Статистика продаж грузовых автомобилей 2018
Но это оттягивает спрос с будущих периодов
Рынок новых грузовиков в январе показал двукратный рост на фоне более сдержанных тенденций в сегментах легковых и легких коммерческих автомобилей. Однако аналитики полагают, что спрос в сегменте перетягивается с будущих периодов — клиенты активно заказывали автомобили в конце 2019 года по старым ценам, и те только сейчас отражены в статистике. Доля автомобилей, заказанных до увеличения цен из-за роста утильсбора, в статистике января может достигать почти половины. Позитивное влияние на продажи могли также оказать курсовая стабильность до спада, вызванного эпидемией коронавируса, и нацпроекты.
В январе рынок новых грузовиков вырос на 18,6%, до 6,1 тыс. штук, подсчитали в «Автостате». Лидером сегмента остается отечественный КамАЗ, продажи которого выросли значительно ниже рынка — на 3,3%, до 1,9 тыс. штук. Реализация грузовиков другого российского концерна — группы ГАЗ — выросла на 18%, до 615 проданных машин. Лидером по объемам продаж среди иномарок оказался Volvo, увеличивший продажи сразу на 69,8%, до 494 штук. Далее следуют Man (рост на 42,6%, до 412 штук) и Mercedes-Benz (рост на 60,4%, до 369 штук). Самый быстрый рост в топ-10 показал DAF — на 92,6%, до 208 машин. При этом в минусе оказалась Scania, продажи которой упали сразу на 24,5%, до 363 штук. Также отрицательная динамика у МАЗа — на 18,8% (267 машин). По итогам 2019 года сегмент сократился на 2%, до 80,7 тыс. машин.
В среднем ставки утильсбора на грузовые автомобили с 1 января выросли на 17,46%. Больше всего утильсбор увеличен для седельных тягачей массой от 12 до 20 тонн — сразу на 66,8%. Как писал “Ъ” 7 февраля, отгрузка заказанных в 2019 году автомобилей поддержала и продажи легковых автомобилей.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что накануне роста цен клиенты действительно могли стремиться купить автомобиль прошлогоднего выпуска. Фактически это спрос, который перераспределился с будущих периодов, заключает аналитик, говоря об отсутствии других объективных позитивных факторов. Кроме того, благоприятно на продажах грузовиков отразился сильный рубль (эффект от коронавируса не так давно оказал влияние на курсы валют), а также оптимизм клиентов в связи с реализацией нацпроектов, считает коммерческий директор Volvo Trucks Евгений Жевако.
Отгрузки Iveco в сегменте грузовиков остались на уровне января прошлого года, LCV — выросли на 18%, сообщил “Ъ” бизнес-директор «Iveco Россия» Роберто Каматта. Он также отмечает, что спрос на автомобили был поддержан желанием клиентов совершить покупку автомобиля до изменения цены в связи с увеличением утильсбора (учтен в ценах с 1 января). В среднем около 46% продаж были обеспечены заказами 2019 года, подсчитал он.
Авторынок завершил январь в плюсе
То, что все производители LCV анонсировали значительное изменение прайс-листов, стало главным фактором роста сегмента, говорит заместитель главы департамента корпоративных продаж «Авилона» Андрей Гусев. По данным «Автостата», рынок LCV в январе вырос на 7,3%, до 7,6 тыс. единиц. Традиционно лидером продаж в сегменте остается ГАЗ, который нарастил реализацию на 13,2%, до 3,6 тыс. машин. Отечественный УАЗ, наоборот, ушел в минус на 5,2%, до 1,3 тыс. штук. Также в минусе оказались Lada (на 1,6%, до 615 машин). Продажи Ford выросли на 11,8%, до 750 автомобилей, Volkswagen — на 7,8%, до 346 штук.
Впрочем, в ГАЗе не согласны со статистикой «Автостата»: по данным компании, сегмент LCV в январе сократился на 1%. Расхождение скорее всего объясняется тем, что в регистрациях автомобилей за январь, которые фиксирует «Автостат», могли частично отразиться продажи декабря, заключает представитель группы ГАЗ.
Нередко от момента продажи грузовика до его регистрации проходит от одной до нескольких недель из-за различных надстроек на базе автомобиля. При этом данные отражают общие тренды рынка. В «Соллерсе» говорят, что продажи УАЗа в январе остались на уровне прошлого года и 100% из них приходились на автомобили 2019 года, так как производство концерн возобновил только 10 февраля. Цены на автомобили УАЗ 2020 года выросли на 1,5–2% на фоне инфляции.
Мы по-новому взглянули на итоги 2018 года в сегментах
Среди машин–лидеров феноменальный рост продаж показал паркетник Skoda Kodiaq — в 7,78 раза. В 2017-м модель стартовала в мае, но даже пропущенные месяцы не объясняют такой разницы. А вот расширение числа версий вместе с локализацией — вполне.
Российский автомобильный рынок в 2018 году продолжил рост (+12,8%), причём показатели улучшила вся первая десятка брендов. Понятно, что и лидеры в отдельных сегментах в основном укрепили позиции в сравнении с итогами 2017-го. В некоторых категориях есть заметные перестановки мест, хотя по большей части картина похожа на прошлогоднюю. Из машин, отличившихся большим ростом в относительном исчислении, стоит упомянуть Kia Mohave (в 1,8 раза) и Infiniti QX80 (в 2,16 раза), а ещё Hyundai Tucson (в 1,92 раза). Все кроссоверы/внедорожники, что характерно. А модель Toyota Fortuner за год подросла даже в 4,63 раза, правда, в основном это число объясняется рыночным стартом лишь в октябре 2017-го.
В А-классе хэтчбек Kia Picanto рванул вверх (+70%), обойдя бывшего лидера, модель Ravon R2. В сегменте B Lada Vesta (+40%) вытеснила с первой позиции Kia Rio.
В перспективе из мировых новинок, которые должны выйти в свет в этом году, в плане массовости интерес для нас представляет разве что Skoda Octavia нового поколения. Но на расклад эта смена не повлияет, ведь Octavia и сейчас в числе лидеров. Аналогично недавно случившаяся смена поколения «трёшки» BMW лишь укрепит её высокое положение в классе, а как оценит публика неоднозначное преображение «семёрки» — поглядим.
В классе D вернувшаяся осенью 2017-го на наш рынок Sonata крайне успешно заменила ушедший седан Hyundai i40. В больших кроссоверах свои амбиции неплохо проявила Mazda CX-9. Она не на первом месте, но ворвалась в тройку.
Из важных обновок для российского рынка мы ждём новую Тойоту RAV4. А среди кроссоверов премиум-сегмента наверняка кого-то подвинет только что появившийся в продаже Lexus UX. Обновление приготовлено для Audi Q7 и Mitsubishi Pajero Sport, ряда других популярных у нас моделей. Компания Haval запустит свой новый завод в Тульской области и выставит на витрину собранный там Haval F7. Будет интересно.
Самые продаваемые легковые модели в России по классам за 2018 год, по данным Ассоциации европейского бизнеса | ||
---|---|---|
Место | Модель | Результат |
А-класс | ||
1 | Kia Picanto | 4613 |
2 | Ravon R2 | 1138 |
3 | Smart Fortwo | 549 |
4 | Smart Forfour | 140 |
5 | Fiat 500 | 24 |
B-класс | ||
1 | Lada Vesta | 108 364 |
2 | Lada Granta (без учёта коммерческой версии) | 106 325 |
3 | Kia Rio | 100 148 |
4 | Hyundai Solaris | 65 581 |
5 | Volkswagen Polo | 59 450 |
6 | Lada Largus (без учёта панельного фургона) | 44 072 |
7 | Skoda Rapid | 35 089 |
8 | Lada X-Ray | 34 807 |
B-класс, премиум | ||
1 | Mini Hatch (трёх- и пятидверный) | 1272 |
2 | Mini Clubman | 206 |
3 | DS 3 | 10 |
С-класс | ||
1 | Skoda Octavia A7 | 25 026 |
2 | Kia cee’d | 20 706 |
3 | Ford Focus | 14 388 |
4 | Kia Cerato | 11 068 |
5 | Hyundai Elantra | 5334 |
C-класс, премиум | ||
1 | Mercedes-Benz A/CLA-Klasse | 1283 |
2 | BMW 1 Series | 1171 |
3 | Audi A3 (седан плюс хэтч) | 1000 |
4 | Infiniti Q30 | 29 |
5 | DS 4 | 24 |
D и E-класс | ||
1 | Toyota Camry | 33 700 |
2 | Kia Optima | 20 833 |
3 | Hyundai Sonata | 6847 |
4 | Mazda 6 | 5411 |
5 | Volkswagen Passat | 2451 |
6 | Ford Mondeo | 2203 |
7 | Skoda Superb | 2180 |
8 | Kia Stinger | 1842 |
D-класс, премиум | ||
1 | BMW 3 Series (включая GT) | 4829 |
2 | Audi A4/A5 (все кузова) | 3337 |
3 | Mercedes-Benz C-Class (все кузова) | 3142 |
4 | Genesis G70 | 680 |
5 | Infiniti Q50 | 356 |
E-класс, премиум | ||
1 | Mercedes-Benz E-Class (все кузова) | 7272 |
2 | BMW 5 Series | 6653 |
3 | Audi A6 (включая Avant и Allroad) | 2161 |
4 | Lexus ES | 1436 |
5 | Volvo S90/V90 CC | 1001 |
F-класс | ||
1 | Mercedes-Benz S-Class (включая Maybach, купе и кабриолет) | 2632 |
2 | BMW 7 Series | 1340 |
3 | Audi A8 | 500 |
4 | Lexus LS | 301 |
5 | Kia Quoris | 294 |
6 | Genesis G90 | 226 |
Компактвэны | ||
1 | Mercedes-Benz B-Class | 133 |
2 | Citroen C4 Picasso | 13 |
Минивэны и вэны | ||
1 | Volkswagen Multivan, California, Caravelle, Transporter | 4760 |
2 | Mercedes-Benz V-Class, Vito | 2201 |
3 | Volkswagen Caddy VP | 1244 |
4 | Hyundai H-1 | 1201 |
5 | Peugeot Traveller | 1037 |
6 | Toyota Alphard | 926 |
7 | Citroen SpaceTourer | 691 |
8 | Ford Tourneo Custom | 345 |
Кроссоверы B-класса | ||
1 | Kia Soul | 17 017 |
2 | Ford EcoSport | 4369 |
3 | Nissan Juke | 2547 |
4 | Changan CS35 | 1429 |
5 | Citroen C3 Aircross | 277 |
Компактные кроссоверы | ||
1 | Hyundai Creta | 67 588 |
2 | Renault Duster | 41 409 |
3 | Volkswagen Tiguan | 33 530 |
4 | Kia Sportage | 32 667 |
5 | Toyota RAV4 | 31 155 |
6 | Renault Kaptur | 30 042 |
7 | Nissan Qashqai | 23 192 |
8 | Hyundai Tucson | 23 020 |
Компактные кроссоверы, премиум | ||
1 | Lexus NX | 7222 |
2 | BMW X1/X2 | 3591 |
3 | Mercedes-Benz GLA | 2443 |
4 | Audi Q3 | 1673 |
5 | Land Rover Range Rover Evoque | 1225 |
Среднеразмерные кроссоверы | ||
1 | Mitsubishi Outlander | 24 511 |
2 | Nissan X-Trail | 22 878 |
3 | Skoda Kodiaq | 16 233 |
4 | Hyundai Santa Fe | 7890 |
5 | Kia Sorento | 7484 |
Среднеразмерные кроссоверы, премиум | ||
1 | Lexus RX | 9781 |
2 | Mercedes-Benz GLC/GLC Coupe | 7874 |
3 | BMW X3/X4 | 7386 |
4 | Audi Q5 | 3199 |
5 | Volvo XC60 | 2830 |
Большие кроссоверы | ||
1 | Kia Sorento Prime | 9749 |
2 | Ford Explorer | 3804 |
3 | Mazda CX-9 | 1667 |
4 | Volkswagen Teramont | 1587 |
5 | Toyota Highlander | 1148 |
Большие кроссоверы, премиум | ||
1 | BMW X5/X6 | 8717 |
2 | Mercedes-Benz M/GLE/GLE Coupe | 6112 |
3 | Audi Q7 | 3721 |
4 | Porsche Cayenne | 2848 |
5 | Volvo XC90 | 2210 |
Субкомпактные и компактные внедорожники | ||
1 | Lada 4×4 | 32 949 |
2 | Chevrolet Niva | 29 235 |
3 | Suzuki Jimny | 466 |
4 | Jeep Wrangler | 209 |
Среднеразмерные внедорожники | ||
1 | UAZ Patriot | 15 422 |
2 | Mitsubishi Pajero Sport | 9492 |
3 | Toyota Fortuner | 5884 |
4 | UAZ Hunter | 1445 |
Большие внедорожники | ||
1 | Toyota Land Cruiser Prado | 17 580 |
2 | Toyota Land Cruiser 200 | 8400 |
3 | Volkswagen Touareg | 4713 |
4 | Kia Mohave | 1163 |
5 | Jeep Grand Cherokee | 1009 |
Большие внедорожники, премиум | ||
1 | Lexus LX | 4653 |
2 | Mercedes-Benz GL/GLS | 3509 |
3 | Land Rover Range Rover | 2855 |
4 | Land Rover Range Rover Sport | 1720 |
5 | Infiniti QX80 | 1046 |
Пикапы | ||
1 | UAZ Pickup | 3799 |
2 | Toyota Hilux | 3190 |
3 | Mitsubishi L200 V | 3028 |
4 | Volkswagen Amarok | 785 |
5 | Mercedes-Benz X | 263 |
Родстеры | ||
1 | Porsche Boxster | 49 |
2 | Mercedes-Benz SL | 37 |
3 | Mercedes-AMG GT Roadster | 30 |
4 | Jaguar F-type (сумма с купе) | 31 |
5 | Mercedes-Benz SLK/SLC | 29 |
Спорткупе | ||
1 | Porsche 911 | 204 |
2 | Chevrolet Camaro | 102 |
3 | Porsche Cayman | 60 |
4 | Mercedes-AMG GT Coupe | 46 |
5 | Nissan GT-R | 25 |
Электромобили | ||
1 | Jaguar I-Pace | 16 |
2 | Renault Kangoo ZE | 6 |
3 | BMW i3 | 1 |
4 | Nissan Leaf | 1 |
Часто распределение машин по классам вызывает споры, учитывая «переростков» своего сегмента и просто близкие по размерам и аудитории автомобили, формально числящиеся в разных разделах. Так что в этом году мы решили соединить в один слот не премиальные классы D и E, предоставив вам по числам самим оценить расстановку сил. В популярнейшем B-классе мы добавили к обычной лидирующей пятёрке три дополнительные позиции и также поступили с компактными кроссоверами. Вообще, наш выбор такого числа сегментов позволяет показать вам больше легковушек.
Индекс фуры: рынок грузовиков покатился с горы
Рынок грузовых автомобилей в России снизился на 4% за 11 месяцев 2019 года, об этом свидетельствует статистика аналитического агентства «Автостат Инфо», предоставленная «Известиям». Отечественные компании, широко представленные в сегменте среднетоннажных грузовиков, пока что в плюсе, в то время как иностранные компании ушли в серьезное пике на 14%. Основное падение пришлось на сегмент магистральных грузовиков, а это говорит о падении коммерческих перевозок. Чем меньше по дорогам страны едет фур с товарами, тем сильнее падает экономика, говорят опрошенные «Известиями» эксперты.
Рынок не обнадеживает
С января по ноябрь 2019 года в России было продано 68,8 тыс. грузовых автомобилей, что на 3,8% ниже в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, когда было продано 71,5 тыс. машин. Продажи иностранных грузовиков за 11 месяцев составили 30,3 тыс. штук (-13,7%), отечественных — 38,5 тыс. грузовиков (+5,8%). Безусловный лидер грузового рынка КамАЗ за этот период реализовал 24,6 тыс. автомобилей (+8%), ГАЗ занимает вторую строчку с результатом 5,6 тыс. авто (+6%). На третьей ступеньке Scania, реализовавшая 4339 грузовиков, продажи шведского автопроизводителя упали сразу на 22,6% с начала года.
Занимающая четвертое место компания Volvo смогла продать 4921 машину (-14%), замыкает пятерку лидеров грузового рынка Mercedes-Benz (3531 шт.; -14,3%). Далее в десятке популярных грузовых компаний в порядке убывания идут MAN (3941 шт.; -13,3%), Isuzu (2762 шт.; -24,1%), «Урал» (2290 шт.; -1,8%), DAF (2149 шт.; -13,5%), МАЗ (2580 шт.; -5%).
Двигатель тягача на линии сборки грузового автомобиля «КамАЗ»
Снижение продаж ведущих европейских производителей грузовиков обусловлено в первую очередь общей экономической ситуацией в России и лишь во вторую налоговыми маневрами и финансовым стимулированием со стороны государства, считает начальник отдела региональных продаж «Скания-Русь» Александр Бабушкин.
«Это снижение было прогнозируемым, поскольку прошлый 2018 год был пиком непрерывного стремительного роста после разворота в 2016 году, за которым должно было последовать неизбежное циклическое снижение. Тем не менее Scania в России приближается к концу года в соответствии с намеченным планом. Сохранять позитив нам помогает долгосрочный характер взаимодействия с клиентами и фокус внимания на качество оказываемых услуг, а не на объемы продаж. Если же говорить о прогнозах на 2020 год, то при отсутствии существенного экономического роста транспортные компании в большинстве своем смогут обеспечивать лишь замещение старых автомобилей, но не расширение парка, что в основном они уже успели сделать на протяжении 2017–2018 годов. Поэтому мы прогнозируем дальнейшее снижение объемов продаж на рынке тяжелой грузовой техники», — отметил в разговоре с «Известиями» Бабушкин из Scania.
Россияне в плюсе
В свою очередь, на КамАЗе отмечают, что компания чувствует себя уверенно на падающем рынке за счет расширения модельной линейки.
«КамАЗ чувствует себя лучше рынка по той простой причине, что мы еще несколько лет назад начали внедрять новый модельный ряд, который позволил нам занять те сегменты, в которых мы не были представлены ранее. У нас традиционно продажи были в основном в сегменте строительной техники, полноприводных грузовиках, но не в магистральных тягачах. За счет того, что мы вывели новые модели, в частности 5490 (5490 Neo), мы смогли сохранить и продажи на относительно высоком уровне, и долю рынка», — рассказал руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев.
Линия сборки кабин грузового автомобиля «КамАЗ»
Собеседник отметил, что в ближайшие два года КамАЗ намерен дополнительно увеличить свой модельный ряд за счет выхода на рынок легких коммерческих грузовиков. Последние традиционно были козырем ГАЗа, но не менее ощутимую помощь Горьковскому автозаводу в этом году оказали среднетоннажные грузовики. По прогнозу ГАЗа по итогу этого года объем рынка среднетоннажников останется на уровне прошлого года или покажет небольшой прирост — на 1–2%, при этом рост продаж среднетоннажиков ГАЗа составляет около 10%.
«Объясняется это как в целом ростом продаж «ГАЗона Next», так и ростом спроса на «ГАЗон Next 10», который вышел на рынок в 2018 году. Также драйвером в продажах стал внедорожный грузовик «Садко Next». В следующем году мы ожидаем стагнацию рынка или падения примерно на 2–3%, что связано с отсутствием признаков оживления деловой активности и низкими темпами обновления парков в коммерческом секторе. Мы планируем укрепить свои позиции на рынке за счет расширения линейки грузовиков», — сообщили «Известиям» в пресс-службе «Группы ГАЗ».
Фура не заводит экономику
Отрицательные результаты иностранных производителей связаны прежде всего со снижением продаж магистральных тягачей. Это немаловажный фактор, поскольку на долю автотранспорта приходится 80% всех перевозок грузов по России. Падение продаж грузовиков находится в корреляции с замедлением динамики розничной торговли в России. По данным Росстата, за три квартала 2019 года перевозки автомобильным транспортом увеличились на 3,1% (до 4,2 млн т).
В целом по итогу года прогнозируется падение коммерческих перевозок автомобильным транспортом, затем будет небольшой прирост (около 2%), отмечает директор центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова. По ее словам, снижение продаж грузовых автомобилей является опережающим экономическим индикатором, который говорит о событиях, которые еще только должны произойти.
Новые грузовые тягачи КамАЗ-5490 NEO
«В целом в грузоперевозках автомобильный транспорт занимает очень большую долю. Среднее расстояние, которое проходят автомобили, постоянно растет, сейчас в коммерческих перевозках оно составляет 85 км. В экономике страны коммерческий транспорт играет огромную роль. На покупке грузового автомобиля сказываются показатели экономического роста страны в целом, уверены ли перевозчики и компании, что смогут окупить эти автомобили. Сейчас крупный ритейл снижает активность из-за того, что доходы населения падают, а это непосредственно связано с розничным товарооборотом. Снижение грузоперевозок и продаж грузовиков — один из опережающих индикаторов, которые предсказывают нам, что будет с ВВП в будущем, по этим показателям очень часто прогнозируют состояние экономики», — заметила Кулакова.
Падение продаж грузовиков — общее отражение состояния экономики страны, соглашается с Кулаковой независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
«Грузоперевозки — это прежде всего товары народного потребления, строительные материалы, руды, сырье, наливные грузы и т.д. Падение продаж магистральных тягачей происходит потому, что закончилась господдержка по лизингу и прямые скидки на технику. Сложность еще в том, что у бизнеса банально не хватает денег на импортную, более дорогую технику. Для сохранения автопарка коммерсанты вынуждены чаще ремонтировать технику, проводить капремонты, а не покупать новую. И эта тенденция продолжится, поскольку объективных экономических перспектив возврата к росту рынка нет. Возможно, будет небольшой рост на подержанную технику», — заключил Бургазлиев.
Докопаться до стоимости. Анализ цен на седельные тягачи в мае 2018
Данные в статье приведены на основе объявлений о продаже седельных тягачей, размещенных в Торговой системе Грузового Ру.
Европейские грузовики вновь пользуются популярностью
Наибольшее количество объявлений пришлось на грузовую технику отечественного производства, хотя по сравнению с ноябрем 2017-го их доля в общей массе уменьшилась на 19,95%. Зато ощутимо прибавилось предложений о продаже европейских тягачей: +22,17% к ноябрю. Машины, произведенные в Беларуси, по-прежнему занимают третью позицию. В данном случае речь идет о новых грузовиках.
Также среди объявлений вновь была “замечена” техника, сошедшая с американских конвейеров.
Увеличилась и доля объявлений о продаже подержанных “европейцев”: +10,86% к данным 6-месячной давности. Количество же китайских тягачей стало меньше на 2,79%.
Россия, Беларусь, Европа: ТОП брендов мая
В разрезе конкретных моделей лидерство в сегменте новой техники продолжает удерживать КАМАЗ, хотя количество предложений на этот раз меньше, чем в ноябрьском обзоре. Вторую строчку ТОП-5 занимают седельные тягачи, произведенные в соседней Беларуси. HOWO, FAW и Mercedes-Benz уступили места в рейтинге тройке “европейцев”.
Первые три строчки ТОПа самых популярных брендов подержанных грузовиков остались без изменений. Scania с четвертой на пятую позицию сместил бельгийский DAF.
Цены продолжают расти. Региональная статистика
Рассмотрим динамику цен на технику из трех конкретных регионов. Так, если в ноябре прошлого года средняя стоимость новых грузовых авто из Европы показывала стабильное снижение, то данные нынешнего мая показали 15-процентный рост.
Что касается стоимости грузовых авто из Китая и России, то здесь наблюдается стабильный рост средней стоимости: где-то существенный, а где-то – не очень.
Далее сравним цены на новые седельные тягачи конкретных брендов. По прошествии шести месяцев увеличение показателей отмечено в двух из трех случаев. При этом для более объективной оценки изменения цен на тягачи HOWO было размещено крайне мало объявлений.
В зависимости от года выпуска. Сравнение стоимости подержанных тягачей
Анализ цен на грузовые авто, бывшие в эксплуатации по такому критерию, как год выпуска, показал довольно неоднозначную ситуацию, сложившуюся в данном сегменте. В отдельных случаях был зафиксирован ощутимый скачок стоимости. Например, на технику, изготовленную в период с 2005 по 2007 год.
Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, – отсутствие среди объявлений от продавцов подержанных тягачей отечественных машин 1996-2001 и 2008-2010 г.в.
До плюс 47%: сравнение стоимости конкретных моделей
Если в ноябре 2017-го увеличение средней стоимости было отмечено только по модели MAN TGS 19.400 (в сравнении с маем того же года), то в рассматриваемый в данной статье период рост показателей произошел во всех трех случаях. Причем ощутимее всего подорожал КАМАЗ-65116.
В сегменте техники с наработкой за исключением все того же MANа продолжается подорожание техники, хотя и не столь стремительное, как было зафиксировано в ноябре 2017-го в случае с КАМАЗом, например.
В завершение хотелось бы отметить, что с начала 2018 года ситуация несколько стабилизировалась. При стоимость на этом грузовые автомобили, произведенные на территории нашей страны, продолжают расти.