Управление автомобилем в гололед
вождение в гололед
Правила вождения в гололед
Главная опасность на зимней дороге — это гололед. На льду машина может повести себя настолько непредсказуемо, что даже опытный водитель не всегда справляется с управлением. Каких правил придерживаться при вождении в гололедицу расскажут инструкторы по вождению.
Что такое гололедица
Занос автомобиля на льду — самая опасная дорожная ситуация, которую легче предотвратить, чем исправлять. Автоинструкторы предупреждают, что гололед на дороге, как правило, незаметен.
Образуется он обычно при нулевой температуре, ранним утром или ночью, в местах, которые мало освещаются солнцем. Это могут быть также тоннели, затемненные места и дороги, которыми редко пользуются.
Как правило, это блестящий и гладкий участок дороги. Поэтому если вы ехали по черному асфальту, и неожиданно появилось такое блестящее пятно, будьте осторожны, это и есть гололедица. Практика показывает, что участок гололедицы обычно не превышает 6 метров в длину.
Как вести себя водителю
Если вы неожиданно попали на лед, сохраняйте спокойствие и делайте как можно меньше движений. Машина сама преодолеет гололед. Не нужно резко тормозить, а вот руль лучше держать прямо.
Если заднюю часть автомобиля начало заносить влево или вправо, то мягко поверните рулевое колесо в сторону заноса. Если же вы повернете руль в другую сторону, то машину может занести и развернуть. А это грозит столкновением с другими транспортными средствами, вылетом в кювет или в ограждения.
Тормозить следует без нажатия на педаль тормоза. Лучше убрать оттуда ногу вообще. Не советуем менять положение руля, так вам будет проще контролировать машину. То есть смысл в том, чтобы максимально спокойно проехать заледенелый участок, не теряя управление.
Включите пониженную передачу, что позволит снизить скорость и лучше контролировать авто. Если вы вовремя заметили гололедицу, то можно объехать ее по снегу или песку.
Основные правила
Если на вашей машине стоит ABS, сильно надавите на педаль тормоза. Это не даст колесам заблокироваться, тем самым вы предотвратите занос.
Без ABS на тормоз нужно нажимать как можно мягче.
Руль следует держать всегда в том направлении, куда вы хотите выехать, то есть вперед.
Если получается так, что машину ведет в сторону, сделайте все возможное, чтобы избежать серьезных повреждений и столкновений с другим транспортом. Например, можно направить автомобиль в сугроб или поле.
После проезда гололедицы не паникуйте и сохраняйте спокойствие. Снизьте скорость и предупредите аварийкой или миганием фарами водителей, едущих во встречном направлении, что впереди опасный участок.
Если на гололеде вы попали в массовое ДТП, есть два варианта: остаться в машине или покинуть автомобиль. Но в последнем случае вы можете попасть под колеса другой машины, которую также занесло на льду. Сначала оцените обстановку и действуйте по ситуации.
Как предотвратить занос
Есть несколько методов свести до минимума неприятные встречи со льдом.
Медленная езда. Чтобы сохранить управляемость автомобиля в непредвиденной ситуации, соблюдайте скоростной режим.
Безопасная дистанция. Тормозной путь на льду увеличивается в разы, поэтому и дистанция должна быть соответствующая.
Хорошая обзорность. Очищайте лобовое стекло от грязи, льда, снега и всего того, что может помешать обзорности. Перед началом движения самый оптимальный вариант — скребок. Не рекомендуем для очистки стекла от наледи использовать дворники, так как лед может повредить щетки.
Только зимняя резина. Периодически проверяйте протектор шин, так как для зимнего вождения сцепление с дорогой крайне важно.
Если впереди может быть снег или лед, не включайте круиз-контроль.
Действия при заносе
Знаете ли вы, что действия при заносе заднеприводного и переднеприводного автомобиля отличаются.
В заднеприводном случае порядок действий следующий:
- в начале заноса на льду задней части автомобиля следует вывернуть руль в ту же сторону, куда «уехал» багажник;
- обязательно уберите ногу с педали газа;
- как только машина замедлит ход, начинайте выравнивать авто, поворачивая рулевое колесо в сторону движения;
- как только задняя часть выровняется, поворачиваем руль в необходимое положение для дальнейшего движения.
- Данная схема работает в том случае, если занос начался из-за резкого нажатия на педаль газа. Если же причина — нажатие на тормоз, то для начала следует отжать педаль тормоза и действовать по схеме, осторожно увеличивая обороты.
Для переднеприводного автомобиля схема его вывода из заноса немного отличается:
- Нужно повернуть рулевое колесо в сторону заноса, при этом не надо убирать ногу с газа. На переднеприводных автомобилях уменьшать подачу топлива следует еще до начала поворота.
- Если автомобиль занесло слишком сильно, то увеличьте нажатие на педаль газа. В этом случае обороты передних колес вытянут машину вперед. Если занос небольшой, то будет достаточно просто увеличить подачу топлива, при этом положение автомобиля выровняется силой тяги колес. Руль можно не трогать вообще.
Полноприводный автомобиль
Думаем, не стоит рассказывать, что полноприводные транспортные средства имеют преимущества при езде в экстремальных условиях. Такие автомобили более динамичны, они имеют повышенную проходимость и лучшее сцепление с дорожным полотном. Тем не менее, на скользкой дороге водитель полноприводной машины также должен быть крайне внимательным.
При заносе управлять придется сразу же двумя ведущими осями. Не следует резко жать на тормоз или газ. Скорость лучше сбрасывать кратковременным торможением, при этом газ не отпускаем.
Если нужно войти в поворот на большой скорости, то стоит заранее выставить автомобиль в положение, плавно сбрасывая газ и замедляя движение. При выходе из поворота нужно плавно прибавлять подачу топлива.
Не гоняйте и удачи за рулем!
Как правильно ездить во время гололедицы
Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.
Зима является весьма сложным периодом для водителей, независимо от их стажа и опыта. Безопасность вождения по заснеженной или обледенелой дороге требует специальной подготовки автомобиля, соблюдения максимальной осторожности, а также знания правил езды на скользкой дороге.
Подготовка авто
К эксплуатации автомобиля в холодное время года необходимо готовиться заблаговременно. Чтобы обеспечить безопасность пассажиров и себя лично, каждый водитель обязан перед началом зимней эксплуатации сменить летнюю резину на зимнюю. В условиях сильного мороза и заледенелой дороги достаточно твердая летняя резина становится очень жесткой, в результате чего она не может адекватно приспособиться к неровностям зимней дороги. Как следствие, машина может катиться по гололеду, как хоккеист на коньках.
Иное дело, зимние модели, которые благодаря более высокой эластичности, успешно подстраиваются под рельеф дорожного полотна, обеспечивая надежное сцепление. Во время оттепелей водителю тоже расслабляться нельзя. Вождение в этот период содержит в себе больше опасностей, чем езда в мороз. Дело в том, что подтаявшая вода, находясь сверху заледенелого слоя, делает его очень скользким. Чтобы обеспечить надежное сцепление колес с авто с полотном дороги, необходимо использовать радиальные шины с мелким рисунком.
Обратите внимание! Многие, в том числе и опытные водители, уверены втом, что надежно удержать авто на поверхности льда позволят крупные протекторы шин. Это ошибочное мнение. Самым надежным средством, позволяющим успешно противостоять негативным последствиям вождения по скользкой дороге, могут быть только шипы!
Особенности вождения
Большинство дорожных аварий происходит в первые дни после наступления морозов и появления гололеда. Некоторые водители считают, что установленная на колесах их авто зимняя резина уже является гарантией безопасности. Нет! Это очень опасное заблуждение.
Чтобы не попасть в аварию в условиях вождения по гололеду, необходимо соблюдать следующие правила:
- Самое первое и самое главное правило – не нужно торопиться. Движение по льду на умеренной или даже низкой скорости является залогом безопасности.
- Величина дистанции на заледенелой дороге должна превышать аналогичный показатель, характерный для нормальных условий движения, в 2-3 раза.
- В случае приближения к пешеходному переходу следует заблаговременно перейти на более низкую передачу, тем самым снизив скорость движения.
- При поворотах и разворотах запрещено резко поворачивать руль, тормозить и давить на педаль акселератора, так как это может привести к потере управляемости авто и его заносу.
- Движение по обледенелой дороге должно иметь спокойный характер и не вызывать необходимости лишний раз пользоваться педалью тормоза.
Зная и успешно используя на практике эти нехитрые правила передвижения в условиях гололеда, каждый водитель сможет обеспечить личную безопасность, а также убережет от опасности своих пассажиров и прочих участников дорожного движения.
БрестСИТИ. Новости
ТОП за неделю
Реклама
Городские заметки
Прислать новость
Брестская область
Рубрики новостей
Транспорт Бреста
Выберите район
Реклама
Что посмотреть в Бресте?
Реклама
Советы водителями по управлению в условиях снежного покрова (гололеда)
Советы от ГАИ по управлению транспортным средством в условиях снежного покрова (гололеда).
Рост дорожно-транспортных происшествий на дорогах имеющих мокрое, обледенелое, заснеженное покрытие существенно возрастает. На таких дорогах уменьшается коэффициент сцепления колес с дорогой, вследствие чего возникает большая вероятность проскальзывания и пробуксовки шин автомобиля о поверхность дороги. При неправильных действиях водителя в этих условиях автомобиль может стать не управляемым, что может привести к созданию аварийной ситуации или ДТП.
При движении на автомобиле ГАИ советуют водителю следить за изменениями покрытия дорожного полотна. По возможности следует объезжать участки проезжей части, имеющие масляные и нефтяные пятна, свежо положенный асфальт, лужи, небольшие участки, покрытые льдом или тающим снегом, снежные и песчаные заносы. Во всех случаях безопасней всего двигаться по проложенной другими транспортными средствами колее. Находящиеся в ней колеса имеют лучшее сцепление с дорожным полотном. Первые капли дождя на проезжей части или сырые листья делают покрытие дороги, скользкой как лед. Особенно опасны участки дорог с не растаявшим льдом, которые могут встретиться в тени от зданий и деревьев. Кроме того, в очень сильный мороз, выхлопные газы автомобилей замерзают и, осаждаясь на асфальте, могут образовать тонкую пленку льда. При этом различить ее достаточно трудно.
1. Начинать движение на скользких дорогах надо с выравнивания передних колес, плавно нажимая на педаль подачи топлива. Трогаться с места необходимо как можно медленнее, при этом увеличивается сцепление колес с поверхностью дороги. При пробуксовке автомобиля следует подложить под ведущие колеса резиновый коврик, тряпки, ветки деревьев или подсыпать под них песок. Безопасное движение на транспортном средстве в таких условиях обеспечат невысокая скорость, увеличенная дистанция и боковой интервал.
2. При движении на скользкой дороге, необходимо стараться поддерживать выбранную скорость постоянной, работая педалью подачи топлива плавно и мягко. Перед проездом перекрестка, следует заранее снизить скорость, так как на этом участке дорога особенно скользкая (из-за частых торможений других водителей). В этом случае необходимо быть готовым остановить свое транспортное средство в любом месте, учитывая неопытность других водителей, которые могут не правильно рассчитать скорость и тормозной путь или не справиться с управлением своего автомобиля.
3. На скользком покрытии эффективно применять торможение двигателем, поскольку блокированное (некатящееся) колесо на льду неуправляемо. Торможение двигателем позволяет не только увеличить сцепление колёс с поверхностью дороги, но и избежать такого опасного явления, как юз. Тормозить двигателем рекомендуется в такой последовательности: сбросить подачу топлива, не выключая сцепления, выжать сцепление, включить низшую передачу и снова включить
сцепление. Автомобиль увеличит обороты, скорость постепенно снизится. При этом можно плавно подтормозить рабочей тормозной системой.
4. При гололеде двигаться в левом ряду очень опасно. Если встречную машину занесет, вы уже ничего не сможете сделать. Старайтесь держаться ближе к обочине. Там безопаснее, да и рыхлый снег гораздо лучше держит автомобиль на дороге. На скользкой дороге дистанция между автомобилями должна соответствовать удвоенной скорости движения. Если вы движетесь со скоростью 30 км/ч, то расстояние до идущего впереди автомобиля должно быть 60 метров.
5. При прохождении поворотов на скользкой дороге возможен занос автомобиля и выезд его на встречную полосу. Безопасный поворот выполняется на небольшой скорости, с включением пониженной передачи и плавным вращением рулевого колеса. На скользких подъемах нельзя резко тормозить и увеличивать скорость, так как существует опасность пробуксовки и остановки транспортного средства. Поэтому необходимо заранее правильно рассчитать и выбрать оптимальную скорость и передачу. На скользкой дороге резко тормозить с полной блокировкой колес очень опасно. При этом передние и задние колеса транспортного средства не вращаются, рулевое колесо перестают подчиняться водителю и автомобиль по инерции начинает двигаться в произвольном направлении.
6. Самые безопасные способы торможения в этих условиях это -прерывистое торможение на грани блокировки колес и торможение двигателем. В первом случае колеса не успевают заскользить по поверхности дороги, а во втором они начинают вращаться медленнее. При этих способах торможения водитель сохраняет контроль за своим транспортным средством, корректируя направление движения рулем. Любое движение и маневры на скользкой дороге должны выполняться водителем без резких поворотов рулевого колеса, резкого торможения и переключения передач автомобиля с МКПП. Педали тормоза и подачи топлива нажимаются мягко и плавно. Управление автомобилем такими способами сохранит его устойчивость, снижая вероятность заносов и опрокидывания.
Уважаемые водители, помните, что зимнее вождение требует от Вас особых навыков в управлении автомобилем на скользкой поверхности. Поэтому, по возможности, прежде чем выехать на зимние дороги, пройдите курс обучения зимнему вождению. А еще, зимой всегда возите с собой небольшую ручную лебёдку, ведь никто не знает, в каком сугробе или на каком дорожном покрытии, застрянет ваш автомобиль. Безопасных Вам дорог!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
5 простых правил, которые помогут избежать ДТП в гололёд
Коварство зимы – это не только снежная каша на дорогах, замерзший и отказывающийся заводиться автомобиль и бесконечные пробки из-за снегопада. Самым страшным испытанием водителя оказывается банальный гололёд. Не зря дни, когда асфальт покрыт ледяной коркой, в народе называют днями жестянщика. Чтобы не попасть в аварию, воспользуйтесь нашими незамысловатыми советами.
В последнее время зима в столичном регионе больше ассоциируется с перепадами настроения у женщины: за день можно испытать всю гамму. С утра вытаскиваешь машину из сугроба, пробираешься сквозь залепляющую лобовое стекло пелену снега, а к вечеру создаётся ощущение, что наступила весна, и хоть кораблики в ручьях пускай. Впрочем, на утро погода готовит новое испытание: гололёд.
Небольшая влажность и мороз – и вот уже тёмный асфальт покрыт тонким прозрачным слоем льда. Замёрзшая корочка практически не заметна для водителя. Но надо быть бдительным: если не сменить стиль вождения в гололёд, легко можно «улететь» в кювет или въехать в зазевавшегося пешехода.
Так что правило №1: распознаём скользкую дорогу. Это легко сделать не только по сводкам метеорологов, но и по характерному поведению автомобиля. Например, руль становится «ватным», то есть машина заторможено реагирует на его повороты. Плюс, когда автомобиль рассекает по льду, раньше обычного срабатывает антиблокировочная система (ABS).
Что обычно делает идущий по скользкой дороге человек? Правильно, боясь упасть, он замедляет скорость, а его движения становятся плавнее. Вот и водителю в гололёд нужно в первую очередь поменять стиль вождения. Это второе основное правило.
Делать выкрутасы на льду может позволить себе разве что профессиональный каскадёр. Если вы не на экстремальных киносъёмках, то в такую погоду воздержитесь от лихих разворотов через трамвайные пути и не пытайтесь «проскочить» перекрёсток на мигающий жёлтый. Подобные «танцы на льду» могут легко вызвать занос и закончится столкновением. Так что никаких резких движений педалями и рулём на скользкой дороге, быстро не тормозим и не ускоряемся.
Правило №3: контролируем дистанцию и скорость
То, что на скользком асфальте тормозной путь машины резко возрастает, знает каждый водитель. Особенно обидно, когда не хватило буквально нескольких сантиметров, чтобы избежать аварии, и ты, как полный идиот, тратишь полдня на разбирательства и заполнение бумажек для страховой. Наверное, никому не хочется оказаться в подобной нелепой ситуации. Так что пользуйтесь элементарной формулой для расчета расстояния между двумя автомобилями: вашу скорость нужно удвоить, и тогда получится правильная дистанция в метрах до другой машины. То есть при скорости 50 км/ч пропустите автомобиль перед вами на 100 метров вперёд.
Очевидно, что разгоняться также не стоит. Чем медленнее движется автомобиля, тем более он управляем. Особенно бдительно нужно вести себя перед перекрёстками, пешеходными переходами, остановками общественного транспорта. Приближаясь к подобным местам, заблаговременно сбрасывайте скорость, чтобы не «поцеловать» задний бампер разко затормозившего автомобиля, водитель которого решил вежливо пропустить пешехода. Будьте предельно внимательны, если на остановку подъехал маршрутный транспорт – пытаясь успеть за тёплым автобусом, продрогшие пешеходы не замечают ничего вокруг.
Правило №4: боремся с инстинктами, или как не потерять управляемость
Вы пытаетесь резко остановиться (видимо забыли, что в гололёд все движения должны быть размеренными и плавными), инстинктивно давя на тормоз. Но эффект достигается прямо противоположный: колёса перестают вращаться, и автомобиль продолжает скользить по льду, словно на лыжах, становясь практически неуправляемым. Что же делать в это ситуации?
Для того, чтобы справиться с заносом, советуем использовать прерывистое торможение, причем нажимать на педаль следует быстро и сильно несколько раз подряд. Не стоит длительное время держать педаль тормоза нажатой – может произойти блокировка колес.
Потеря управляемости бывает двух видов: автомобиль не поворачивает (снос передней оси) или его разворачивает, то есть задняя часть автомобиля «пытается обогнать» переднюю (занос).
В первом варианте, когда руль стал «ватный», не стоит «мучить» машину, продолжая крутить руль, – она всё равно не отреагирует, а закрутив колёса сильнее, вы только усугубите положение автомобиля. Верните руль в первоначальное положение и ещё раз плавно сделайте поворот. Если при этом немного сбросить газ, то машина наклоняется вперёд, передние колеса сильнее прижимаются и лучше тормозят.
Второй вариант, когда автомобиль уже закрутило, несколько сложнее, но выход тоже есть. Рекомендуем делать вещи, которые, на первый взгляд, кажутся противоестественными: держать руль прямо либо поворачивать его в сторону заноса. Если вашу машину «повело» вправо, вращайте руль не влево, как сильно хочется, а наоборот – вправо. Прямо выставленные колёса быстро затормозят занос кузова. На переднеприводной машине, кстати, газ не отпускаем, – иначе закрутит сильнее. Наоборот, можно слегка надавить на педаль акселератора. На заднеприводном автомобиле для преодоления заноса наоборот газ постепенно сбрасываем. Машину с полным приводом остановить тяжелее всего. Важно поймать момент потери управляемости в самом начале, и попытаться вытянуть автомобиль чуть прибавляя газ. Если занос несильный, необходимо быстро повернуть руль в сторону заноса и тут же выпрямить. Если момент упущен, и машину закрутило, крутите руль в сторону заноса и молитесь ждите реакции от автомобиля.
Правило 5: готовимся к поездке правильно
Ну и наконец, про самое очевидное: никогда не выезжайте в гололёд на летних покрышках. Можно не вспомнить о замене масла, не проверить состояние аккумулятора или уровень тосола в радиаторе, но своевременно «переобуть» машину в зимнюю резину однозначно необходимо. За это, кстати, даже штрафовать собираются.
Советуем также хорошо очищать фары и противотуманки – хороший свет в условиях снегопада крайне необходим. Проверьте жидкость в бачке стеклоомывателя. Её лучше покупать сразу в готовом виде, а не в концентрате, с которым нужно возиться. Да и пропорции порой не удаётся правильно подобрать, а значит, в какой-то момент очищающая жидкость может попросту замёрзнуть. Кстати, чем лучше работают «дворники», тем меньше жидкости уходит на очистку лобового стекла.
Перед тем, как трогаться с места, смахните снежный сугроб не только с зеркал и стёкол машины, но и с крыши салоне. Нередки случаи, когда при торможении шапка снега съезжала на лобовое стекло и полностью заслоняла обзор водителю.