Что делать если пробил колесо в яме
Что делать если пробил колесо в яме на дороге
Плохим состоянием дорожного полотна сегодня никого не удивить. Убоины и ухабы на дорогах – распространенное для России явление. Проблема обостряется по весне, когда появляется большое количество воды. Причины ее появления могут быть самыми разными, это отдельная тема. В этом же материале мы поговорим о том, что делать, если пробиваете колесо в яме. Как правильно зафиксировать происшествие, куда обращаться и с кого требовать компенсацию. Теперь обо все детальней.
Юридический аспект вопроса
Прежде чем думать, куда обращаться при больших ямах на дороге, определим, как определить проблему. До такого попадания авто двигалось по дорожному полотну, а после него получило повреждения. На лицо все признаки ДТП, значит пробивание колеса после попадания в яму – авария.
Акция. Консультация Автоюриста 2500 рублей БЕСПЛАТНО до 21 марта
В п. 1.2 ПДД дается определение ДТП, исследуя которое можно определить. Что пробитое колесо – последствия аварии, имеющей место при движении автомобиля по дорожному полотну.
Можно ли ехать на пробитом колесе? Однозначно нет. Так как попадание в яму – ДТП, то и действовать надо соответственно. Первым делом пострадавшему водителю нужно вызвать сотрудника ГИБДД.
Внимание! Вызвать инспекторов можно позвонив на номер 102.
Оформление аварии при попадании в яму
Попал в яму на дороге что делать? Первым делом правильно оформить аварию. Сделать это без участия сотрудников ГИБДД не получится, так как есть всего один участник происшествия. До приезда инспекторов нужно собрать доказательную базу, которая поможет возместить ущерб.
Чем больше фактов вы зафиксируете, тем больше шансов у вас будет доказать свои права в суде. Фото будет использовано как косвенное доказательство.
Куда обращаться в ситуации, когда яма на дороге стала причиной повреждения вашего авто, мы поговорим позже. А пока разберемся, как фиксировать аварию. Итак, что нужно сделать до приезда инспекторов? Прежде всего, нужно найти свидетелей происшествия и взять их контакты, чтоб при необходимости они смогли подтвердить происходящее.
Второй шаг – фотографирование места ДТП. На кадрах нужно зафиксировать:
- адрес ДТП, можно сфотографировать табличку с номером дома, названием улицы;
- номерной знак и сам автомобиль;
- полученные повреждения машины;
- саму яму, ставшую причиной ДТП;
- отсутствие вблизи знаков, предупреждающих о наличии аварийной ямы.
На заметку! Размеры ямы на дорожном полотне не должны превышать 60 см в ширину, 15 см – в длину. Предельная глубина ухаба – не более 5 см. Это требования ГОСТ Р 50597-93.
Что делать если пробил колесо и приехали сотрудники ГИБДД
Прежде всего, нужно проверить, превышают ли размеры ямы допустимые параметры. Для этого нужно ее измерить. По приезду инспекторов следует проверить оформленный протокол. Нужно убедиться в том, что инспектор правильно зафиксировал размеры ямы, предусмотрел отсутствие предупреждающих знаков.
Внимание! Если ухаб, спровоцировавший повреждения авто, соответствует хоть одному из обозначенных показателей, то шансы на выигрыш высокие.
Ямы на дорогах — куда жаловаться
Будут иметь место тяжбы, на кого подавать иск и с кем судится, если понес удар материального и морального характера? Итак, пробил колесо на дороге, нужно обращаться в суд. Чтоб возместить ущерб нужно жаловаться на ответственную организацию, отвечающую за конкретный участок дорожного полотна.
Ст. 12 КоАП оговаривает ответственность компаний, отвечающих за надлежащее качество дорожного полотна.
Итак, куда обращаться по вопросу ям на дорогах? По поводу такой проблемы нужно будет направить обращение в саму ответственную компанию. Делается это для добровольного возмещения ущерба. В прошении нужно учитывать сумму ущерба + стоимость независимой экспертизы.
Если возмещения не предоставлено, выплачено оно не в полном объеме, то тогда – обращение в суд. Пишется исковое заявление в случае, если был документальный отказ в выплате, не было реагирования на проблему в принципе.
- Вопрос: Как быть с ямой на дорогах, кто отвечает за последствия от них?
Ответ: Обслуживающая эту часть дороги организация, за несоблюдение требований безопасности, может нести ответственность в виде административного штрафа.- Вопрос: Какая сумма госпошлины при взыскании компенсации от аварии при ямах?
Ответ: Если цена иска до 20 тыс., то 4% и не менее 400 рублей. 20-100 тыс. руб. – 800 руб. + 3% от суммы что выше 20 тыс.- Вопрос: Как оценить сумму ущерба?
Ответ: Нужно провести независимую экспертизу.
Как заставить чиновников заплатить за пробитое колесо? (инструкция)
Я часто рассказываю о своей борьбе с дорожными ямами в новостных сюжетах ухтинского ТВ (см. сюжет на ютубе), на городском форуме Ухта24 (тема “Дайте денег на ремонт дорог”) и в печатных СМИ (например, статья ухтинского еженедельника НЭП), не говоря уже об этом блоге. Суть моей деятельности заключается в написании жалоб в правоохранительные органы на нерадивых чиновников. Дело это муторное и отнимает много свободного времени.
Но в этой борьбе за ровные дороги может принять участие любой автомобилист. Для этого достаточно проявить принципиальность в вопросе сохранения своего семейного бюджета. Если Вы пробили колесо в яме на дороге, то не стоит бежать в шиномонтаж, поджав хвост. Вы имеете 100-процентный шанс отсудить у владельца дороги компенсацию за пробитое колес, а также за поврежденную подвеску своего любимого авто. Для этого нужно потратить немного больше времени, а также несколько тыс рублей, которые вернут Вам по решению суда.
Владельцам полиса КАСКО радоваться особо нечему. Как правило, страховая компания не возмещает ущерб за пробитое колесо, если кроме резины не были повреждены еще минимум две детали авто.
Итак, на примере одного ДТП я расскажу Вам, как получить назад деньги за пробитое колесо и ремонт машины.
ИНСТРУКЦИЯ: (ссылка для скачивания в конце этого поста)
1. Девушка Таня, проезжая по ул. Сенюкова (рядом с домом № 10), попала в глубокую яму и пробила сразу оба колеса своей драгоценной девятки.
2. Татьяна включает «аварийку» и выставляет знак аварийной остановки (за 15 метров до места ДТП в городе, и за 30 метров – за городом). Это не только поможет другим водителям, но и сэкономит ей немного денег – отсутствие знака аварийной остановки карается штрафом в размере 1000 руб.
Тут моей героине повезло – я проезжал мимо и, заметив два пробитых колеса, решил ей помочь. Об этом случае девушка недавно рассказала горожанам наhttps://www.nepsite.ru/node/23165 страницах ухтинской газеты.
3. Теперь звоним в дежурную часть ГИБДД (тел. в Ухте 77-05-87) и сообщаем о ДТП. Чем раньше Вы это сделаете, тем меньше часов придется ждать наряд ДПС. Советую уточнить у держурного, как долго Вам ждать наряд и сколько ДТП перед Вами в очереди на оформление.
4. Пока ехали гаишники, мы измерили яму в длину, ширину и глубину. Помните, что по ГОСТу Р-50597-93 размеры ямы на дороге не должны превышать 15 см в длину (измеряется вдоль проезжей части), 60 см в ширину и 5 см в глубину. Для измерения Вам понадобится рулетка и уровень. Я понимаю, что Вы не носите с собой в карманах рулетку с уровнем, но купить их все-же стоит. Если заранее не обзавелись, то до приезда ГИБДДшников у Вас будет на это время.
Если нет возможности найти рулетку и уровень, то обязательно позвоните по горячей линии “Взаимопомощи на дорогах” 8-912-103-33-33 . Эта организация добровольцев действует не только в Ухте, но и в других городах Республики Коми. Позвоните и скажите, что попали в ДТП, и Вам нужна рулетка и уровень замеров места аварии. Можете не верить, но Вам привезут их!
5. Когда приехал экипаж ГИБДД, Татьяна пояснила гаишникам обстоятельства происшествия. Будьте готовы ответить на такие вопросы, как:
– скорость движения Вашего авто в момент ДТП. До приезда ДПС пройдите до ближайшего перекрестка в обратную сторону относительно движения Вашего авто и убедитесь в отсутствии знаков, приведенных ниже. Это важно, так как действие знаков ограничения скорости распространяется от места его установки и до ближайшего перекрестка (если иное не указано на знаке). Также, убедитесь в отсутствии знаков “неровная дорога” и “ремонтные работы”.
В нашем случае Таня выезжала с кольца в горку, поэтому скорость была небольшой (около 40 км/ч) .
– время происшествия (можно примерно);
6. Сотрудники ДПС составили справку о ДТП, в которой записали данные Татьяны и ее машины, дату, время и место ДТП. Были описаны поврежденные детали авто и т.д. Копию справки должны выдать Вам сразу после подписания.
Также с Ваших слов будет составлено “объяснение” обстоятельств ДТП. В нем должно быть подробно написано что, где и как произошло. Если сотрудник ДПС с Ваших слов не запишет в бланк объяснения такие факты, как:
– наличие/отсутствие знаков ограничения скорости, и других ограничивающих/предупреждающих знаков.
Ограничений в нашем случае не было (разумеется, 60 км/ч по городу никто не отменял:);
– размеры ямы (ширина, длина, глубина) или других неровностей на дороге (торчащие люки, решетки, пни, арматура и т.д.);
то Вы собственноручно должны вписать эти данные в объяснение в то место, где заканчивается запись гаишника.
Наша яма была 1.8 м в ширину, 2 метра в длину и 14 см в глубину.
Обращаю Ваше внимание на то, что Вы должны настаивать на измерении ямы или иной неровности дорожного полотна. Если ям было много – пускай измеряют и вносят в объяснение размеры всех ям. Если ямы не будут измерены и не будет составлен акт осмотра состояния дорожного полотна, то суд Вы проиграете.
Если сотрудники отказываются измерять и фиксировать ямы, то сфотографируйте или снимите на видео то, как Вы сами измеряете ямы. В суде это послужит доказательством вины хозяина дороги.
Кроме всего прочего в “объяснениях” должны указать двух свидетелей. Помните: свидетелями ДТП по законодательству РФ могут быть даже Ваши близкие родственники (о таких мелочах ГИБДДшники зачастую не знают).
7. Далее сотрудник ДПС должен выдать Вам определение об отказе в возбуждении административного дела.
Вы спросите, какое дело? Ответ прост: ГИБДД может обвинить Вас в нарушении пункта 10.1 ПДД, в котором четко прописано: “Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.”.
Т.е. Вас могут обвинить в том, что Вы по своей невнимательности попали в яму. Поэтому настаивайте на выдаче такого определения. Иначе Вам придется обжаловать обвинения сотрудников в судебно порядке. А это немного затягивает процесс выбивания компенсации из кошелька владельца дороги.
Татьяна получила такое определение сразу же в машине ДПС:
8. Если Вы подозреваете, что не только колесо пробили, но и повредили колесный диск или другие части авто, то смело вызывайте эвакуатор и везите машину на СТО. Услуги эвакуатора Вам тоже легко вернут по решению суда. Для суда Вам потребуется квитанция от службы эвакуаторов (ее можете получить, созвонившись на следующий день с диспетчером той службы, куда звонили).
У Татьяны были пробиты правые колеса, погнуты литые диски, а также поврежден правый шрус. Поэтому мы вызвали эвакуатор и отвезли машину на СТО.
7. Созвонитесь с экспертом-оценщиком, для проведения независимой экспертизы. Пригласите эксперта на СТО, чтобы он сам лично осмотрел повреждения авто. Услуги эксперта-оценщика Вам обойдутся в несколько тыс. руб. – эти деньги Вы тоже без труда получите по решению суда. С экспертом советую созвониться заранее, пока Вас оформляют гаишники.
Ни в коем случае не ремонтируйте резину на шиномонтаже и машину на СТО до осмотра эксперта! Все повреждения должны быть сфотографированы оценщиком до начала ремонта. А вот после оценки можете приступать к ремонту резины (или авто) и обязательно сохраните все чеки оплаты услуг шиномонтажа и СТО.
8. На следующий день после ДТП напишите заявление в ГИБДД с просьбой выдать копию “Акта осмотра состояния дорожного полотна в момент ДТП”. Форму заявления можете скачать по этой ссылке.
Это заявление можете либо отправить в ГИБДД почтой (адрес ГИБДД Ухты – 169300 ул. Моторная 1/9), либо принести им в приемную.
Ниже скан заявления Татьяны, пробившей колеса на ул. Сенюкова:
9. Обратитесь к юристу за помощью после получения акта осмотра дороги и независимой оценки. Услуги юриста Вам также придется оплатить до суда. Но не переживайте – эти деньги Вам тоже вернет хозяин дороги. На своем личном опыте я несколько раз убеждался в том, что с адвокатом отстаивать свои права в суде намного легче. А вот без юриста велика вероятность проиграть суд.
Шансы выиграть дело в суде высоки, поскольку Верховный Суд дал разъяснение судам низших инстанций о том, что доводы в стиле «водитель должен ехать с такой скоростью, чтобы имелась возможность вовремя обнаружить выбоины, представляющие опасность для движения» и принять меры «вплоть до остановки» не могут являться доказательством невиновности представителей дорожных организаций. Особенно в тех случаях, когда на дороге нет знаков, предупреждающих о плохой дороге.
Бывают случаи, когда владелец дороги выплачивает компенсацию до подачи иска в суд. Для этого надо обратиться с письменной претензией к владельцу дороги. Даже если формально владельца дороге нет, за поврежденное авто будет расплачиваться администрация Вашего муниципалитета – в соответсвтии с законодательством РФ.
Вы спросите “зачем мне это всё? отремонтирую колесо на шиномонтаже и поеду дальше. “. И здесь все зависит от Вашего материального благополучия. Вот например, у меня одна покрышка стоит 6.5 тыс руб. И я не готов просто так терять эти деньги. Да и пробитое колесо после ремонта, зачастую, имеет грыжу. А с грыжей ездить опасно..
Пожалуй, это всё, что Вам нужно сделать самому. Все остальное за Вас сделает Ваш адвокат =)
Вот ссылка на электронную версию этой инструкции. Обязательно распечатайте и возите ссобой в машине.
Если у Вас возникнут вопросы – не стесняйтесь – пишите мне на мыло [email protected], либо в комментариях к этой теме. Отвечу всем!
Удачи на дорогах!
P.S.: Проект РосЯма-Ухта существует на деньги неравнодушных жителей Ухты.
В прошлом году мне удалось собрать определенную сумму на канцелярские расходы на борьбу с ямами.
В этом году я решил собирать пожертвования не только на конверты, но и наспециальную дорожную линейку (типа такой) для измерения колейности и других неровностей на дороге. Ну и на бензин много денег уходит..
Даже 50 рублей очень помогут проекту – именно столько стоит отправка одного заказного письма с жалобой в ГИБДД или прокуратуру.
.
Если Вы хотите поддержать проект, можете перечислить деньги любым удобным для Вас способом:
1) Перевод на мой мобильный номер 8-904-273-48-52 (ТЕЛЕ2)
2) Электронный кошелек YandexДеньги – 41001587748449
3) Электронный кошелек Web-Money – R630785348648
4) Номер банковской моей карты 4276-2800-1134-9328 (Сбербанк России)
Для перевода с карты Сбербанка можно просто отправить sms на номер 900 с текстом: Перевод 9042734852 100 (данный пример для перевода 100 рублей).
Для перевода со счета другого банка используйте следующие реквизиты:
ИНН банка: 7707083893
БИК: 048702640
К/сч: 30101810400000000640
№ номер л/счета 4081 7810 5281 9001 1336
Получатель – Хакимзянов Роман Владимирович
Мой твиттер – @RosYamaUhta
Благодарю за поддержку!
Уведомления
Смотри и читай!
Мы возобновили рассылку новостей
Страна рекомендует!
Теперь на Е1.RU cамые интересные новости страны! Важные публикации и резонансные новости других городов “Сети городских порталов” вы можете читать в специальном разделе “Рекомендуем”.
Все новости
В Марокко из-за коронавируса застряли сотни российских туристов, среди них есть екатеринбуржцы
Владимир Путин подписал указ о назначении голосования по поправкам в Конституцию на 22 апреля
Умер российский писатель и политический деятель Эдуард Лимонов
За сутки в России выявлен 21 случай заболевания коронавирусом
Главное про коронавирус в Екатеринбурге за этот день в четырех картинках
Из-за коронавируса в Екатеринбурге прекращают работать Оперный театр и цирк
Начали с главного: для Универсиады в Екатеринбурге проектируют канализацию
Областные власти завели телеграм-канал, чтобы рассказывать о ситуации с коронавирусом
Пассажиров, прилетевших в Екатеринбург с больной коронавирусом, госпитализируют в больницу
Первая екатеринбурженка, заболевшая коронавирусом, подхватила его во время круиза по Средиземному морю
В России делают полтора миллиона масок каждый день. Мы узнали, когда они дойдут до аптек
Федеральный Роспотребнадзор подтвердил, что в Екатеринбурге есть зараженный коронавирусом
В больнице № 40 в Екатеринбурге ограничат доступ для посетителей из-за коронавируса
«Заткнись и ешь свою туалетную бумагу»: интернет закидал коронавирус мемами
«Продолжает кричать, что убьет детей»: в Кольцово на девятилетнего ребенка и его маму напала соседка
В Екатеринбурге обнаружили первый случай заражения коронавирусом
Кадровик Ольга Новгородова: «Только вы виноваты, что после сорока не можете найти работу»
«АльфаСтрахование» предложила горожанам застраховаться от нового вируса
В парке Маяковского откроется летнее кафе с экотеплицей: показываем, каким оно будет
Женщина, на которую пьяный мужчина напал с ножом в Светлом, скончалась в больнице
Программиста Александра Литреева, которого задержали с таблетками экстази, отпустили из СИЗО
В мэрии предложили перевести на дистанционное обучение ребят из музыкальных и художественных школ
Почему дом в Кунаре нужно признать памятником вопреки воле хозяев: мнение историка-общественника
Важный кубковый матч «Урала» отменили во второй раз. Теперь из-за коронавируса
Правительство РФ будет следить, чтобы всем хватило гречки (про туалетную бумагу молчат)
В Екатеринбурге появились интернет-мошенники, продающие людям носовые платки вместо защитных масок
Областная ГИБДД раскрыла, сколько камер ставят на треногах вдоль свердловских трасс
Жители Академического остались без прописки из-за переименования улицы, на которой они живут
Екатеринбурженке ростом 108 сантиметров предложили работу после публикации на E1.RU
«Закупай сейчас — используй летом»: уральская компания предложила «вчерашние» цены на стройматериалы
В департаменте образования Екатеринбурга объяснили, почему одни школы закрылись, а другие — нет
В лесу рядом с екатеринбургским кладбищем решили построить апартаменты
Авто: «Двигаемся плавно, копим кеш»: как сэкономить на топливе
Чего ждать: чем коронавирус отличается от сезонного гриппа
Спикер гордумы обвинил нескольких депутатов в лоббировании «коммунальной фракции»
Гаишники решили завесить камерами все въезды в Екатеринбург
Авто: «Подставлялся под машины»: нашлись новые пострадавшие в ДТП с подозрительным Nissan
Депутаты гордумы разрешили бизнесменам ставить в Екатеринбурге ларьки разных размеров и форм
В Ленинском суде назвали дату начала судебного процесса по делу Владимира Васильева
Группа разбора: водитель BMW X5 наказал дорожников на полмиллиона за метровую яму на Объездной
Рассказываем, как и с кем судиться, чтобы возместить ущерб от плохих дорог
Снег растаял — и на дорогах вас ждут коварные ямы
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU
Каждую неделю в рубрике «Группа разбора» вместе с нашими экспертами мы рассматриваем различные ситуации, в которые попадают автомобилисты. Это могут быть спорные аварии, проблемы со страховыми компаниями или разногласия с сотрудниками ГИБДД.
В сегодняшнем выпуске разберемся в теме, которая особенно актуальна весной, когда ровные дороги куда-то деваются, и выясним, как возместить ущерб, если повредили автомобиль из-за большой ямы или открытого люка.
В мае 2016 года Виктор возвращался в Екатеринбург после нескольких дней на природе. Дом был уже совсем близко, но на пути оказалась яма на Объездной дороге. Виктор пробил все четыре колеса на BMW X5. Удар был такой силы, что повредило подвеску.
Как правильно взыскать ущерб?
Никто из юристов не скажет, с какой суммой ущерба стоит идти в суд. Есть автомобилисты, которые готовы судиться даже из-за одного колеса, так как для них это дело принципа. Но надо понимать, что иски в России рассматривают долго, да к тому же практически всегда решение первой инстанции оспаривают. В результате тяжба займет минимум четыре месяца — а может растянуться и не на один год.
До ремонта на Объездной было много ям
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU
1. Надо обязательно вызвать инспекторов ГИБДД и оформить ДТП
Виктор сразу решил, что будет взыскивать ущерб с дорожников, а потому он вызвал инспекторов и оформил аварию.
— Бывает, гаишники говорят, чтобы водитель сам замерял размер ямы и приезжал в отделение, — рассказывает Олег Таратухин, руководитель фонда помощи пострадавшим в ДТП. — Это неправильно. Но чаще всего приезжают, поскольку такая обязанность у них есть. Именно сотрудники ГИБДД должны произвести замеры ям, а не сам водитель. Они должны составить акт о неудовлетворительных дорожных условиях.
Это звучит довольно странно, но в ГОСТе есть указание, какой размер ямы допустим: по длине — 15 см, по ширине — 60 см, по глубине — 5 см. Если хотя бы по одному параметру есть превышение, то появляется право взыскать ущерб.
Вот так выглядит акт о неудовлетворительных дорожных условиях. Обязательно требуйте, чтобы инспектор его оформил
На Объездной глубина выбоины составила 12 см, ширина — 1,1 м, а длина — 1,7 м. Но это только одной. В судебном решении описание ям занимает треть страницы.
2. Провести независимую оценку ущерба
Виктор привез BMW на стоянку на эвакуаторе. Теперь ему предстояло провести независимую оценку ущерба. При этом надо обязательно вызвать представителя компании, которая отвечает за содержание конкретной дороги.
— Если ДТП произошло в Екатеринбурге, то мы приглашаем представителя администрации района, — пояснил Олег Таратухин. — Найти конкретного владельца очень сложно. Именно поэтому мы изначально подаем иск к администрации, а уже в процессе они приносят документы о том, кто именно обслуживает участок.
Оценку проводят по среднерыночным ценам. Они, конечно, ниже, чем у дилеров, но этой суммы обычно хватает на ремонт, если покупать запчасти в интернет-магазинах.
В итоге ущерб BMW Виктора по независимой оценке составил внушительные 643 304 рубля. К примеру, только передние диски стоят по 55 тысяч, задние — по 62 тысячи, рулевая рейка на BMW X5 — 244 тысячи, амортизатор — 21 тысячу и так далее.
3. Обратиться с иском в суд, выиграть и получить деньги с владельца дороги
Надо быть готовым к тому, что суд продлится очень долго и потребуется вложиться деньгами: экспертиза стоимостью от 3 тысяч рублей, госпошлина (она рассчитывается по сложной формуле, которая в случае Виктора составила 8700 рублей), расходы на выписывание доверенности и юристов. Но часть затрат после победы в суде получится вернуть.
— Обычно ответчик пытается сделать крайним водителя. Они ссылаются на пункт 10.1 ПДД, в котором говорится, что скорость должна соответствовать дорожным условиям. Но это все ерунда. Даже если водитель превысил скорость, то в любом случае причиной ДТП стала яма, — говорит Олег Таратухин.
В случае с Виктором ГИБДД указала, что водитель «неправильно выбрал скорость, обеспечивающую безопасность дорожного движения и допустил наезд на препятствие».
Именно поэтому суд удовлетворил иск, но часть вины возложил на водителя, а потому он получил только 70 процентов от той суммы, которую требовал. В итоге вышло 483 751 рубль и 43 копейки.
— Такая практика, что часть вины возлагают на водителей, пошла с 2017 года. До этого обычно возмещали 100 процентов ущерба. Пропорция берется судьей совершенно субъективно. Нигде нет никаких расчетов, как правильно это делать, — рассказал Олег Таратухин.
Дорожники пытались оспорить решение по делу Виктора в областном суде, но безуспешно. Проблем с получением денег обычно не бывает, так как дороги чаще всего содержат бюджетные организации.
Ранее мы писали, как житель Екатеринбурга взыскал с мэрии 163 тысячи рублей за колею на дороге. Автомобиль Kia Rio он повредил в конце января 2016 года на улице Онуфриева. А до этого женщина отсудила 250 тысяч рублей за колею на проезжей части на Вторчермете.
В прошлых выпусках «Группы разбора» мы выясняли, кто виноват в аварии на ВИЗе, анализировали ДТП на Объездной. Рассказывали об опыте екатеринбуржца, который защитил свой двор от автохамов, установив запрещающие парковку знаки. Теперь нарушителей там увозят на эвакуаторе.
Также мы опубликовали инструкцию о том, как правильно оформить ДТП без многочасовых очередей в ГИБДД. И проанализировали странный штраф, который выписал инспектор ДПС за непропуск пешехода.
Как быстро нужно ехать, чтобы на яме не пробить колесо?
Некоторые водители стараются проходить длинные дуги с заметной боковой перегрузкой. Автомобиль сильно налегает на внешнее переднее колесо, и шина повизгивает протектором. Этот звук и леденит кровь, и тешит самолюбие пилота. Но если в этот пограничный момент шина вдруг потеряет давление – жди беды.
Высокий крутящий момент срывает потерявшую давление резину и треплет ее, как тряпку. Управляемость ухудшается. Далее ситуация развивается непредсказуемо, в зависимости от модели автомобиля, его скорости и типа привода. Может занести корму или наоборот, передок с искрами из-под голого диска уйдет в снос. В общем, ничего хорошего. Поэтому прохождение внезапно попавшейся ямы – большое искусство, которое требует настоящего мастерства.
Дорожные дефекты появляются всегда неожиданно. Гладкий новый асфальт без предупреждения сменяется дырявыми участками, где можно не только лишиться резины, но и расколотить литые диски, а еще помять пороги. Поэтому по незнакомым дорогам лучше не летать сломя голову – в особенности у нас в стране, где из-за климата и нечистых на руку дорожников сюрпризы поджидают на каждом шагу. Однако если эмоции все же взяли верх над здравым смыслом, водитель перебрал со скоростью и прозевал начало разбитого участка, дальше нужно придерживаться трех простых правил.
Во-первых, на ямах нельзя тормозить. Бывает, что водители пугаются грохота подвески и инстинктивно бьют по педали, чтобы сберечь амортизаторы и покрышки. Но такими действиями они лишь усугубляют ущерб.
Ведь при резком торможении автомобиль клюет носом. Силы инерции нагружают передние колеса и прижимают их к земле. Амортизаторы и пружины сжимаются, вырабатывая ход штока. Если в этот момент влететь в другую ямку, погасить энергию удара упругие элементы подвески уже не смогут. Вся его сила обрушится на буферы отбоя и покрышки. Естественно, резина или приобретет грыжу, или лопнет, как воздушный шарик.
Кроме того, на разбитых участках дороги нельзя активно маневрировать, до упора выкручивая колеса при объезде препятствия. Сзади может оказаться обгоняющий автомобиль, который может не успеть среагировать на ваши резкие выкрутасы. К тому же вывернутые колеса встречают острые края дыр мягкими боковинами, которые не могут держать удар и подламываются, отрываясь от диска. Шина теряет герметичность и давление. Тогда об асфальт бьется уже диск и теряет форму. В итоге приходится парковаться на обочине и доставать из багажника запаску.
Поэтому тормозить лучше всего задолго до ям, сбрасывать скорость примерно до 55-65 км/ч и встречать неровности с «прямыми» колесами, не виляя из стороны в сторону.
Примерно за 3-5 метров до дефектов асфальтового полотна нужно отпустить педаль тормоза и даже нажать на газ – примерно на треть хода педали. Если в этот момент взглянуть на край капота, то можно заметить, как нос автомобиля приподнимается. Колеса разгружаются, а амортизаторы освобождают штоки. Подвеска разжимается и может переварить гораздо большую ударную нагрузку, чем при торможении.
Самая опасная скорость для прохождения асфальтовых ям – это 35-40 км/ч.
При ней колесо успевает провалиться вниз, и покрышка встречает острую кромку неровности не по касательной, а в лоб, почти под углом 45 градусов. В этом случае почти вся энергия удара передается шине, диску и подвеске. А этого допускать нельзя.
Гораздо лучше увеличить скорость так, чтобы колесо успело перескочить через неровность, получив лишь скользящий удар. Если нарисовать векторную схему приложенных к колесу сил, видно, что с ростом скорости результирующий вектор перемещается к внешней поверхности колеса. Не зря в народе говорят: «больше скорость – меньше ям».
Однако нельзя забывать, что импульсы тел на больших скоростях тоже растут. Пусть они и направлены по касательной, но неподрессоренные массы все равно испытывают возрастающие ударные воздействия. Подвеска барабанит на кочках на всю катушку! Поэтому 70-80 км/ч на ямах лучше не превышать. Иначе с ростом скорости на резине тоже могут появиться грыжи.