Autoexpertion.ru

Что делать если отказали тормоза

Что делать при отказе тормозов

Безопасность движения на автомобиле зависит от работоспособности тормозной системы. Поэтому даже в правилах ПДД прописано, что эксплуатация автотранспорта категорически запрещена при неисправностях тормозов.

Но даже у ответственных водителей, которые постоянно проводят техническое обслуживание, тормоза могут. В таком случае первостепенная задача – остановить автомобиль, причем надо это сделать максимально быстро и без последствий. Но сделать это не так просто, как кажется.

Причины неисправности

Основные причины отказа тормозов:

  1. Повреждения магистралей, по которым движется тормозная жидкость и утечка жидкости
  2. Заклинивание поршней главного цилиндра.
  3. Повреждение уплотнителей главного цилиндра.
  4. Критический износ колодок или тормозных дисков.
  5. Попадание под педаль стороннего предмета.
  6. Низкий уровень тормозной жидкости, утечка жидкости.
  7. Тормоза могут отказать и из-за старой тормозной жидкости, она впитывает воду из воздуха, а вода кипит→ воздух в тормозной системе → отказ тормозов.

Некоторые из причин приводят к сильному снижению эффективности тормозной системы, но функционировать она продолжает. А это уже положительный момент. Но есть и такие неисправности, при которых система полностью отказывает.

Чтобы остановить автомобиль с отказавшими тормозами, применяются торможение силовой установкой с трансмиссией и препятствия. Но второй вариант экстренный и используется только в крайнем случае – чтобы избежать серьезных последствий.

Действия при отказе тормозов

Итак, при попытке затормозить педаль провалилась и замедления не происходит. Такое случается при повреждении магистралей, утечке и недостатке тормозной жидкости. Такие неисправности относятся к категории частичной утраты эффективности тормозной системы.

Конструкцией системы предусмотрено наличие двух независимых контуров, каждый из которых отвечает за два тормозных механизма. Если один контур поврежден, то машина сохраняет возможность остановиться. При этом из-за неработающего контура усилие на педали сильно упадет, да и сработать второй контур может не сразу. Обусловлено это тем, что из-за утечки объем жидкости в бачке снижен до критического уровня и для задействования оставшихся рабочих тормозных механизмов нужно закачать жидкость в магистраль. Делается это путем повторных нажатий на педаль ( 2 -3 раза). Как только почувствуется, что авто начало замедляться, дожимаем педаль, удерживаем ее в таком положении до полной остановки.

Если же педаль полностью проваливается без усилия или она заклинила в отпущенном положении – поломка системы привела к полному ее отказу и манипуляции с педалью не помогут. В этом случае принимаем другие меры – замедление за счет мотора и КПП.

Останавливаем мотором и трансмиссией

Действия водителя при отказавших тормозах зависят от конструкции трансмиссии и стояночного тормоза. Проще остановить машину с механической коробкой, с вариатором же и АКПП сделать это сложнее, но возможно.

Важное условие для остановки авто — снижение скорости движения. И сделать это можно двигателем и коробкой передач. При определенных манипуляциях удается сбросить скорость, причем без негативных последствий для трансмиссии и двигателя.

Проще тормозить двигателем, если на машине установлена механическая коробка.

Технология замедления: убираем ногу с педали газа и замедляемся путем перехода на низкие передачи с максимально быстрым выжимом сцепления. Но учтите, что переход должен быть последовательным и быстрым. Нельзя, двигаясь на 5 передаче, включить сразу 1-ю. Это приведет к повреждениям мотора и трансмиссии и потере управляемости. Последствия при неправильном торможении негативные – вылет с трассы, увод на встречную полосу, переворот авто.

После перехода на самую низкую передачу останавливаем авто путем остановки мотора или использования ручника. Но не стоит глушить мотор сразу, пока еще авто движется со значительной скоростью. Такие меры приведут к разрыву КПП и сильному повреждению мотора, при этом автомобиль станет неуправляемым.

С автоматической коробкой и вариатором остановить авто сложнее. В таких коробках система защиты не даст принудительно менять передаточное число. И даже если на таких коробках предусмотрен ручной режим, то при переходе с высокой передачи на низкую система проконтролирует работу трансмиссии в установленном режиме и при несоответствии самостоятельно перейдет на повышенную скорость. Наличие ручного режима обеспечит более быструю остановку машины. Используя его, действуя как с МКПП (последовательный переход с высокой скорости на низкую), добиваемся быстрого замедления.

Но если ручного режима нет, то водитель может отпустить педаль газа и продолжать управлять авто, дожидаясь, пока коробка сама не перейдет на самую пониженную передачу, а после уже задействовать ручник или заглушить мотор. Единственное, что можно дополнительно сделать – установить селектор в положение «L» или «1» (если такой режим есть). В этом режиме коробка быстрее переходит на низкие передачи.

Использование ручника

Ручник — тормоз с тросовым приводом, который помогает в остановке машины, но затягивать его сразу и до упора нельзя, чтобы не потерять управление. Замедляя авто двигателем и КПП, дополнительно включайте и ручник. При этом зажимаем клавишу храпового механизма и тянем рычаг вверх постепенно. При таких действиях механический привод обеспечит срабатывание задних тормозных механизмов, и они начнут замедлять автомобиль. При этом важно не перегреть колодки, чтобы сохранить работоспособность ручного тормоза.

Оптимальные действия такие – сбрасываем газ, переходим на более низкую передачу и задействуем ненадолго ручник. Затем рычаг опускаем и быстро повторяем процедуру. И только дойдя до самой низкой передачи, выжимаем ручник.

Но если машина оснащено ручником с электрическим приводом, то для замедления его использовать не получится. В механизме с механическим приводом водитель регулирует силу прижима колодок, исключая полную блокировку колес. Электрический же привод сразу заблокирует механизмы, что приведет к потере управления. Поэтому ручной тормоз такой конструкции задействуем только после сброса скорости, когда осталось полностью остановить авто.

Читать еще:  Расточка тормозных барабанов владыкино

То же касается и стояночного тормоза, который блокирует КПП. В этом случае его задействование приведет к разрыву КПП, повреждению мотора и потере управляемости.

Видео: Что делать если отказали тормоза, машина без тормозов

Использование препятствий

Все описанные методы остановки при отказавших тормозах применимы только если условия движения позволяют. Для остановки мотором с трансмиссией требуется длинный отрезок пути. Но бывает и так, что тормоза отказали, а машину нужно срочно остановить.

В этом случае остается только воспользоваться препятствием, но его еще нужно правильно выбрать. Оптимальный способ остановить автомобиль посредством препятствия — заезд в сугроб. В этом случае последствия минимальны.

Также можно воспользоваться отбойниками, но учитывайте, что при первом касании боком о препятствие машину может отбросить вбок, поэтому важно ее удержать.

Въезжать в деревья, металлические конструкции, которые расположены возле дороги, стоит только, если иных препятствий нет. Не стоит экстренно останавливать машину путем въезда в другое авто.

При оказавших тормозах важно сохранять самообладание и действовать быстро.

Три простых способа остановить автомобиль если отказали тормоза

Большинство водителей оказывались в положении, когда отказывают тормоза. Ситуация критическая, требует собранности и быстрого принятия решения. От этих качеств зависит здоровье, а иногда жизнь водителя и пассажиров.

Почему отказывают тормоза

Есть несколько причин, но наиболее распространены такие:

  • Неправильно подаётся тормозная жидкость;
  • Старая тормозная жидкость;
  • Залита тормозная жидкость, не отвечающая технической характеристике автомобиля;
  • Поломка тормозной системы из-за отсутствия должного технического состояния тормозного суппорта;
  • Неправильно отрегулирован распределитель тормозных усилий;
  • Отсутствие нужной герметичности в тормозной системе, в результате чего педаль при нажатии не выполняет заданных функций.

Такие поломки не редкость, но надо знать, как с ними справиться, тем более, если они возникли при движении автомобиля на приличной скорости.

Отказали тормоза: что делать

На вооружении каждого водителя обязательно должны быть хотя бы 3 наиболее распространенных способов экстренного торможения автомобиля. Прежде чем ими воспользоваться, попробуйте несколько раз нажать на педаль тормоза.

Возможно, попал воздух и таким образом можно прочистить воздушную систему. Если педаль вообще не нажимается, то не исключен вариант попадания под неё постороннего предмета.

Если добиться результата не удалось, то следует переходить к решительным действиям:

  1. Трансмиссия транспортного средства. Это самый эффективный и безопасный способ. Суть его состоит в постепенном понижении передачи. При этом не стоит давить на газ, в противном случае обороты двигателя не уменьшатся. Указатель тахометра должен находиться в рабочей зоне. Резкое переключение передачи сразу на вторую или первую может привести к заносу машины. Такие действия предусмотрены для механической коробки.

На автомобиле с автоматическим управлением следует перейти на ручной способ управления и пытаться совершить те же действия. Если нет такой возможности, тогда следует перевести рычаг коробки на первую передачу, и скорость будет снижаться в автоматическом режиме. Можно воспользоваться ограничителем диапазона, но он есть не на каждом автомате.

  1. Торможение с помощью препятствий. Следует выбрать самый оптимальный и безопасный режим торможения. Например, тереться колёсами о бордюр, забор и даже стоящий автомобиль. Но следует помнить, что любое соприкосновение с посторонним предметом может изменить траекторию движения транспорта. Если рядом есть кусты, то автомобиль можно направить непосредственно на них. Зимой помогут сугробы.
  2. Стояночный тормоз. Как показывает водительская практика, ручник можно применять для экстренного торможения только на небольшой скорости и если колеса автомобиля расположены ровно. Если эти условия не соблюдены, то даже при скорости в 40 километров, машину занесет.

Отправляясь в дорогу, следует помнить, что автомобиль это повышенная опасность. Тормозная система должна подвергаться регулярному техническому осмотру, как и весь автомобиль в целом. Должный уход за транспортным средством поможет исключить многие нежелательные ситуации, возникающие в процессе вождения.

Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.

Правильные действия водителя при отказе тормоза

Отказ тормозов – одна из тех пикантных ситуаций, которые вводят водителя в стрессовое состояние. Те, кому пришлось пережить её за рулем, никогда не забудут, сколько адреналина и переживаний обрушилось на них в то время. Такой отказ почти всегда случается внезапно, без видимых, казалось бы, причин, однако далеко не все автомобилисты знают, какими должны быть их действия в этих форс-мажорных случаях.

Как действовать при отказе тормозов.

Характерные причины отказа тормозов автомобиля

Многолетний опыт огромного отряда отечественных, зарубежных автомобилистов помог собрать множество реальных фактов, касающихся внезапного отказа тормозов машины. Систематизация такой колоссальной «коллекции» помогла сформулировать основные причины того, почему отказывают тормоза. Эксперты рассказывают, что же случается, в силу каких технических и иных причин тормоза пропадают, почему это происходит:

  • Одно из первых мест в этом своеобразном «рейтинге причин» занимает обрыв шлангов тормозной системы или же трубопроводов. Такую поломку, как правило, сопровождает дополнительный неприятный фактор: в тормозной системе падает давление воздуха, другой вариант – уровень жидкости. Особенно страдают те автомобили, у которых одноконтурная система привода их тормозов. Для них достаточно разрыва хотя бы одного из трубопроводов, и тогда полное отключение всей тормозной системы неминуемо;
  • Немало, к сожалению, и таких ситуаций, когда виновником неисправности становится такая банальная вещь, как некачественная тормозная жидкость. Современные гримасы автомобильного рынка в стране привели к тому, что на нём сплошь и рядом продаётся немало подделок, лишь маскирующихся под добротный товар. Если в машину попадает такая тормозная халтура, можно быть уверенным, что до отказа всей рабочей системы торможения рукой подать, причём это может случиться очень внезапно, буквально на ровном месте.
Читать еще:  Ошибка концевика педали тормоза

Ещё куда ни шло, если такой огорчительный казус произойдёт на ровной дороге, где нет интенсивного движения автотранспорта, можно попытаться применить рекомендованные водителям в таких случаях рецепты экстренного торможения другими способами. Однако всё может быть и по-иному, свершившись, например, на оживлённом перекрёстке или горной дороге, где времени на долгие размышления нет ни секунды, и это может закончиться плачевным исходом, когда пострадают не только автомобиль, но и люди.

Действия при отказе тормозов

Самое первое и главное правило, формулирующее для водителей, что делать, если отказали тормоза, имеет вовсе не технический характер и касается совсем не автомобиля, который внезапно закапризничал. Это совет чисто психологического формата. Так, если обнаружилось, что тормоза «полетели», водителю во что бы то ни стало надо постараться сохранить максимальное спокойствие. Именно в этом спокойствии залог того, что ему удастся выйти из сложного положения. Ни в коем случае не надо тут же, за рулём, вдаваться в панические размышления по поводу того, что случилось и что именно вышло из строя, так как в данном случае это уже не имеет первостепенного, решающего значения и будет выясняться только после полной, успешной остановки автомобиля. Чтобы приступить к экстренному торможению иными способами, он должен очень оперативно, буквально в автоматическом режиме, поочерёдно применять те спасительные рецепты, которые ему известны. Если не подходит один из таких вариантов, необходимо тут же, не мешкая, применять другой и так далее, пока какой-то из них один не сработает эффективно.

Остановка мотором и трансмиссией

Самый распространённый на практике способ торможения в случае отказа тормозов на скорости автомобиля – это неотложное использование ресурсов его двигателя. Опытные водители хорошо знают этой прием и применяют его практически ежедневно, даже при исправной тормозной системе. Суть метода состоит в том, что если во время движения машины, у которой включена одна из передач, подачу горючего полностью прекратить или свести к минимуму, мотор сам по себе начинает торможение автомобиля. У настоящих ассов вождения выработан целый арсенал его приёмов: от включения передач по порядку их понижения до их цикличного пропуска. При этом важную роль, разумеется, играет то, что собой представляет покрытие автомобильной дороги, по которой движется машина, и в каком оно состоянии. Скажем, на сухом асфальте и при мизерной скорости лучше всего сбросить сцепление, чтобы сделать замедление авто максимальным. Зато при скользком, например, обледеневшем или мокром покрытии дороги более эффективно срабатывает «перегазировка», однако она требует немалой сноровки, опыта, так как если всё сделать формально, последствия такого «торможения» могут стать непредсказуемыми, они способны привести к полной потере водительского контроля за движущейся машиной.

Использование ручника

Ещё одним широко применяемым и тоже весьма эффективным способом торможения при отказе тормозов является использование ручника. На первый взгляд, это совершенно безобидный вариант, который можно применять в любом случае, однако такое мнение ошибочное. Обращаться с ним тоже надо умело, чтобы не усугубить ситуацию. Как остановить машину, зависит от того, с какой скоростью она едет. Потому что резкое применение ручника почти сразу блокирует задние колеса, а на большой скорости это небезопасно, особенно если дорога скользкая, тогда автомобиль способен начать на ней опасные пируэты, вообще стать неуправляемым. Помня об этом, профессионалы используют ручник для торможения лишь на малой скорости, да и то без излишней резкости, циклично.

Использование препятствий

Третий испытанный способ торможения машины, у которой вдруг пропали тормоза, состоит в использовании контактных способов остановки. Для этой цели сгодятся многие внешние предметы, которые способны стать для колёс преградой, в частности – заборы вдоль трассы, бордюры у дороги и т. п., в крайнем случае – даже столбы, иные автомобили. Если речь будет касаться здоровья, жизни находящихся в машине водителя и пассажиров, то жалеть автомобильный металл, пусть и недешёвый, нерезонно, главное – спасти людей. Тем более что такой способ экстренного торможения при форс-мажорных обстоятельствах, согласно действующему законодательству, вовсе не считается преступлением.

Чтобы на практике у водителя дело не доходило до аврального применения только что перечисленных и проанализированных способов торможения, тормозная система его авто всегда должна быть подконтрольной и в полном рабочем порядке. Надо регулярно осматривать, проверять её, не полагаясь на авантюрное «авось», и тогда никаких непредвиденных поломок с тормозами в пути случиться не должно.

Если отказали тормоза

Педаль тормоза уходит вниз, а ваш автомобиль продолжает движение. Мгновенное, леденящее душу осознание случившегося. Это чувство с содроганием вспоминают многие автомобилисты старшего поколения. В этот момент главное — не потерять самообладание и сохранить способность анализировать и действовать.

Читать еще:  Почему бьет педаль тормоза при торможении

Отказ тормозов при правильном уходе за автомобилем — явление крайне редкое. Но ведь никуда не делись те факторы, которые относятся к разряду нетехнических. Ямы и камни на дорогах способны повредить трубки гидропривода. А бракованные запчасти или же злоумышленники? Современный автолюбитель должен быть готов ко всему, в том числе и произвести торможение автомобиля без тормозов.

Если педаль тормоза внезапно уперлась в коврик, а реакции никакой, совет первый — не прекращать давить на неё до полного упора. Тормозная система современных автомобилей — двухконтурная. Возможно, отказал только один из них, и торможение будет происходить в два раза хуже, а педаль всё же будет «брать», но у самого пола. При нулевом эффекте следует быстро отпустить педаль и нажать её снова, проделав это несколько раз, не дожидаясь результата. На пятом-шестом качке возможно восстановление давления в системе гидропривода и всё же удастся остановить автомобиль даже на высокой скорости.

Таким же образом следует поступать и при потере тормозной жидкости, когда машина замедляет ход, а педаль тормоза медленно проваливается. Процедуру её нажатия следует повторять, пока автомобиль полностью не остановится. Тормозная жидкость хоть и вытекает, но рабочие цилиндры продолжают передачу усилий на тормозные колодки.

В случае полного отказа рабочей тормозной системы, остаётся возможность прибегнуть к помощи стояночного тормоза и торможения двигателем. Если скорость превышает 40-50 км/час, то при использовании «ручника» возможен занос, вызванный блокировкой задних колёс. Поэтому для дозировки усилия следует одновременно с использованием ручника нажимать кнопку «трещотки». Из-за возможности заноса, нельзя останавливать машину стояночным тормозом на кривой. Нужно попытаться перевести её перед началом торможения на прямую траекторию.

Торможение двигателем производится последовательным переключением на низшие передачи, быстро отпуская педаль сцепления, сокращая при этом время его нерабочего состояния. На дороге под уклон используется общее правило торможения двигателем: передача на спуске такая же, как и при подъёме. Очередное включение передачи «вниз» производится при снижении оборотов двигателя на предыдущей передаче до 1000 — 2000 об/мин. (акселератор отпущен). Снижение скорости происходит синхронно с оборотами, а полная остановка производится «ручником».

В том случае, если тормоза отказали на крутом спуске, есть ещё один испытанный автогонщиками способ — торможение с помощью колёс или борта о расположенные вдоль дороги бордюры или иные сооружения. Главное — чтобы участок, к которому придётся притираться, по возможности, был гладким, и машина не развернулась или же не перевернулась, зацепившись за выступающие части. Угол сближения с поверхностью должен быть как можно меньше по этой же причине, иначе контроль над ситуацией теряется полностью.

Одним из вариантов относительно «безболезненной», как принято считать, остановки автомобиля с отказавшими тормозами может стать удар сзади о попутный грузовик. Пассажиры при этом должны максимально зафиксироваться ремнями безопасности и упереться в детали интерьера.

В поисках буфера для торможения, следует обратить внимание на состояние обочины. Если дорожная насыпь невысока и кювет достаточно узок, есть возможность просто съехать в поле, не сворачивая слишком резко или же под большим углом, чтобы автомобиль не перевернулся. Зимние сугробы — тоже выход из положения. Это всё же лучше, чем столб или встречный автомобиль.

Следует знать, что самым страшным исходом в ситуации с внезапным отказом тормозов может стать лобовое столкновение. Ведь скорости встречного транспорта суммируются. Если возможность выбора всё же остаётся, то наезд на препятствие или даже переворачивание машины предпочтительнее лобовому столкновению. Здесь уж не до сохранности автомобиля. Жизнь и здоровье людей — на первом плане.

Во всех ли случаях возникает необходимость экстренной остановки автомобиля при отказе рабочей системы тормозов? Это может показаться странным, но, оказывается, не во всех. В тех случаях, когда дорога свободна, а впереди просматривается ровный участок без попутных автомобилей или же подъём, то можно обойтись и без экстрима. Достаточно позволить автомобилю выкатиться по инерции на свободный участок дороги и, когда он полностью остановится, воспользоваться стояночным тормозом или же самой низкой передачей при выключенном зажигании.

При попытке остановить машину без тормозов, не следует забывать о руле. Нужно быть в постоянной готовности к корректировке движения. Ведь машина может пойти юзом из-за блокировки одного или нескольких колёс. Это вполне может случиться при повреждении тормозной системы.

Чтобы подобных ситуаций не возникало, нужно всегда помнить о том, что ничто не случается внезапно, в том числе и отказ тормозной системы. Ведь машина заранее сигнализирует о назревающей проблеме. Это может выражаться в изменении ощущения педали: её мягкости или жёсткости, толчковой отдаче в ногу. Любые признаки изменения поведения тормозов вашего автомобиля не должны оставаться без внимания.

Не стоит забывать о работоспособности стояночного тормоза. Ведь не зря с такой настойчивостью им интересуется ГАИ. Отведённая ему вторая роль резервного тормоза — очевидна. А чтобы «ручник» не подвёл в экстренной ситуации, использовать его нужно постоянно. Только так можно держать его трос в рабочем состоянии. Не лишними будут и тренировки аварийного торможения с помощью стояночного тормоза, конечно же, в местах, свободных от транспорта.

В заключение хочется призвать всех автолюбителей — почаще проверять состояние тормозной системы своего автомобиля. Тогда вам никогда не придётся выполнять все вышеописанные действия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]