Что означают надписи на автомобильных шинах
Что означают надписи на шинах?
Все надписи на разных покрышках, как правило, однотипны (за исключением обозначения покрышек в США), и их расшифровка достаточно легка и, чтобы прочитать надписи на шинах, нам не понадобится уйма информации и инструкций, а разные производители шин придерживаются чаще всего одного стандарта (по крайней мере, Ваш преданный слуга ни разу не встречал какой-либо покрышки, которая была бы обозначена как-то странно и нестандартно) из двух основных: европейского и американского.
Для начала общая схема шины и надписи на её боковине, а ниже – полная расшифровка этих надписей.
Итак, давайте начнём от простого к более объёмному:
Марка шины
Марка – это, собственно, бренд, компания, которая изготовила шину. Как правило, марка на шине обозначается самыми большими выделяющимися буквами, и Вы это слово как минимум уже не раз слышали: Bridgestone, Pirelli, Michelin, Nokian, Yokohama, Gislaved, Кама, Белшина – вот лишь очень ограниченный список наиболее покупаемых марок покрышек.
Модель и логотип шины
Модель шины – тоже текстовое имя собственное большими буквами – как правило, размер букв такой же, как и у надписи марки шины, либо в редких случаях немного мельче. Производители шин часто создают целую серию шин с аналогичными технологиями и свойствами и эксплуатационными характеристиками и называют эту серию одной моделью. Беря в пример надписи из иллюстраций выше, Bridgestone использует название модели “Potenza” на многих своих шинах, обращаясь к водителям, которые предпочитают высокопроизводительные спортивные шины, в противовес моделям “Turanza” на многих других покрышках, предназначенных для менее агрессивной езды.
Логотип шины, как правило, относится ко всему бренду и потому указывается рядом с маркой шины, но бывает, что и возле надписи модели, как в примере с той же “Потензой” – Вы можете увидеть на картинке выше.
Кроме того, рядом с моделью – чаще справа от неё – может наличествовать название серии, которая может обозначать небольшой ряд модификаций покрышки с определёнными эксплуатационными показателями. Это довольно специфическая идентификация общих характеристик этой шины, чаще всего независимо от её размера. К примеру, покрышки модели Potenza сильно различаются по производительности, но серия схожих по характеристикам шин этой модели практически идентичны. А идентичность эта может быть по следующим параметрам:
- Технология изготовления
- Рисунок протектора
- Общий дизайн
- Эксплуатационные свойства
Размеры шины
На самом деле, надписей с теми или иными размерами в тех или иных измерениях на шине довольно много, но главные из них и, пожалуй, самые важные надписи на покрышке вообще после марки и модели – это её типоразмер, от которого зависит, получится ли её вообще одеть на диск Вашего автомобиля или нет. Обычно типоразмер имеет вид “XXX/YY RZZ“, где XXX – это какое-либо число ширины покрышки (именно трёхзначное число чаще всего на легковых авто, в примере – 225), YY – какая-либо цифра высоты покрышки от обода до протектора (двузначное число на легковых автомобилях, в примере – 45), R – обозначение типа корда шины, и ZZ – диаметр покрышки (в примере – 17). Теперь подробнее о каждом размере:
- Ширина покрышки – указывается в миллиметрах . Это самое важное число при расчёте пятна контакта шины.
- Профиль (высота) покрышки – указывается уже в процентах от ширины покрышки. Это высота от самой близкой к центру круга шины точки обода до начала протектора. Так как она измеряется в процентах от ширины покрышки, то при одинаковой величине профиля, но разной ширине двух шин высота (в её абсолютной величине) той шины будет больше, которая шире.
- Надпись “R” – означает, что шина радиальная (а не радиус шины, как полагают многие). Почти у любой автомобильной шины есть корд (но его нет на покрышках велосипедов, некоторых мотоциклов и другого лёгкого транспорта) – это такая тонкая переплетённая между собой проволока, которая расположена внутри покрышки в области её протектора. А вот в боковинах шин чаще всего корд состоит из капроновых нитей, также переплетённых между собой. Собственно, надпись на боковине шины “R” говорит нам, что корд переплетён радиально – то есть “ёлочкой” – нити проволоки проходят по-диагонали относительно направления шины (рисунок ниже). Есть ещё диагональные шины, но они такая редкость и пережиток прошлого, что Вы вряд ли встретите их сегодня, если Вы не счастливый обладатель ретроавтомобиля или гоночного болида.
Индексы скорости и нагрузки
Чаще всего рядом с типоразмером шины расположена надпись индекса скорости и нагрузки, и в подавляющем большинстве случаев оба этих индекса расположены рядом друг с другом: сначала индекс нагрузки в виде двузначного числа, затем индекс скорости в виде одной заглавной буквы латинского алфавита. Так, в примере выше 94 означает максимальную нагрузку на одну покрышку не более 670 кг и, а буква Y – максимальную скорость не более 300 километров в час.
Почти невозможно найти дорогу общего пользования в России, где Вы сможете легально, не нарушая ПДД, ездить быстрее, чем номинальная максимальная скорость, указанная практически для любой шины. Тем не менее, индекс скорости (как и индекс нагрузки) является очень важным фактором безопасности при покупке шин. В таблицах ниже приведены расшифровки индексов скорости и нагрузки.
Расшифровка индекса нагрузки на шину
Индекс нагрузки | Максимальная нагрузка, кг | Индекс нагрузки | Максимальная нагрузка, кг |
---|---|---|---|
71 | 345 | 91 | 615 |
72 | 355 | 92 | 630 |
73 | 365 | 93 | 650 |
74 | 375 | 94 | 670 |
75 | 387 | 95 | 690 |
76 | 400 | 96 | 710 |
77 | 412 | 97 | 730 |
78 | 425 | 98 | 750 |
79 | 437 | 99 | 775 |
80 | 450 | 100 | 800 |
81 | 462 | 101 | 825 |
82 | 475 | 102 | 850 |
83 | 487 | 103 | 875 |
84 | 500 | 104 | 900 |
85 | 515 | 105 | 925 |
86 | 530 | 106 | 950 |
87 | 545 | 107 | 975 |
88 | 560 | 108 | 1000 |
89 | 580 | 109 | 1030 |
90 | 600 | 110 | 1060 |
Расшифровка индекса скорости
Максимально допустимая скорость, км/ч | Предназначение для автомобилей или тип шин | |
---|---|---|
L | 120 | Редкие внедорожники и лёгкие грузовики и запаска |
M | 130 | Редкие внедорожники и лёгкие грузовики и запаска |
N | 140 | Редкие внедорожники и лёгкие грузовики и запаска |
P | 150 | Редкие внедорожники и лёгкие грузовики и запаска |
Q | 160 | Шипованные и нешипованные зимние шины |
R | 170 | Лёгкие грузовики |
S | 180 | Семейные или большие автомобили, минивэны, неспортивные кроссоверы |
T | 190 | Большинство легковых автомобилей любых классов |
U | 200 | Большинство легковых автомобилей любых классов |
H | 210 | Большинство легковых автомобилей любых классов |
V | 240 | Спортивные седаны и купе |
W | 270 | Экзотические спортивные машины |
Y | 300 | Экзотические спортивные машины |
А теперь один нюанс: всё, что мы выше описывали по типоразмеру шин, относится к европейскому стандарту. Потому следует отдельно описать американский стандарт обозначения шин, а их целых два:
- Первый – достаточно простой: всё, что Вы читали выше, но перед обозначением добавляется одна из букв: “P” или “LT”, что означает легковой автомобиль и лёгкий грузовик соответственно. Например, такое обозначение: P 225/45 R17. И всё это, конечно же, в любимых американцами дюймах.
- Второй – немного сложнее: сначала идёт внешний диаметр покрышки, затем ширина и далее тип корда и внутренний диаметр. Например: 34×12.5 R18.
А ещё есть отдельное обозначение грузовых шин, которое Вы можете встретить на американских фурах (Фрейтлайнерах и других), к примеру: 10.00 R20, что означает высоту профиля покрышки и её диаметр – также в дюймах.
Маркировка автомобильных шин.
1. Маркировка размера шины
2. Наружная сторона (для ассиметричных шин)
3. Значение допустимого давления в шинах
4. Название шины
5. Материал, из которого изготовлена шина
6. Знаки и номера соответствия типам ЕСЕ или ЕЕС
7. Индекс нагрузки
8. Категория скорости
9. Место производства шины
10. Имя производителя шины
11. Цветная маркировки боковин шин, связанных с отклонениями радиальной силы
Что касается маркировки непосредственно размера шины, то он является главным критерием для обычного покупателя. Ниже приводим варианты данной маркировки и говорим некоторых критериях подробнее.
1. Стрелка “направление вращения” для шин с направленным рисунком вращения
2. Тип автомобиля
3. Ширина профиля в мм (185 для данной шины)/ высота профиля в % (70 для данной шины
4. Конструкция шины: радиальная R или диагональная
5. Тип шины по камере — бескамерная
6. Дата изготовления шины: 3-4 цифры, первые две указывают неделю изготовления, последние две на год. В данном примере шины были выпущены на девятой неделе 2005 года
7. Погодные характеристики — шины специального строения (для слякоти и снега)
8. Усиленная резина
9. RF — один из вариантов значка RF
10. Знаки и номера соответствия типам ЕСЕ или ЕЕС
11. Монтажный диаметр обода в дюймах (14″ для данной шины)
12. Индекс нагрузки в кг (89 кг на одно колесо для данной шины)
13. Индекс скорости в км/ч
Ширина профиля — это расстояние между плоскостями вращения колеса, которые прикасаются к внешним поверхностям боковин.
Высота профиля — является процентным отношением высоты профиля к ширине профиля. Значения в промежутке от 60 до 80 считаются нормальными и указывают на шины обычного профиля. При меньшем значение перед нами низкопрофильные шины, при большем — высокопрофильные.
Индекс нагрузки представляет собой показатель максимальной нагрузки на шину при максимальном давлении внутри шины. Специалисты рекомендуют не нагружать шину более чем на 85% от ее параметров для целей безопасности и максимальной эффективности.
Таблица индекса нагрузки
Индекс скорости отражает максимальную скорость, для которой предназначена данная шина. Для этого показателя используются латинские буквы. Иногда этот показатель указывается внутри размера шины (например 165SR14).
Необходимо также обратить внимание на взаимозависимость индекса скорости и нагрузки. Например, если шины имеют маркировку “V”, то при превышении скорости в 210 км/ч нагрузка должна быть уменьшена из расчета 3% на 10км/ч до 240 км/ч. Если шины маркированы “W”, то после 240 км/ч нагрузка должна быть уменьшена из расчета 5% на 10км/ч до 270км/ч.
Индекс скорости указывает максимальную скорость для данной шины. При нормальном режиме использования подразумевается езда со скоростью на 10-15% меньше допускаемой.
o P — легковой автомобиль (Passenger car)
o LT — лёгкий грузовик (Light Truck)
o ST — прицеп (Special Trailer)
o LRO -Трейлер на низкой посадке (Low Platform Trailer)
o T — временная, для запасных шин
o B — шины для мотоциклов
o С в конце типоразмера обозначает грузовую шину (8 слоёв)
Погодные условия для эксплуатации шин.
На шинах указывается так же тип погоды, условия применяемости конкретных шин. Возможны следующие варианты:
o М+S — грязь и снег (M&S;Mud + Snow; M+SE; M.S) зимние шины
o R+W — зимние для дорог (Road + Winter)
o AS — все сезоны (All Season, Any Season)
o AW — для любой погоды (Any Weather)
o A/T — любая местность (All Terrain)
o Water — вода (Aqua, Aquatred; Aquacontact)
o All Season North America — все сезоны Северной Ам
o M/T — шина для грязевых ландшафтов (Mud Terrain)
Так же вместо подобных обозначений часто применяются общепонятные картинки-пиктограммы: снежинки, дождевые капли, зонтик, солнце, туча.
Обозначения шипованности резины.
Существуют следующие типы шипов:
o AD — алюминиевые шипы.
o DD — шипы с прямоугольным сердечником и алмазной гранью.
o MD — пластиковые шипы с твердосплавным сердечником.
o OD — шипы с овальным сердечником.
o SD — шипы с твердосплавным сердечником.
Наличие камеры в шине.
o TL — Tubeless — бескамерная шина. При отсутствии данной надписи шина может использоваться только с камерой
o TT- Tube Type — MIT SCHLAUCH — камерная шина
Цветовые метки для балансировки.
Отражают отклонения радиальной силы. По форме могут быть круглыми, точками, треугольниками.
o Красный — самое жесткое место шины, наибольшая силовая неоднородность. Совмещается с отметкой L(LOW) на диске при монтаже.
o Белый — самая гибкая и мягкая часть боковины, наименьшие радиальные отклонения. Встречается очень редко. Совмещается с отметкой в 180градусах от отметки L на диске.
o Желтый — самая легкая часть шины в статическом состоянии. Совмещается с золотником колеса.
Цветовые решения и шрифты на шине.
o OWL — (Outline White Letters) — контурные белые буквы на боковине шины
o BSW — (Black Side Wall) — черные буквы на боковине шины (в обозначении торговой марки шины)
o VSB — (Vertical Serrated Band) вертикальная зазубренная полоса;
o RWL — белая полоса на боковине
o ORBL — (Outlined Raised Black Letters) черные выделенные подняты буквы на боковине
o RRBL — (Recessed Raised Black Letters) утопленные рельефные черные знаки
o WSW — белая боковина
o BLK — черная боковина.
Состав шины. Компоненты.
o Steel -присутствие металлокорда
o Stell (steel belted) — указывает, что шина имеет опоясывающий металлический корд
o Plies tread — состав слоя протектора
o Sidewall — состав слоя боковины
Тип установки шин на автомобиль.
Определенные модели шин устанавливаются только на определенное место на автомобиле.
o Outsade — Side Facing Out — внешняя сторона установки. Для ассиметричных шин.
o Inside — Side Facing Inwards — внутренняя сторона установки. Для ассиметричных шин.
o Left — шина устанавливается на левую сторону автомобиля.
o Right — шина устанавливается на правую сторону автомобиля.
o Rotation — направленная шина. Направление вращения указано дополнительной стрелкой на боковине шины.
Системы защиты на шине.
o SSR — аварийная защита шины при потере давления.
o MFS (Maximum Flange Shield) — максимальная защита закраины диска.
o FR (Flange Rotector) — шина с защитой обода диска.
o DSST — Dunlop Self-Supporting Technology. Защитная технология концерна Dunlop.
o RunFlat (RF) — технология, позволяющая продолжать движение транспортного средства после прокола или спуска шины.
o RunOnFlat (EMT) — позволяет продолжать движение при частичной или полной потере давления.
Прочие указания на шинах.
o XL — усиленная шина (Extra Load).
o RF — усиленная шина с повышенной грузоподъемностью, 6 слоёв (Reinforced = XL)
o Max Pressure — максимально допустимое давление в шине, в кПа.
o Max Load — максимально допустимая нагрузка на шину, в кг.
o Regroovable — шины, для которых имеется возможность углубления рисунка нарезкой.
o Retread — восстановленная шина.
o PSI (Pounds per Square Inch — фунты на квадратный дюйм) на шинах с индексом С и LT в обозначении — индекс испытательного давления при проведении испытаний на нагрузку и скорость.
o Temperature А, В, С — термостойкость шины при высоких скоростях на испытательном стенде (А — превосходная, B — средняя, C — удовлетворительная).
o Traction А, В, С — индекс сцепления. Способность шины к торможению на влажной дороге (А — превосходная, B — средняя, C — удовлетворительная).
o Treadwear ХХХ — индекс износостойкости. Определяется по отношению к “базовой шине”. (100-норма, меньше 100 — плохой, больше 100 — улучшенный)
o TWI — tread wear index — индикатор износа. При снашивании протекторов до данных индикаторов шина становится неподходящей для эксплуатации.
o DA — штамп, означающий незначительные производственные дефекты не препятствующие нормальной эксплуатации.
Стандарты и сертификаты.
o DOT (U.S. Department of Transportation) — американская кодировка, состоящая из до 11 букв и цифер, установленных Департаментом Транспорта США. Содержит в себе код производителя, адрес офиса, размер, подтверждение испытаний и сертификатов в соответствии с Федеральным стандартом безопасности PMVSS №109. Пример — DOT МКR4 AJOR.
o E + номер страны (например E3) — сертификат соответствия правилам №30 ЕЭК ООН (Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для легковых автомобилей и их прицепов). Цифра в круге означает код страны, цифра за кругом — номер официального правила.
o Е17 — соответствие Европейским стандартам.
o ETRTO — The European Tyre and Rim Technical Organization — Объединение европейских производителей шин и дисков, Брюссель.
o ECE — Economic Commission for Europe — Ведомство ООН в Женеве.
o FMVSS — Federal Motor Vehicle Safety Standards -Нормативы безопасности США.
o Safety warning — применяется на территории США и Канады — текст на английском языке, поясняющий аспекты безопасного использования шины.
Указатели марок автомобилей, для которых разработаны шины.
o AO — шины для Ауди
o M0 — шины для Мерседеса
o Star(звезда) -шины для БМВ
o NO, N1, N2, N3 — шины для Порше
o J — шины для Ягуаров
Строго не судите, мой первый пост, если кому-то понравится могу и дальше добавлять в подобной тематике
Найдены дубликаты
Как же заебали горе-автолюбители, которые путают шины и диски, и Щитают, чьто литера «R» означает некий «Радиус диска» вместо Диаметра
или что высота профиля покрышки величина постоянная, а не процент от ширины или думают что M+S значит зимняя
@moderator, за что бан @Dm.Fred, не может писать комментарии,в списке банов его нет
С данным вопросом обратитесь на почту: [email protected]
Cпасибо! Как раз хотел поискать в инете.. а тут как раз.. Супер!
Как японцы упаковывают шины для экспорта
В одну шину умудряются запихать до 4 покрышек. Шины бу, отправляются в страны третьего мира.
А вот так достают
“Бесплатная” диагностика.
Начала моя машина потихоньку выдавать ритмичный шум на ходу, как будто колёса разбалансированы. Сделали балансировку, – не помогает.
Оф. дилер, – “Приезжайте, диагностика ходовой у нас бесплатно!” Ну круто-ж блин! Через пол часа выходит приёмщик и со скорбной миной говорит что накрылся передний левый привод, менять только в сборе, цена запчасти 37тыс. – “Можно конечно не оригинал или с разборки, но вы же понимаете. ” 😉 Я пригорюнился, сказал что подумаю.
На следующий день нашёл по интернету ближайший гаражный сервис, – 2 советских гаража, даже подъёмника нет. Мужик приподнял домкратом, посмотрел из ямы и говорит, – “С подвеской всё в порядке.” Я ему озвучиваю что сказал дилер, мужик зовёт коллегу, опять поднимают и более внимательно осматривают и продёргивают передок слева. – “У тебя всё в порядке! Единственно что можем порекомендовать, попробуй съездить на развал-схождение.” Ок, сколько с меня? – “400р.”
Дальше мотнулся на развал-схождение, отдал 2100, выезжаю на ровный асфальт и снова, – “Wow, wow, wow. ” И тут начинает названивать дилер, – “Оцените пожалуйста нашу работу по десятибальной шкале!” :-E Я понимаю, что скорее всего они мне по ушам проехали на счёт замены, но причина то пока не ясна. – “Пишите что всё прекрасно!” “Что, 10 баллов?” “Да! До свидания!” а сам аж зубами от злости скриплю.
Но у самого уже не первый день червячок, а не резина ли это? Съезжаю с дороги вспоминаю какое колесо у меня за его историю больше всего страдало (2 прокола) и меняю его на запаску, выезжаю на дорогу. – Твою-ж маман! Тишина!
А почему “мастер” дилера решил что хана приводу? Предполагаю что ему пыльник не понравился, какое-то время назад я ремонтировался в другой мастерской и пока тамошние механики искали причину других звуков (опорные подшипники как оказалось) вскрыли привод повредив при этом пыльник и в тихаря (я об этом не знал) поставили на него хомутик. Мастер дилера увидев сие непотребство скорее всего к подвеске даже не прикоснулся, но пол косаря евро вынь да положь. Вот такая вот она, бесплатная диагностика.
Маркировка шин
При покупке или первом осмотре покрышки многие буквенные и цифровые обозначения для большинства людей не сильно отличаются от китайской грамоты.
Большая их часть — данные служебного характера, но также есть масса полезной информации для покупателя, которая поможет ему сориентироваться в параметрах и характеристиках шин. Дальнейшие описания сделают из Вас, если не специалиста, то сведущего и практичного человека. Обычно, выбирая новые шины, водители сначала смотрят на размер, точнее, типоразмер шин.
Стандартное обозначение на боковой части покрышки может выглядеть как смешанный набор цифр и букв:
175/70 R13 82T
– 175 – это измеряемая в миллиметрах ширина профиля покрышки;
– 70 – это процентное соотношение: «высота профиля шины к ширине шины». Ширину автошины мы знаем – 175 мм. Указанная цифра 70 – это процент от 175. То есть высота шины – 122,5 мм. Также о высоте шинного профиля говорит «серия». Впрочем, этот параметр на шине может и отсутствовать. К примеру, надпись 185R14C102Q расшифровывается следующим образом: перед Вами полнопрофильная шина, у которой высота профиля равняется большему значению 80-82% от ширины шины.
– R – радиальный корд шины. Это обозначение характеристики конструкции покрышки, когда прорезиненные нити на корде каркаса идут параллельно друг другу, не перехлестываясь. На сегодняшний день производители часто выпускают шины именно с таким типом корда. Иногда производятся и покрышки с диагональным кордом (D), когда прорезиненные нити на каркасе располагаются под углом к радиусу колеса. Можно встретить и диагонально-опоясанный тип (B).
– 13 – величина указана в дюймах и обозначает диаметр колеса.
– 82 – коэффициент или индекс допустимой нагрузки. Он, хоть и считается условным, все же немаловажен, когда речь идет о безопасности езды. Эту информации можно увидеть на шине там, где после слов Max Load заметна пара цифр. Первая показывает нагрузку в килограммах, другая – в фунтах. В разделе «Индекс нагрузки шин» приведена полная таблица коэффициентов грузоподъемности шин, наиболее часто применяемых производителями.
– Т – важный индекс для дальнейшей эксплуатации шин. Он показывает максимально возможную скорость, при которой сохраняется гарантия компании-изготовителя на все заявленные характеристики автошин. Полная расшифровка этих значений можно найти в разделе скоростных индексов.
У отдельных шин бывают дополняющие обозначения. Скажем, 185R14C102Q. Буква С – это «усиленные» покрышки, способные выдерживать серьезную нагрузку. Прочие символы встречаются намного реже.
Кроме размеров на боку шины обязательно присутствует название фирмы, сделавшей эту покрышку. Например, Nokian и наименование модели, допустим, NRT2.
Размер 175/70 R13
Размер А: – профиль и его ширина в миллиметрах. В нашем примере A = 175 мм.
Размер B: – профиля и его высота, в виде процентного отношения его высоты к его ширине. B = 70 процентов = 122,5 мм.
Размер С: – диаметр посадки в дюймах. В примере буква C – это 13 дюймов. Переводим и получается 330 миллиметров.
Размер D: – общая высота шины. D равна 2B плюс C. В нашем примере D = 575 миллиметров.
Есть и другие обозначения с интересной и полезной информацией:
TUBE TYPE – конструкция с наличием камеры.
TUBELESS – конструкция без камеры.
TREADWEAR 380 – износоустойчивость, по отношению к шине в базовой версии. База равняется 100.
TRACTION А – сцепление, оно имеет значения А, В и С. Коэффициентом А имеют шины с максимальным сцеплением покрышек с дорогой.
TEMPERATURE A – показывает способность покрышки сопротивляться температурным нагрузкам. У него тоже есть такое же подразделение на А, В, С.
Е17 – Евростандарты присутствуют.
M + S – обозначение шин для дождевых,грязевых, снежных сезонов, движения в дождь и т.д.
PLIES: TREAD – составляющие протекторного слоя
SIDEWALL – составляющие слоя боковой части шины.
MAX PRESSURE – предельное давление внутри шины (КПа).
MAX LOAD – нагрузка и максимальное значение, измеряемое в фунтах и килограммах.
ROTATION – вращение и его направление.
RIGHT – шина для правой стороны.
LEFT – покрышка для левой стороны.
INSIDE – сторона установки (внутренняя).
OUTSIDE – сторона установки (внешняя).
DA (штамп) – минимальные заводские дефекты, которые не мешают заявленным качествам эксплуатации шины.
TWI D – указывает на износ протектора. Индикатор выглядит как выступ в канавке протектора. Покрышку необходимо сменить, если протектор стерся до этого индикатора.
MADE IN. – родина производитель шин.
DOT-код – это маркировка автошин на основании нормативных требований американского Министерства транспорта (United States Department of Transportation). По сути, этот код представляет собой последовательность цифр и букв, в которых зашифрованы следующие данные о шине:
- информация о заводе-изготовителе, типоразмер;
- заводской код (модель шины, партия, какие-либо особенности);
- время изготовления
DOT-код всегда наносят на боковину шины, и выглядит он так: DOTХХХХ ХХХХХХХХ.
Например, на шине есть обозначение XEE0 T255 2015.
- Первая группа цифр и букв – данные о заводе-изготовителе и обозначение типоразмера. В нашем случае это завод в бразильском городе Граватаи, где расположен один из заводов компании Pirelli. Типоразмер – 185/60R15.
- Вторая группа – это индекс, который используют на данном заводе, чтобы обозначить модель и партию шины. Некоторые производители не проставляют этот код.
- А третья группа – данные о дате производства: первые две цифры – неделя, вторые две цифры – год. Данная шина была выпущена на 20 неделе 2015 года.
Теперь, понимая все эти обозначения, Вы легко сможете разговаривать с консультантами и продавцами. А потом, точно определив свою цель, купите необходимые шины и будете знать, как долго и правильно эти шины эксплуатировать.
Как расшифровать надпись на шинах: учимся читать по шинам
Боковина шин содержит всю необходимую информацию, однако не каждый водитель может ее «прочитать». Среднестатистический водитель расшифровывает лишь малую часть данных о шине, а потому важно акцентировать внимание на обозначениях, которые можно увидеть на резине.
Начинаем с понятного
Основными критериями выбора колес становится типоразмер, модель и марка шины, а потому именно их водитель замечает в первую очередь. Вся перечисленная информация нанесена на шину наиболее заметным шрифтом, который бросается в глаза. Помимо этого, автомобилисты нередко обращают внимание на индекс нагрузки и скорости шин. Однако мелкий шрифт используется за указания прочих параметров, которые имеют особое значение для эксплуатации колес.
Что скрывает мелкий шрифт?
Чтобы «прочитать» надписи на шине, важно знать, что информация на противоположных боковинах разная, а потому полные данные можно получить, лишь изучив покрышку полностью. Мы предлагаем расшифровку нескольких основных параметров, нанесенных на боковину. Благодаря ним водитель будет знать, как расшифровать надпись на шинах, а потому сможет выбирать колеса правильно.
Дата выпуска покрышки
Это один из основных параметров, поскольку «свежие» шины стоят дороже, а прошлогодние или старше – дешевле. Не стоит пугаться, ведь эксплуатационный период покрышки равен 60 месяцам, однако стоимость свежих и четырехгодовалых шин отличается.
Типоразмер
Размерность резины является одним из самых понятных параметров, но несмотря на это несоблюдение типоразмера приведет к небезопасности вождения. Не зря производители закладывают определенные параметры, которые должны строго соблюдаться, а потому важно знать, как расшифровать размер шин. Выглядит он следующим образом: например, 195/65 R15 91T, где 195 – это ширина шины в мм, а 65 – это отношение высоты профиля к ширине в процентах. Буква R обозначает тип конструкции, а не радиус колеса. Радиальные шины заполонили рынок и практически полностью вытеснили из него диагональные покрышки. Радиус покрышки в дюймах обозначает цифра, стоящая после буквы R.
Индекс скорости и нагрузки
Индекс нагрузки и скорости шин стоит внимательно изучить перед покупкой. Индекс скорости, соответственно, ограничивает скорость указанным максимумом, а нагрузка – максимальный вес машины, который приходится на колесо. В данном примере, 195/65 R15 91T использованы условные обозначения, которые расшифровываются следующим образом: 91 – обозначает, что шина выдерживает 615 кг, а буква T – это условный индекс скорости, ограничивающий безопасное движение 190 км/ч. Для оптимального движения необходимо обеспечить определенный запас прочности, который обеспечит комфортное вождение.
Подсказки для установки, конструкция шины
Эти отметки актуальны для колес с направленным рисунком протектора, поскольку их следует монтировать определенным образом. Стрелки и надпись Rotation обозначает направление вращения, которое стоит учитывать при установке, потому важно знать, как расшифровать маркировку шин. Помимо этого, на рынке представлены покрышки, которые должны устанавливаться определенной боковиной внутрь и наружу (соответственно, надписи Inside и Outside), а также на правую и на левую сторону авто. Для этого установщикам следует учитывать информацию, нанесенную на боковинах. Особенности строения шины фиксируются соответствующими обозначениями:
резина с камерой – TT или TUBE TYPE, бескамерная шина – TL или TUBELESS.
Сезон и предназначение
Предполагаемое дорожное покрытие и сезонность шин – это важные параметры, которые обуславливают состав резиновой смеси, особенности рисунка протектора и конструкции покрышки. Особую популярность сейчас завоевали всесезонные шины – AS или All Season, а также всепогодные колеса с пометкой AW или Any Weather. На зимней или всепогодной резине, колесах для внедорожников может встречаться обозначение M+S или M&S, что означает Mud and Snow (грязь и снег).
Для этого используется ряд специальных значков:
• Снежинка или * обозначает зимние колеса, потому как значок «лето» производители колес не предусмотрели;
• Надписи Aqua, Rain, Aquatred или Water обозначают, что резина может использоваться на мокрых дорогах;
• Значок «+» демонстрирует экономность расхода топлива при эксплуатации на мокрых дорогах, он обозначает сниженное сопротивление качению.
Давление и стандарт
Все покрышки выпускаются по определенным стандартам, E или Economic Commission for Europe – это знак европейского стандарта, а DOT – аббревиатура американского департамента транспорта. Правильное давление воздуха в шинах зависит от многих показателей, в частности, веса авто, нагрузки на него и сезонности, однако возле надписи Max Pressure в кПа фиксируется предельно допустимый параметр.