и отсутствие дальнейших действий со стороны стартера может быть причиной нестабильного заряда, подающегося на прибор. Попробуйте повторить попытку пуска двигателя несколько раз с интервалом в 15-20 секунд. Возможно, у вас получится завести двигатель. Если этого не произошло, стоит исследовать такие возможные неполадки:
- неисправен бендекс стартера, он заклинил и не дает возможности провернуться всему устройству;
- втягивающее устройство сломалось и не регулирует работу стартера;
- обрыв главной обмотки стартера или замыкание внутри нее;
- щетки или втулки стартера максимально изношены и требуют немедленной замены.
В любой ситуации необходимо обратиться к специалистам для устранения проблемы. Если у вас возникла подобная неисправность, но автомобиль продолжает заводиться со второй, третьей или пятой попытки, необходимо все равно решить данную проблему. Иначе в один прекрасный день стартер перестанет работать и заставит вас искать альтернативные способы запуска двигателя.
Не спешите покупать новый стартер, если столкнулись с такой проблемой. Вполне вероятно, что старое устройство может послужить еще достаточно долго. Нужно просто провести качественное обслуживание и проверить все электрические детали данного модуля.
Как исправить проблему со стартером?
Исправление любой неполадки, связанной со столь важным элементом автомобиля, лучше доверить только специалистам. Они гарантируют качественную диагностику и смогут отыскать неполадку в вашем стартере, что приведет к реальному устранению всех проблем. Если завести автомобиль иным способом не получается, нужно сделать следующее:
- демонтировать стартер с проводами из автомобиля;
- доставить устройство на профессиональную СТО;
- описать сотрудникам сервиса поведение стартера;
- попросить выполнить ремонт максимально оперативно.
Затем необходимо проверить работоспособность стартера еще на сервисе, привезти устройство обратно к автомобилю и монтировать на положенное место. Так вы сможете максимально быстро получить работающий автомобиль и не потерять несколько дней на ремонт стартера.
Видео:
Подводим итоги
Если стартер щелкает, но не крутит, у вас есть несколько вариантов решения проблемы. Сначала необходимо проверить все видимые снаружи контакты и сделать несколько попыток пуска двигателя. Также необходимо попробовать установить массу на кузов автомобиля.
Если же это не поможет, следует вызвать специалистов для ремонта стартера или отвезти устройство в сервисный центр. С помощью таких действий вы сможете вернуть автомобиль в рабочее состояние. У вас возникали когда-либо подобные неисправности со стартером, и как вы из них выходили?
Почему не срабатывает стартер при запуске двигателя?
Чтобы запустить любой двигатель внутреннего сгорания, нужно несколько раз провернуть коленчатый вал. Эту нелегкую задачу выполняет стартовый электродвигатель, питающийся от аккумуляторной батареи. Водителю надо лишь повернуть ключ в замке зажигания. Но рано или поздно автолюбитель сталкивается с ситуацией, когда при попытке запуска стартер щелкает, но не крутит маховик коленвала. Цель данной публикации – рассмотреть причины указанной неисправности и методы ее устранения.
Кратко об алгоритме работы стартера
Без общего понимания принципа работы разобраться в причинах поломки агрегата нереально. Конструкции стартовых устройств могут отличаться в зависимости от модели автомобиля, но функционируют примерно одинаково. Узел включает два основных элемента – электродвигатель, оснащенный планетарным редуктором с приводом включения, и втягивающее реле.
Стартер действует по следующему алгоритму:
- После поворота ключа в замке зажигания первая (втягивающая) обмотка реле двигает шток с вилкой на конце.
- Вилка тянет рычаг привода включения (бендикса), чья шестерня входит в зацепление с зубчатым венцом маховика. Одновременно внутри реле замыкаются контактные диски (на жаргоне – пятаки), подающие питание ко второй удерживающей обмотке. В этот момент слышно, как щелкает стартер.
- Дальнейший поворот ключа в положение «старт» приводит в действие электродвигатель, вращающий через редуктор, бендикс, маховик и коленчатый вал силового агрегата.
- Когда мотор запущен, водитель отпускает ключ. Питание удерживающей обмотки прекращается, пятаки размыкаются. Возвратная пружина откидывает назад шестеренку привода включения, выводя ее из зацепления, и вилку втягивающего реле.
Команда на включение стартера передается от замка зажигания через другое реле, чьи контакты замыкают основную электрическую цепь. Ведь мощный электромотор нельзя напрямую соединить с клеммами замка.
Справка. Даже в обычных условиях запуска ток в цепи стартового устройства довольно велик – около 70 ампер. Если вращение коленвала затруднено, то сила тока может достигать 200 А. Поэтому причины, из-за которых не заводится двигатель, могут скрываться в механической и электрической части агрегатов.
Проблемы с питанием от аккумулятора
В электрических цепях питания и управления включением стартера могут возникнуть такие неполадки:
- Заряда батареи хватает только на срабатывание втягивающей обмотки реле. После поворота ключа в положение «старт» раздается щелчок, но жужжание электромотора отсутствует, а лампочки на приборной панели притухают. Иногда слышится серия безрезультатных щелчков.
- Неисправность в замке зажигания либо реле управления. Бендикс щелкает, но стартер не срабатывает.
- Слабый контакт в соединениях силовой цепи.
В первой ситуации достаточно зарядить либо заменить аккумулятор, чтобы пусковое устройство начало функционировать. Однако стоит разобраться, почему произошел разряд и устранить причины, иначе вы рискуете столкнуться с подобной неприятностью где-нибудь в дороге.
Определить поломку замка зажигания либо управляющего реле довольно просто: установите рычаг переключения передач в нейтральное положение, возьмите толстый провод и соедините «плюс» аккумуляторной батареи напрямую с силовым контактом стартера. Жужжание электродвигателя даст понять, что следует заменить контактную группу замка или реле управления.
Совет. Если автомобиль не заводится из-за замка зажигания, можно запустить силовой агрегат вышеуказанным способом – включить зажигание и подсоединить стартовый электродвигатель напрямую.
При окислении аккумуляторных клемм и прочих неполадках в силовой цепи силы тока недостаточно для срабатывания стартера, хотя в целом электропитание подается. Почистите клеммы и другие контакты силовых кабелей, чтобы устранить неполадку.
Неисправности тягового реле
Если аккумуляторная батарея и провода питания в порядке, необходимо проверить работоспособность втягивающего реле, чей корпус прикручен к стартовому электромотору. Что следует сделать:
- Отыщите на торце агрегата 3 контакта – два больших и 1 маленький. Большие клеммы – это вход питания от батареи и выход к электродвигателю (зачастую соединен металлической пластиной). Третий контакт – управляющий.
- Возьмите рожковый ключ средних размеров либо кусок толстого кабеля и замкните две больших клеммы напрямую. Проследите, чтобы не коснуться третьего контакта или массы автомобиля.
- Если стартер запустился, смело демонтируйте и разбирайтесь с реле. В противном случае виноват стартовый электромотор.
Корпус втягивающего устройства бывает разборным и цельным. Последнее придется выбросить и заменить на новое. Разборный агрегат подлежит восстановлению, но далеко не всегда. Есть несколько причин, из-за которых тяговое не работает и почему не крутит стартер:
- подгорели дисковые контакты – пятаки;
- пришла в негодность одна или обе обмотки;
- механическая неисправность штока и вилки.
Зачистка пятаков – не проблема, но контакт восстановится ненадолго. Производители наносят на поверхности дисков специальный сплав, препятствующий подгоранию. Зачистка снимет этот слой и пятаки под воздействием большого тока снова обгорят.
Нерабочие обмотки часто выдают себя запахом горелой изоляции. Если обрыв произошел внутри катушки, устройство меняется целиком. Наружный разрыв устраняется, но лучше отнести реле толковому автоэлектрику.
Неполадки стартового устройства
Существует целый ряд неисправностей, из-за которых стартер не крутит коленчатый вал при исправном втягивающем механизме:
- окончательно износились щетки, передающие питание вращающемуся ротору;
- внутри отгорел «плюсовой» провод;
- межвитковое замыкание либо обрыв внутри обмотки;
- ротор заклинивает из-за разбитых втулок;
- износ зубьев бендикса.
Половина перечисленных неполадок устраняется на станции технического обслуживания или самостоятельно в гараже, если автолюбитель имеет соответствующие навыки. Для ремонта стартовый мотор придется снять с машины, открутив агрегат от фланца коробки передач.
На агрегатах отечественного производства и некоторых импортных изделиях щетки можно поменять. Восстановить отгоревший провод тоже нетрудно – нужно разобрать стартер и надежно спаять проводники, используя в качестве изоляции термоусадочные трубки.
Перегорание и обрывы внутри обмоток не восстанавливаются, проще купить новую запчасть в сборе. Механические поломки – изношенные зубья и втулки дают о себе знать скрежетом и треском при запуске двигателя. Первая проблема решается заменой бендикса, вторая – установкой новых втулок при условии, что на валу нет критического износа.
Еще одна механическая неисправность – естественный износ зубьев на венце маховика – тоже характеризуется скрежетом либо холостым жужжанием стартера. Шестеренка бендикса проскальзывает и коленчатый вал не крутится. На отечественных авто вопрос решается практически бесплатно: нужно снять коробку передач и маховик, нагреть его и сбить венец. Поскольку зубцы истираются лишь наполовину, элемент переворачивается другой стороной и снова насаживается на маховик. Перед запрессовкой венец прогревается газовой горелкой.